Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (774) 27 декабря 2010 г. Тема недели

Пресса: Равняйсь?

27.12.2010
 
В странах, не делающих ставку на самобытность, а идущих в русле естественного развития, средства массовой информации четвертой властью зовутся не за красивые заголовки. Будучи живым нервом общества, СМИ этих стран отражают в себе любые сложности и противоречия его социальной, культурной и политической среды. И если, скажем, британская Guardian дает нелестный отзыв о работе кабинета министров, значит, париться нужно министрам, а не газете Guardian. Для Беларуси, идущей особым путем, такие изыски либерализма - неудобоваримая экзотика.
Дмитрий РАСТАЕВ



Сторонний наблюдатель, не знакомый с нюансами местной действительности, едва ли счел бы, что в предвыборный период белорусские СМИ допускали какие-то очень уж экстремальные «прыжки через ограду». Ну, да, не все издания плескались в карамельных слюнках, некоторые публиковали довольно резкие материалы - так для любой европейской страны это в порядке вещей, и это минимум возможного. В Беларуси же легкий либеральный штормец, качнувший было упругую лодку стабильности, дал кормчему повод задуматься о дальнейших лоциях.

«Мы очень принципиально с завтрашнего дня и очень демократично будем подходить ко всем вашим заявлениям и публикациям, - предупредил журналистов на пресс-конференции 20 декабря Александр Лукашенко. - Хватит издеваться над властью и над народом. За каждое написанное слово вы будете отвечать». Казалось бы, сказал и сказал - что с того, какие причины для волнения? СМИ и так обязаны отвечать за свои слова. Однако в слове «отвечать», слетевшем с еще не остывших от выборов уст президента, каленые горьким опытом журналисты прежде всего услышали неприятное созвучие с глаголом «молчать».

Президент недаром сделал акцент на «написанное слово»: СМИ, имеющие дело со словом сказанным, давно и надежно приведены к общему знаменателю. Но и среди печатных СМИ не так уж много тех, которым впору примерять на себя президентское предупреждение. По большому счету, из тысячи с лишним зарегистрированных на территории РБ изданий к «ответу» могут быть призваны от силы 5-7 газет, еще не утративших желания - или возможностей - публиковать альтернативные мнения.

Хотя сложно понять, что именно Александр Григорьевич имел в виду, говоря об издевательствах «над властью и народом». Еще сложнее предположить, как истолкуют этот его пассаж чиновники на местах, чьи головы далеко не так светлы, как голова действующего президента. Поэтому, нащупывая вектор будущих взаимоотношений власти и СМИ, логично рассмотреть два варианта - оптимистический и не очень.

Оптимистический вариант исходит из посылки, что, выпустив предвыборный пар и подрезав наиболее колючие ветки оппозиционного шиповника, президент сменит гнев на милость и не станет усердствовать в реализации своих угроз относительно СМИ. Может, это прозвучит легкомысленно, но индикатором того, что в жизнь воплощается именно этот вариант, станет возвращение в эфир отдохнувшего Сергея Дорофеева, причем в его прежнем качестве телеведущего ОНТ.

Ситуация окрасится в более мрачные тона, если Александр Григорьевич всерьез решит показать «акулам пера», где зимуют белорусские раки. В этом случае отношения «власть - СМИ» вступят в стадию регресса, откатившись на несколько лет назад, во времена, когда информационные «бузотёры» загадочным образом исчезали из подписных каталогов «Белпочты» и киосков «Союзпечати».

Дело, может, и не дойдет до такого уж термидора, но в любом случае вертикаль располагает щедрым арсеналом, позволяющим ей «очень принципиально» подходить к публикациям тех или иных изданий. С частью этого арсенала уже успели ознакомиться некоторые газеты, в которых в предвыборный период самые финансовоемкие рекламодатели - причем даже те, что имеют в своих уставных фондах долю иностранного капитала, - вдруг массово отказались от размещения рекламы. На вопрос «почему?» рекламодатели грустно вздыхали, молча показывали пальцем вверх и разводили руками.

Однако ситуация, когда в стране совсем не останется изданий, высказывающих альтернативную точку зрения, невыгодна никому, в т.ч. действующей власти, которой, пусть со скрипом, пусть разгребая внезапно возникшие завалы, но придется продолжать диалог с Европой, даже в условиях потепления со стороны Москвы. Кстати, в той же России, где аудиовизуальные СМИ тоже взяты на поводок, хотя и более длинный, чем в Беларуси, ряду печатных изданий либерального толка, расходящихся в точках зрения с Кремлем, позволено не только существовать в относительно мягких условиях, но и печататься на типографских мощностях этого самого Кремля. Если даже российская власть, располагающая громадными материальными и геополитическими ресурсами, понимает, что нужно вести диалог не только с 80% поддерживающих ее граждан, но и с 20% не поддерживающих, неужели этого не поймет власть белорусская?
Добавить комментарий
Проверочный код