Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№51 (774) 27 декабря 2010 г. Тема недели

Экономика: Кто кого «надул»

27.12.2010
 
В 2010г. белорусская экономика пыталась догнать докризисный уровень 2008г., но не смогла. Нацбанк сделал кредиты дешевле и доступнее, не обижал коммерческие госбанки. Минфин тоже старался: пачками раздавал стимулирующие финансовые пакеты под инвестиционные проекты, размещал облигации. У Совмина не было времени думать о качестве и эффективности сдвоенного монетарно-фискального стимула в контексте прогнозных показателей третьей пятилетки. Страна начинает мотать очередной президентский срок. С высокой степенью вероятности нас ждет жесткая посадка и существенная корректировка позитивных трендов уходящего 2010г.
Ярослав РОМАНЧУК



В январе 2010г. Центр Мизеса озвучил три сценария развития экономики на год. Базовый и пессимистический предполагали падение ВВП, а в оптимистическом прогнозировался рост на 2-4% ВВП. Как оказалось, за 11 месяцев экономика выросла на существенно выдающиеся за рамки оптимистического сценария 7,2%. При этом практически совпал прогноз по инфляции - за 11 месяцев она составила 8,9%. По году с высокой степенью вероятности индекс потребительских цен превысит 10%.

Дефицит консолидированного бюджета-2010 будет ближе к базовому сценарию. За 10 месяцев т.г. он составил 1,7% ВВП, но именно на два последних месяца пришлась большая нагрузка по выплате административно увеличенной зарплаты. Именно в конце года проходят проплаты по инвестпроектам, стройкам и дорогам, поэтому дефицит в 3% ВВП вполне реален - и это без учета квазибюджетных расходов.

Центр Мизеса недооценил резвость внешней торговли. Прогнозировали падение экспорта и импорта, сокращение дефицита торгового и платежного балансов. Но за 10 месяцев экспорт товаров вырос на 17%, импорт - на 18,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. При этом дефицит торгового баланса по товарам и услугам в 2010г. грозит превысить уровень 2009г. - только за 10 месяцев он составил $5,11 млрд., что уже на 20,2% больше, чем за аналогичный период 2009г. Дефицит во внешней торговле товарами составил $6,53 млрд. При сохранении таких темпов по итогам года он составит около 15% ВВП. Напомним, что правительство планировало сокращение дефицита внешней торговли товаров и услуг до $4,6-4,7 млрд. (8,5-9% ВВП), а реальный показатель получился примерно на 3% ВВП больше.

Не удалось сократить дефицит текущего счета платежного баланса. В 2009г. он составил 13,1% ВВП ($6,4 млрд.) на фоне чистого притока прямых иностранных инвестиций в 3,7% ВВП ($1,83 млрд.). За три квартала 2010г. отмечено чистое изъятие иностранных инвестиций (сюда входят и кредиты). Сумма, правда, небольшая - $3,2 млн., но годом ранее за аналогичный период было чистое поступление на $704 млн.

В 2010г. краткосрочный внешний долг всех экономических субъектов и государства составит около $11 млрд. В ситуации роста напряжения на финансовом рынке ЕС и США кредиторы не будут столь щедрыми в переоформлении долга или снижении стоимости заимствования.

Важным фактором макроэкономической стабильности в 2011г. будут золотовалютные резервы (ЗВР). На 1.12.2010г. в международном определении они составили $5,7 млрд. - чуть больше, чем двухмесячный объем импорта страны (критически низким порогом являются запасы на три месяца импорта). За 11 месяцев ЗВР выросли всего на 0,9%, хотя Нацбанк планировал рост за год до $7,2 млрд. Правительство переоценило потенциал получения валютной выручки и иностранных инвестиций. Даже обильные внешние заимствования не помогли властям создать макроэкономическую подушку безопасности. Зачем же тогда было гнать ВВП более чем на 7%, если такой рост не привел к улучшению состояния ни государственных, ни корпоративных финансов? Рентабельность реализованной продукции за 10 месяцев составила 10,3% (годом ранее - 10,6%), а рентабельность продаж - 6,4% (6,6%). В 2010г. более 45% коммерческих организаций не имели собственных оборотных средств; еще почти 14% имели их ниже норматива.

НАДУТЫЕ ДО ПРЕДЕЛА

Ставка рефинансирования Нацбанка с 15.09.2010г. составляет 10,5% годовых. При этом в октябре средняя ставка по выдаваемым рублевым кредитам была на уровне 8,4%, а для небанковских финансовых организаций - 5,9%. Получается, что Нацбанк доплачивает заемщикам, а не зарабатывает на этом. Поскольку одним из основных заемщиков является само государство, которое кредитуется под мизерные проценты (либо долги вообще списываются или переоформляются), то при инфляции более 10% возникает очень опасная схема перераспределения богатства в пользу номенклатурных программ - как частных, так и государственных.

Чистые внутренние требования Нацбанка в рублях на 1.12.2010г. составили Br25,8 трлн., явив впечатляющий рост в 2,55 раза с начала года. Основная часть их (Br21,5 трлн.) - рефинансирование банков, причем скорость роста кредитования резко увеличилась к концу года. Нацбанк активно скупает облигации местных госорганов, испытывающих острый дефицит ресурсов на финансирование своих обязательств, продолжая уникальный опыт совмещения монетарной и аграрной политики (за 11 месяцев Нацбанк предоставил присоединенным к себе сельхозпредприятиям Br3,1 трлн.).

