Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (776) 17 января 2011 г. События. Оценки

Штырь программы

17.01.2011
Снят главный киношедевр Беларуси
Если когда-нибудь вам нужно будет объяснить вообще ничего не понимающему иностранцу, что такое наша милая, уютная страна, не пытайтесь давать ему читать газеты. Не подсовывайте Короткевича. Не рассказывайте историю - все равно запутается. Просто покажите ему двухсерийный фильм, первая часть которого была снята на БТ и называется «Плошча. Железом по стеклу», вторая - анонимами и называется «Требуем правды и свободы». Объясните бедолаге, что Беларусь - где-то посередине двух этих фильмов. И даже не так: что Беларусь и есть тот раскол, который фильмы выявляют.
Виктор МАРТИНОВИЧ



Фильм «Плошча. Железом по стеклу» стала дебютом нового руководителя Белтелерадикомпании, театрала Геннадия Давыдько (вообще-то, авторов произведения зашифровали - титры в фильме отсутствовали, а театрал солировал закадровым комментарием. - «БелГазета»). Дебют получился атомный. Он включил в себя все то, что нужно было сказать про Площадь, и еще немного в качестве коричной посыпки на пенку для ценителей. Чрезмерность фильма, его стремление представить героев не просто уродами, а какими-то сгустками чистого зла, выявляет эпизод с объяснением, что на самом деле произошло с группой Владимира Некляева у его штаба. Сначала в фильме рассказывается, что в микроавтобусе, который охраняли сторонники экс-кандидата, на самом деле была не звукоусилительная аппаратура, а взрывчатка и оружие. Зрителю показывают эту взрывчатку и оружие, и становится страшно - как много взрывчатки и оружия! Голос высокопоставленного ведущего за кадром сообщает: милиция интересовалась содержимым автобуса и оказалась не разочарованной, вскрыв его.

Но дальше фильм отходит от привычной милицейской версии и углубляется в теорию заговоров. Последняя подана здесь в строгом соответствии с голливудскими канонами монтажа и озвучки: в темно-фиолетовых тонах, пэкшотами. Вот Николай Статкевич стоит рядом с Некляевым. А что он тут делает? Он ведь звал всех к вокзалу! Вот Некляева бьют. Вопрос: кто бьет Некляева, как не Статкевич с еще одним экс-кандидатом Андреем Санниковым? Санников к вокзалу не звал, но это точно его рук дело!

Чрезмерность фильма путает карты, заставляет задаться вопросом: а кто ж тогда «накрыл» микроавтобус с оружием и взрывчаткой? Тоже люди Статкевича и Санникова? Или все-таки правоохранители? Но что они делали там, где Статкевич и Санников били Некляева? Почему не заступились? Не отругали, не наказали?

Но во время просмотра «Железом по стеклу» вопросами задаваться не стоит. Нужно откинуться перед телевизором, расслабиться и позволить этому фильму войти в твое сознание, захватить его полностью. Иначе не поймешь, что такое родина, просмотрев вторую серию.

Вообще, в «Железе…» очень много оружия. Собственно, его финальный посыл - то, что оппозиция на самом деле никакая не оппозиция, а гвалт, кровь и насилие, отсылает к глубинным архетипическим страхам белорусов. Либо Лукашенко, либо война, т.е. канистры с бензином, топоры и штыри, снятые на пл. Независимости белорусским ТВ. Про штыри в фильме рассказывают вдохновенно. Радует эпизод про звонок на завод, в ходе которого у директора просят продать партию железной арматуры. Еще больше радует то, что штыри, оказывается, можно использовать в качестве метательного оружия. Кто придумал эти штыри, неизвестно, но они должны навсегда закрепиться в визуальном поле в качестве символа оппозиции.

В чем смысл фильма «Железом по стеклу»? Зачем было на всю страну показывать кадры, на которых видны тысячи людей, сгрудившихся у Дома правительства, - в ситуации, когда про эту гигантскую толпу пропагандистам логичнее было бы забыть? Судя по всему, смысл здесь - в захвате визуального господства. Нации показали кадры, которые часть нации уже видела и показывала родственникам. Однако эти кадры были перемонтированы, выстроены в сюжет и снабжены нужным комментарием. Монополия YouTube на Площадь-2010 снята. Теперь Площадь стала еще и пропагандистским феноменом.

Вторая серия белорусского национального киношедевра называется «Требуем правды и свободы», сделана неизвестными и имеет хронометраж всего 10 минут. Она появилась на YouTube 13 января. Принцип - тот же, что и в «Железом по стеклу» - широко известные съемки, закадровый голос, их объясняющий. Во второй серии этот голос - женский и белорусскоязычный, что полностью отвечает социологии белорусского протеста, в котором зачастую мужчины играют пассивную роль при героических, смелых женщинах.

Феномен фильма «Требуем правды и свободы» (и обоих фильмов, вместе взятых) в том, что вторая часть представляет диаметрально противоположную точку зрения на произошедшее на площади. Самый мощный ход авторов - показать кадры площади сразу после завершения штурма и задаться вопросом: а где, блин, топоры, ножи и штыри? Где бутылки с зажигательной смесью? Где пустая тара из-под пива? Кто их туда принес, если сразу после разгона снег был чист, как слеза младенца?

Смысл «Требуем правды и свободы» - не просто доказать, что «Железом по стеклу» врет. Второй фильм восстанавливает визуальное доминирование. Адептам сильной и процветающей есть что показать своим политизированным детям, а детям - есть чем возразить.

Жанр получившегося двухсерийного продукта - политический детектив про раскол субъекта. Его главным героем является сознание смотрящего, которое сначала должно по-детски поверить высокопоставленному дяде, читающему комментарий, а затем ужаснуться тому, как нагло был обманут. И так - до тех пор пока не выйдет третья серия, опровергающая первую, и четвертая, опровергающая третью.

Мировая кинодокументалистика порвана - ни в одной из стран понятия добра и зла не являются настолько подвижными, как в Беларуси. Только мы, нация, для части которой Некляев - герой, для другой части - наймит Кремля, для третьей - агент Запада, могли спродуцировать это чудо. И до тех пор, пока свойства массового сознания, положенные в самую основу этого фильма, не изменятся, глупо ожидать в Беларуси каких-либо сдвигов.
Добавить комментарий
Проверочный код