Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (776) 17 января 2011 г. Экономика

К нам едет кредитор

17.01.2011
Расклад недели
С 25 января по 2 февраля в Беларуси будет работать миссия Международного валютного фонда (МВФ), возглавляемая Крисом Джарвисом. Цель миссии - изучение результатов работы республиканской экономики за 2010г. и корректировка прогноза на 2011г. с учетом новых условий поставки российской нефти в Беларусь.
Сергей ЖБАНОВ



О том, что Беларусь не выполнит прогнозные задания на 2010г., было известно задолго до конца года. Еще в ноябре 2010г. по результатам работы прежней миссии Крисом Джарвисом было сделано заявление, в котором была изложена позиция МВФ по принципиальным вопросам белорусской макроэкономической политики. С тех пор она не изменилась. Прогноз МВФ по росту ВВП Беларуси (7,2%) оказался довольно точным, поскольку фактически темп прироста данного показателя составил 7,6% за год, что существенно меньше официального прогноза белорусского правительства (11-13%).

Но приводить длинный перечень невыполненных прогнозных показателей нет никакого смысла. Проще сказать, что белорусские власти преуспели только в раздаче экономически необеспеченной зарплаты и кредитов, направляемых на финансирование госпрограмм. Положительный эффект от этой плодотворной деятельности ничтожен - на 17,1% вырос объем розничного товарооборота. И даже план по строительству жилья не выполнен на 3,7%. Теперь придется пожинать плоды этой неслыханной щедрости. Их немало, начиная от падения конкурентоспособности экспорта и, как следствие, роста дефицита внешнеторгового и платежного баланса вплоть до резкого сокращения золотовалютных резервов страны. Прекрасный букет!

Однако постоянный представитель МВФ в Минске Наталия Колядина великодушно не напоминает об «успехах» белорусской экономики, а делает акцент на положительной оценке сложившегося стиля сотрудничества с властями. «Мы обмениваемся мнениями», - сказала Колядина агентству «Интерфакс». Более того, позиции МВФ и представителей властей совпадают по многим пунктам. Например, никто не оспаривает необходимость сокращения дефицита счета текущих операций платежного баланса. Но в конце 2010г. именно власти приложили максимум усилий, чтобы размер этого самого дефицита рос ускоренными темпами.

«Безусловно, не всегда к нашему мнению прислушиваются. Но, с другой стороны, положительно то, что мы на постоянной основе обсуждаем все вопросы, которые волнуют правительство и Национальный банк», - пояснила Колядина. Впрочем, сегодня, когда срок действия прежней программы истек и никаких обязательств перед фондом у Беларуси не существует (кроме возврата долга в оговоренные сроки), представителям МВФ приходится довольствоваться тем, что их выслушивают, и это, безусловно, приятно. Но на практический эффект от таких бесед рассчитывать не приходится, пока не будет подписано соглашение о начале следующей кредитной программы.

Запрос же на новую программу сотрудничества от Беларуси пока не поступал. К чему республике лишние обязательства, связанные со структурными реформами, когда можно без особой головной боли, пусть и под очень высокий процент, занять валюту на рынке еврооблигаций? Сегодня конъюнктура на финансовых рынках этому благоприятствует. Но в любой момент (к концу года это наверняка случится) ставки возрастут, и республика окажется не в состоянии платить столь высокие цены по кредитам.

А проблемы или «факторы риска» белорусской экономики между тем не изменились, они тоже хорошо известны, как и способы борьбы с ними. Ведь их обсуждают уже не первый год. И в 2011г. они никуда не денутся - МВФ вынужден будет наблюдать и ждать, пока Беларусь созреет для новых кредитов. Тогда и возникнет серьезный повод обсудить возможную программу действий. Есть основания полагать, что ранее 2012г. это вряд ли случится. Во всяком случае, не в 2011г. Во-первых, потому что президент поручил новому главе правительства Михаилу Мясниковичу «без всяких коренных ломок совершенствовать ту модель, которая создана в Беларуси». Во-вторых, следует учесть возможность введения экономических санкций со стороны Запада и - в зависимости от их жесткости и глубины последствий - можно будет назвать более точные сроки, когда у властей республики вновь возникнет острая потребность не только поговорить с МВФ, но и последовать его мудрым советам.

Об этом сейчас нужно думать, не рассчитывая на то, что очередная миссия фонда раскроет нам новые источники процветания белорусской экономики. Ясно одно: они известны, и их с каждым годом становится все меньше. Вот когда президент перестанет надеяться на чудо и поймет, что нужно быстрее продавать госактивы и либерализировать экономику, то рекомендации фонда окажутся востребованными вместе с кредитами. До этого момента полезность обмена мнениями между властями и экспертами фонда невысока, поскольку президент вносит коррективы в действия правительства и Нацбанка, руководствуясь по большей части политическими, а не экономическими соображениями. Последствия такого волюнтаристского вмешательства в нашей стране мы сейчас и наблюдаем.

Запрос на новую программу сотрудничества от Беларуси пока в МВФ не поступал. К чему республике лишние обязательства, связанные со структурными реформами, когда можно без особой головной боли, пусть и под очень высокий процент, занять валюту на рынке еврооблигаций?
Добавить комментарий
Проверочный код