В 2011г. «надувать» экономику таким большим количеством дешевого кредита будет опаснее. На 1.11.2010г. остатки задолженности по выданным кредитам составили Br82,4 трлн. - на 38,7% больше, чем 1.11.2009г. Существенная часть этих кредитов - чистая денежная эмиссия Нацбанка, нервно поглядывающего на состояние валютного рынка. Взрывного роста валютной выручки в 2011г. не предвидится, подползает девальвация, и, если раздувать денежный пузырь, она может перейти на бег.

Из-за мягкотелой денежной политики властям никак не удается справиться с инфляцией. Очевидно, существующие механизмы жесткого регулирования цен не работают. Точно такие же проблемы есть и с принуждением к исполнению финансовых обязательств перед правительством и большими госбанками. Вместо санации и банкротства правительство предпочитает перекредитование, списание долгов и предоставление очередного пакета льгот и преференций.

Еще одна острая проблема 2011г. - ускорение темпов накопления долгов. На 1.11.2010г. кредиторская задолженность составила Br56,4 трлн. и по сравнению с 1.11.2009г. выросла на 15,7%. Задолженность по кредитам и займам на 1.11.2010г. составила Br71,2 трлн. (рост на 31,5%). Дебиторская задолженность на 1.11.2010г. достигла Br50,4 трлн. (16,3%).

ЧТО СПАСЁТ ЭКОНОМИКУ

Провал приватизации очевиден. Попытка продать госпредприятия по схемам, предложенным Госком-имуществом, не сработала. В 2011г. приватизация - потенциально самый большой источник получения ресурсов для сохранения макроэкономической стабильности. Ресурс иностранных инвестиций в виде кредитов практически исчерпан, удержать бы его на уровне нынешнего года. Чтобы Нацбанку хватило ЗВР для поддержания курса рубля, чтобы Минфин не испытывал серьезных проблем с финансированием текущих расходов, нужно много миллиардов долларов. Продажей мелочовки проблемы не решишь, а значит, у правительства будет большой соблазн продать что-то из списка «фамильного серебра».

Очередным источником кратко-срочного и к тому же бесплатного кредитования являются потенциальные поступления от экспорта российских нефтепродуктов за рубеж. Эти деньги мы должны отдавать России, но правительство постарается делать это с опозданием в несколько месяцев, чтобы «покрутить» доходами внутри страны.

Не исчерпан источник получения ресурсов через продажу гособлигаций. Когда в Европе на облигациях редко заработаешь больше 2-3% (Греция и Ирландия не в счет), рискнуть сотней-другой миллионов долларов под 9-11% годовых осмелятся многие.

Неопределенным остается характер взаимоотношений с международными финансовыми организациями: МВФ, Всемирный банк, ЕБРР могут учесть характер проведенной в декабре 2010г. президентской кампании и перейти в режим минимизации контактов с белорусскими властями.

Наконец, последний ресурс властей - это терпеливые вкладчики и бюджетники. На первых можно отыграться, переводя рублевые вклады в зону отрицательных ставок (очень рискованная операция), вторых можно попросить подождать с 500-долларовой зарплатой до лучших времен. Ради мобилизации ресурсов на модернизацию или отражение агрессии внешних сил.

TOP-5 СОБЫТИЙ В ЭКОНОМИКЕ В 2010г.

1. Нефтяной проигрыш. В рамках подписанного пакета соглашений по созданию единого экономического пространства (ЕЭП) Беларусь приняла российские условия по нефти на 2011г. Отныне нефтяные пошлины на экспортные нефтепродукты будут полностью перечисляться в бюджет России. Цена вопроса - около $4 млрд. И еще Беларусь приняла жесткие требования координации макроэкономической политики в рамках ЕЭП. Начало конца белорусского Госплана?

2. Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Очередная попытка ликвидировать барьеры на перемещение товаров между странами. Тест на договороспособность правительств. Подписать подписали, но торговые барьеры остались. Декларируемое вступление в ВТО «тройкой» провалено. Тем не менее созданы правовые рамки для передачи определенных полномочий наднациональным органам.

3. Венесуэльская нефть. Попытка белорусских властей восстановить нефтяной офшор. За 10 месяцев Беларусь купила 1,3 млн. т из этой далекой экзотической страны по $660 за 1 т. Для сравнения: в России было куплено 10,2 млн. т по средней цене $405. Нефтяной офшор явно не получился, а вот на схему трансферта капитала из Беларуси очень даже похоже. После подписания документов с Россией по ЕЭП наработанные схемы поставки нефти из Венесуэлы едва ли будут востребованы в 2011г.

4. Тестирование номенклатурной приватизации. Удачные для ответственных лиц «вертикали» сделки - продажа Минского часового завода «Луч» швейцарской компании Franck Muller и беспрецедентная продажа в частную собственность земли в центре Минска одной оманской компании. Одновременно был принят закон, блокирующий использование чеков «Имущество» при продаже акций самых ценных госпредприятий. Для отвода глаз принята и протестирована процедура продажи акций пяти контролируемых государством предприятий. Результат - полный провал. Ни одной удачной сделки, несмотря на активный интерес ряда авторитетных иностранных консультантов. О подготовке к номенклатурной приватизации говорит порядок акционирования «Беларуськалия».

5. Инвестиционный скандал. Израильский инвестор Fishman Group практически отказался вкладывать $500 млн. в Парк высоких технологий (ПВТ). Причина - непробиваемая белорусская бюрократия, неуважение подписанных соглашений и нарушение прав собственности. За шесть лет хай-тек надежда правительства - ПВТ - так и остался парком нереализованных утопий. Не зря год заканчивается чистым оттоком иностранных инвестиций. Привет Франкфуртскому инвестиционному форуму…
Добавить комментарий
Проверочный код