Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (776) 17 января 2011 г. События. Оценки

«Оппозиционные партии и движения создали какую-то дурную традицию»

17.01.2011
 
События «Плошчы» в виде несанкционированного митинга свыше 30 тыс. человек с финальным жестоким разгоном, которым феерически завершились выборы президента Беларуси-2010, продолжают оставаться в центре внимания. Сторонние наблюдатели и непосредственные участники охотно используют для пространных комментариев любой информационный повод, зато представители силовых структур немногословны.
Елена АНКУДО



Исключение для корреспондента «БелГазеты» Елены Анкудо сделал первый замначальника Главного управления охраны правопорядка и профилактики - начальник управления охраны правопорядка милиции общественной безопасности МВД Александр БАРСУКОВ. Полковник милиции, курирующий безопасность в стране, рассказал о действиях своих подчиненных в центре Минска 19 декабря и объяснил, почему они полностью соответствовали действующему законодательству.

- Каковы полномочия сотрудников органов внутренних дел во время массовых мероприятий, включая несанкционированные?

- В соответствии с Конституцией свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан, гарантируется государством. Порядок их проведения определяет закон. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Порядок организации и проведения массовых мероприятий установлен законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел - законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Органы внутренних дел обязаны обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства, а также принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также меры по защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств.

В целях выполнения возложенных задач сотрудники органов внутренних дел имеют право требовать соблюдения общественного порядка, временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать покинуть определенное место для обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности, применять физическую силу и спецсредства.

- Все эти действия сотрудники органов внутренних дел выполняли и во время несанкционированного митинга 19 декабря?

- Да. В ходе пресечения несанкционированного массового мероприятия и противоправных действий его участников сотрудники органов внутренних дел работали строго в рамках прав и законодательных актов Беларуси. Публичные призывы к организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий по мотивам политической или идеологической вражды запрещены законом «О противодействии экстремизму».

В соответствии с законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» до получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатор, а также иные лица не вправе объявлять в СМИ о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы. В случае, если не было подано заявление, а также при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан, массовое мероприятие должно быть прекращено по требованию руководителя соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, органа внутренних дел или организатора указанного мероприятия, лица, ответственного за организацию и проведение массового мероприятия.

Если участники массового мероприятия отказываются выполнять законные требования уполномоченных на это должностных лиц, органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются необходимые меры по его прекращению.

НАРУЧНИКИ И ПАЛКИ

- Зарубежные СМИ обошли теле-, видео- и фотосюжеты, свидетельствующие о беспрецедентно жестоком разгоне митинга сотрудниками белорусских силовых структур. Насколько оправданны были их действия?

- В отличие от действий правоохранителей зарубежных стран, которые применяют при разгоне митингующих слезоточивый газ, водометы, резиновые пули и т.п., белорусские милиционеры использовали тактику пассивного вытеснения нарушителей, имея при себе только индивидуальные средства защиты. Вместе с тем статьей 28 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» предоставлено право применения спецсредств. В ряде случаев допустимо применение наручников, резиновых палок, средств связывания, специальных химических веществ, светозвуковых устройств отвлекающего воздействия, устройств для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспортных средств и др.

Эти спецсредства могут быть применены в случае нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов; для пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника органов внутренних дел либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества.

Утверждение, будто сотрудники органов внутренних дел препятствуют проведению т.н. мирных собраний, - заблуждение, связанное с незнанием действующего законодательства или попытками его интерпретации для оправдания своих противоправных действий.

«Мирное собрание» не означает, что это массовое мероприятие законно и разрешено местными исполнительными и распорядительными органами, поскольку его организатор должен иметь соответствующее разрешение и выполнить ряд требований, определенных законодательством.

ПРОСИЛИ ПО-ХОРОШЕМУ

- К каким мерам общественной безопасности прибегли сотрудники внутренних дел, прежде чем отдельные граждане принялись ломать двери и бить стекла в Доме правительства?

