Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№51 (774) 27 декабря 2010 г. События. Оценки

«Хромую лошадь» обезглавили

27.12.2010
Минкульт не продлил контракт с Владимиром Заметалиным
Об увольнении директора Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимира Заметалина коллективу студии стало известно в среду, 22 декабря. Минкульт принял решение не продлевать контракт с директором. Основания озвучены не были. Однако после разгрома, который устроил «Беларусьфильму» Александр Лукашенко 9 сентября на встрече с кинематографистами, стало ясно, что дни Заметалина на киностудии сочтены.
Дмитрий ДОНСКОЙ



Владимир Заметалин возглавил главную киностудию страны четыре года назад. К этой должности он шел извилистым путем. В 1994г. начинал пресс-секретарем тогдашнего премьер-министра Вячеслава Кебича, после поражения которого на президентских выборах перешел в команду Александра Лукашенко и вскоре занял место начальника Управления общественно-политической информации администрации президента. Затем были должности замглавы президентской администрации, председателя Госкомитета по печати, вице-премьера…

Поэтому, когда стало известно о назначении Заметалина директором «Беларусьфильма», большинство аналитиков восприняли это как почетную ссылку. Надо отдать должное, Заметалин и здесь не изменил себе. «Беларусьфильм» при нем многие в шутку называли «министерством кинематографии». То, что «Беларусьфильм» является коммерческим предприятием, пусть и со 100-процентным госкапиталом, было напрочь забыто. При Заметалине киноконцерн превратился в обычное госведомство, которое действовало исключительно по правилам бюрократии: огромные пустующие площади, дорогая аппаратура, которой некому пользоваться, сотни людей, совершенно не нужных для производства, носящих бумажки из кабинета в кабинет, но исправно получающих зарплату, полное отсутствие бизнес-модели. И при этом бесконечные заседания худсоветов, «редакторских часов» во главе с Натальей Стежко, после которых в производство бездумно запускались провальные сценарии и грандиозные планы на очередную «мегастройку» - любимое детище любого директора эпохи развитого социализма. То, что реконструкция киностудии стоимостью в 300 млн. евро, фильмы которой ничего не зарабатывают в прокате, - экономическое безумие, никого не волновало.

При Заметалине были выпущены знаковые идеологические ленты: «На спине у черного кота», «Краповый берет», «Днепровский рубеж». Но вдруг стало очевидным, что в отсутствие бизнес-модели идеология оказалась никому не нужна. Фильмы широкий зритель так и не увидел, а государственные миллионы оказались пущены по ветру.

Вообще, яркой чертой «заметалинского периода» стало то, что ни один фильм, произведенный собственно «Беларусьфильмом», так и не вышел в широкий коммерческий прокат. Фильмы снимались без какого-либо интереса к их последующей продаже. В последние два года Заметалин пытался сломать тенденцию, пригласив трех молодых режиссеров - Александра Кононовича, Андрея Кудиненко и Александра Колбышева. Но и с созданными ими картинами Заметалина ждала неудача - коммерческого проката не получилось. Не было у этих фильмов и фестивальной судьбы. Берлинский кинофестиваль отказался брать в какую-либо из программ драму «Волки», а на российском «Киношоке» по полной программе «прокатили» «Масакру». Общие убытки от этих фильмов составили около $4 млн., т.е. практически все, что было потрачено на их создание. О том, что фильмы и не собирались продавать, свидетельствует тот факт, что из бюджета «Масакры» в $2 млн. на рекламу выделили только $10 тыс., которые преимущественно пошли на проведение банкета (для сравнения: в России рекламный бюджет кино составляет от 40 до 100% производственного - иначе выпустить кино в прокат невозможно).

Впрочем, были за четыре года и прибыльные телепроекты - «Майор Ветров», «В июне 41-го», «Снайпер». Это фильмы, которые фактически спродюсированы бизнесменом и сценаристом Глебом Шприговым и компанией «Арт Синема Групп». «Беларусьфильм» в этих проектах выступил партнером. То есть там, где кино снимал частный продюсер, была продемонстрирована прибыль, а где киноленты «Беларусьфильм» делал самостоятельно, под руководством Заметалина, - чистый убыток. При этом основным собственником этих картин является частный продюсер. Провалом закончился и выпуск в прокат в Беларуси «Брестской крепости». Картина опоздала по сравнению с Россией на месяц из-за склок с российскими партнерами и в итоге потеряла своего зрителя.

Собственно, отсутствие продюсерской хватки и стало главной претензией к Владимиру Заметалину. На злосчастном заседании Лукашенко обозвал киноконцерн «хромой лошадью», озвучил фантастические цифры рентабельности - минус 92% и констатировал полное отсутствие интереса отечественного зрителя к белорусскому кино. И это правда. Заметалин оправдывался: мол, в наших кинотеатрах все равно заработать невозможно. А вот это ложь. Для примера: за первые четыре дня проката российская комедия «Ёлки» всего лишь в пяти минских кинотеатрах собрала $105 тыс. Белорусский зритель готов платить за наше кино, но только за качественное.

В условиях, когда государство больше не способно осуществлять многомиллионное финансирование любой творческой глупости на безвозмездной основе, во главе киностудии нужен продюсер, готовый взять на себя ответственность за возврат инвестированных в кинопроизводство средств. Очевидно, что реформа здесь возможна только в одном направлении - превращение «Беларусьфильма» в производственно-техническую базу для серьезного продюсерского кино, как это произошло на «Мосфильме», «Ленфильме», «Студии им. Горького», да и на всех крупных студиях мира. «Беларусьфильм» задержался с этим минимум на четыре года, теперь придется наверстывать.
Добавить комментарий
Проверочный код