Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (774) 27 декабря 2010 г. События. Оценки

Послать конверт далеко и надолго

27.12.2010
«Этот джинн контролируется законодательством»
Министерство по налогам и сборам (МНС) инициировало подготовку указа, который призван воспрепятствовать выплате «серых» зарплат. Его принцип до удивления прост - всю ответственность за выплату зарплат в конверте предлагается возложить на нанимателя, освободив «адресатов», которые добровольно заявят о нарушении законодательства, от необходимости уплачивать налоги с «неучтенки».


МНС оценивает долю «серых» зарплат немногим менее чем в 10% от всего объема выплаченных. Учитывая, что конверты - примета, главным образом, частного сектора, без принятия действенных мер эта цифра будет расти пропорционально увеличению доли частного сектора в экономике. За счет недоплаты подоходного налога бюджет теряет около Br150-200 млрд. в год. Надо полагать, примерно 10% недобирает и фонд соцзащиты населения (ФСЗН), в который за 11 месяцев собрано Br17 трлн.

Как сообщил на пресс-конференции замглавы МНС Василий Каменко, сейчас человеку, который сообщает налоговым органам о факте выплаты «серой» зарплаты, приходится уплачивать подоходный налог с нелегального заработка. Соответственно, стучать на нанимателя нет никакого резона. По наблюдениям налоговиков, работники признаются, что получали зарплату в конверте, лишь когда у них возникают проблемы с оплатой больничного или при трудовом споре, например когда при досрочном увольнении работнику выплачивается небольшая компенсация, исчисляемая из размера официального заработка.

Между тем выплату «серой» зарплаты Каменко назвал самым сложным способом сокрытия для налоговых служб всего мира. Стимулировать получателей таких заработков доносить на нанимателя - наиболее простой способ выявлять конверты. Если указ, уже направленный правительством в Администрацию президента, будет подписан, то наемные работники при сообщении информации о выплате «серой» зарплаты будут освобождаться от ответственности. Правда, это коснется лишь тех, кто сможет подтвердить свои ценные сведения документально или согласится засвидетельствовать факт выплат конвертов в суде. Уплачивать за работников все налоги, включая подоходный, с выведенной на чистую воду зарплаты будут наниматели. Кроме того, они должны будут заплатить штрафы, размеры которых представители МНС не уточнили.

Любопытно, каким образом разработчики документа планируют определять правдивость обвинений в случае, если наемный работник не сумеет предоставить документальных свидетельств фактов выплаты «серой» зарплаты. Очевидно, что без внятных механизмов контроля система может превратиться в удобный способ сведения счетов обиженного уволенного с бывшим начальством. Отвечая на вопрос о том, не боится ли МНС выпускать такого джинна из бутылки, Каменко пообещал, что «этот джинн контролируется законодательством».

Рассказав об опыте стран Западной Европы мотивировать работников, сообщивших точную информацию и давших показания в суде, выплатой им вознаграждения из средств, взыскиваемых с нанимателя, Каменко сообщил, что «мы пока на это не замахиваемся».

Одной из мер, которые уже позволили обелить часть зарплат, стал переход с прогрессивной на плоскую шкалу подоходного налога. Вкупе с ростом зарплаты это привело к росту удельного веса подоходного налога в доходах бюджета с 10% в 2006г. до 14,5% за 10 месяцев 2010г.

А 10 лет назад его доля, по словам Каменко, не превышала 3-5% от общих доходов бюджета.

За рубежом подоходный налог является основным; как уточнил замминистра, его доля достигает 70-80% и лишь около 20% составляют налоги от субъектов предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что система формирования пенсионных и других фондов на Западе принципиально иная: соответствующие отчисления производят физлица и частично наниматели, в то время как в Беларуси на нанимателях лежит обязанность отчислять в ФСЗН 34% от фонда оплаты труда по предприятию и еще 1% - в пенсионный фонд с зарплаты каждого работника. Как следствие, инициатива выплат «серых» зарплат исходит от нанимателя.

МНС РБ тоже не прочь постепенно перекладывать отчисления в ФСЗН с плеч нанимателей, вводя участие работника в наполнении фонда (начисленная зарплата при этом должна увеличиваться пропорционально снижению налоговой нагрузки на предприятие). «Этот вопрос изучается», - сообщил Каменко.

Такое изменение, не исключено, позволило бы Беларуси слезть с последнего места в мире по простоте уплаты налогов, которое она, по версии Всемирного банка, занимает все последние годы. Во всяком случае, МНС считает, что по показателю величины налоговой нагрузки на предприятия мы бы продемонстрировали уверенное движение вверх - сейчас отчисления в ФСЗН составляют более половины налоговой нагрузки.

У инициативы, впрочем, есть ряд оппонентов, опасающихся, что и такой механизм не будет гарантировать уплаты налогов в полном объеме, хотя бы потому что «серые» зарплаты, в отличие от «белых», не учитываются в себестоимости продукции и услуг.
Добавить комментарий
Проверочный код