- Получив информацию о возможном проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка или несанкционированных акций, органы внутренних дел через СМИ обращались к гражданам с просьбой не принимать в них участие и по возможности не находиться в районе его проведения.

Разъяснялась ответственность за участие в несанкционированных акциях. Организаторов мероприятия официально предупреждали об ответственности за нарушения установленного порядка проведения массовых мероприятий. Из анализа возможного развития событий расстановка личного состава была организована таким образом, чтобы обеспечить немедленное реагирование на любое негативное развитие событий и пресечение противоправных действий.

Работали агитационные группы со средствами усиления речи, предупреждая граждан о незаконном формате мероприятия и недопустимости нарушения общественного порядка. Было налажено взаимодействие с органами здравоохранения - по вопросам своевременного оказания гражданам медицинской помощи, а также подразделениями МЧС - по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.

Более того, 19 декабря принимались меры по недопущению выхода митингующих на проезжую часть пр. Независимости еще в районе пл. Октябрьской, а также были предприняты попытки воспрепятствовать организации несанкционированного шествия по проспекту в районе ул. Энгельса.

Вы сами видели, что ни на какие уговоры собравшиеся не реагировали, игнорируя тем самым законные требования сотрудников органов внутренних дел.

В районе же Дома правительства активные действия были начаты только после того, как стало очевидным, что т.н. мирное собрание перерастает в групповые умышленные действия, сопровождающиеся погромами, уничтожением имущества и попытками захвата административного здания высшего органа госуправления.

ЧТО ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ ЕВРОПЫ?

- Эти меры выработаны на основании опыта, полученного в ходе прошлых несанкционированных акций оппозиции?

- Эти меры являются общепринятыми действиями сил правопорядка не только в нашей стране. Примерами могут служить куда более активные действия полиции при недавних событиях в ряде европейских государств. Однако почему-то никого не возмущает ни чрезмерное применение там силы, ни использование при этом спецсредств, ни количество задержанных и пострадавших.

Никто не осуждает решительные действия полиции и не упрекает стражей порядка в «избиении» манифестантов, не требует освободить задержанных погромщиков и организаторов. Хотя в ходе столкновений десятки и даже сотни человек получают ранения, есть среди гражданского населения и погибшие. В то же время у нас были ранены около ста сотрудников милиции, а гражданских лиц - в разы меньше. Комментарии излишни.

Попробуйте провести акцию протеста у здания правительства или парламента в какой-нибудь европейской стране или хотя бы выйти на проезжую часть. Уже такие действия без их предварительного согласования расценят как «опасное поведение на дороге». А уж битье окон парламента или нападение на полицейских однозначно будет считаться уголовным преступлением. В таких случаях полиция действует решительно и однозначно.

После событий в Лондоне министр внутренних дел Соединенного Королевства Тереза Мэй отметила: «То, что мы сегодня видели в Лондоне, уровень насилия на наших улицах, не имеет ничего общего с мирными протестами. Нанесение противозаконного ущерба неприемлемо». Так что, в Европе это все немирно и неприемлемо, а у нас приемлемо и возможно?

К глубокому сожалению, в нашей республике оппозиционные партии и движения создали какую-то дурную традицию: независимо от результатов по окончании любых выборов публично выражать свое несогласие с их результатами, организовать протестные акции в форме несанкционированных массовых мероприятий.

Так, после президентских выбров-2001 митинг сторонников проигравшего кандидата продолжался на ступеньках Дворца профсоюзов в течение двух суток. После выборов депутатов в ПП НС 18 октября 2004г. и республиканского референдума на Октябрьской площади собралось около 900 человек, прошел митинг. Нарушая правила дорожного движения, участники акции пытались организовать несанкционированное шествие.

В день выборов президента 19 марта 2006г. в 19.00 на Октябрьской площади столицы собралось около 500 человек, к 20.40 их количество возросло до нескольких тысяч. Прошел несанкционированный митинг. С 20 по 23 марта на площади стоял палаточный лагерь, участников которого задержали в ночь на 24 марта.

25 марта после проведения в сквере им. Я. Купалы несанкционированного митинга колонна граждан двинулась по улицам Я. Купалы, М. Богдановича и Немиге в сторону спецприемника-распределителя ГУВД Мингорисполкома, чтобы освободить граждан, отбывающих наказание в виде административного ареста. В 16.10 в районе железнодорожного моста над пр. Дзержинского колонну остановили, сотрудники милиции произвели задержание около 50 наиболее активных участников несанкционированного шествия.

При этом все перечисленные мероприятия в отличие от действий нарушителей 19 декабря 2010г. не сопровождались попытками захвата административных зданий и групповыми нарушениями общественного порядка.

СИНИЕ ЖИЛЕТЫ

- Почему 19 декабря сотрудники милиции воспрепятствовали законной деятельности по освещению событий представителей зарубежных и отечественных СМИ, в т.ч. государственных?

- Согласно закону «О средствах массовой информации» в связи с осуществлением профессиональных обязанностей представитель СМИ имеет право присутствовать в порядке, определенном законодательством, в районах вооруженных конфликтов или чрезвычайных ситуаций, на массовых мероприятиях, в местах других общественно важных событий и передавать оттуда информацию.

Для укрепления взаимодействия при обеспечении охраны общественного порядка во время массовых мероприятий с начала 2010г. органы внутренних дел используют информационные группы в специальных отличительных жилетах. Соблюдая рекомендации сотрудников указанных групп, в т.ч. по месту нахождения, журналисты могут беспрепятственно и безопасно выполнять свои профессиональные обязанности и передавать информацию.

- Однако вечером 19 декабря на пл. Независимости не было замечено ни одного сотрудника информационной группы ГУВД в синих жилетах…

- Сотрудники информационной группы там находились, хотя журналисты игнорировали цивилизованное взаимодействие с ними.

В ходе всего несанкционированного мероприятия сотрудники милиции через средства усиления речи постоянно обращались к его участникам с требованием прекратить хулиганские действия, предупреждали об ответственности за их противоправное поведение. Представителям СМИ и случайно находящимся в месте его проведения гражданам было рекомендовано покинуть место проведения акции или отойти на безопасное расстояние.

С учетом вышеизложенного все лица, в т.ч. журналисты, до начала активных действий правоохранительных органов, направленных на пресечение противоправного поведения и задержание активных нарушителей общественного порядка, имели возможность покинуть место проведения несанкционированного мероприятия или отойти на безопасное расстояние. Во время несанкционированных мероприятий, в т.ч. 19 декабря, некоторые активные участники под прикрытием того, что, мол, являются «независимыми журналистами», пытались оправдать свое нахождение среди прочих нарушителей правопорядка. В подавляющем большинстве случаев они не исполняли профессиональных обязанностей журналиста.

Справка «БелГазеты». Александр Барсуков родился в 1965г. в Гомельской области. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в 1988г. и 1989г. - в урегулировании межнационального конфликта в Нагорном Карабахе. Окончил Академию МВД Беларуси. Службу в органах внутренних дел начал в 1985г. милиционером патрульно-постовой службы милиции. Затем работал следователем, командиром взвода ОМОНа, замначальника Центрального РУВД Минска, командиром полка ППСМ ГУВД Мингорисполкома и замначальника УВД Миноблисполкома. С февраля 2008г. - первый замначальника Главного управления охраны правопорядка и профилактики - начальник управления охраны правопорядка милиции общественной безопасности МВД РБ. Полковник милиции.

Справка «БелГазеты». По сведениям МВД, в 2010г. подразделениями органов внутренних дел обеспечен правопорядок и общественная безопасность при проведении более 30 тыс. массовых мероприятий (в 2009г. - 19 тыс.) с участием около 20 млн. человек. В функции управления охраны правопорядка и профилактики МВД входит обеспечение охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий - общественно-политических, культурно-массовых, спортивных, религиозных.
Добавить комментарий
Проверочный код