Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№51 (774) 27 декабря 2010 г. Экономика

Контроль доступа

27.12.2010
«Всё под контролем, но это стратегический тупик»
Непризнание президентских выборов в Беларуси Америкой и Евросоюзом, вероятно, отбросит Беларусь, в последнее время проделавшую заметный путь к сближению с Западом, как минимум на пару шагов назад в выстраивании экономических отношений с Европой и США. Во всяком случае, главы МИД Швеции, Чехии, Польши и Германии в статье, опубликованной в The New York Times, заявили, что «продолжение развития сотрудничества с господином Лукашенко представляется напрасной тратой времени и денег».


Александр Лукашенко, впрочем, оценил ситуацию не так пессимистично. В интервью телеканалу «Евроньюс» 20 декабря он выразил уверенность, что Беларусь и Евросоюз в ближайшем будущем решат проблемы, которые имеются в их взаимоотношениях.

О том, сможет ли Беларусь сохранить экономические отношения с Западом или же вынуждена будет вернуться под крыло России, корреспондент «БелГазеты» Эмма Равич спросила замглавного редактора российского журнала «Эксперт» Павла БЫКОВА.

- Стоит ли ожидать, что, после того как США и Евросоюз назвали «и выборы, и последовавшие за ними события» «вызывающим сожаление шагом», Беларусь снова отдалится от Запада и будет укреплять экономические связи преимущественно с Россией?

- Конечно, Россия останется основным партнером Беларуси. У нас создано союзное государство, единое таможенное пространство - это такие экономические связи, которых у Беларуси еще долго не будет с другими странами.

Общественность болезненно реагирует на кадры задержания в Минске людей, сообщения об аресте кандидатов в президенты. Поэтому отношения Запада с Беларусью будут теперь более резкими. Когда политики из Германии или Франции, которые хотят конструктивных отношений с Беларусью, видят такие картинки по телевизору, то они вынуждены корректировать свою риторику. Но с другой стороны, Лукашенко даже в самые худшие времена, даже когда была история с переселением послов, контролировал ситуацию и поддерживал отношения со всеми странами.

- Но ведь именно сближение с Западом оставалось почвой для своеобразного шантажа Беларусью России и получения от нее экономических преференций. Теперь Лукашенко не сможет достать из рукава этот козырь?

- Лукашенко - мастер маневрирования, выстраивание отношений с Россией - его сильная сторона. Он потому и пользуется таким авторитетом не только у населения, но и у бюрократии, что умеет выбивать у России какие-то преференции. Это довольно сложно для президента небольшой страны - получить от большой страны какие-то выгоды. Это его специализация, ноу-хау, фишка.

Да и Запад пошел на контакт с Лукашенко, потому что тот неожиданным образом оказался в его интересах. Ведь Беларусь тесно интегрирована с Россией, но при этом остается независимой благодаря Лукашенко.

Когда-то у Лукашенко были реальные шансы на то, чтобы стать главой союзного государства - когда Ельцин был очень непопулярным, пожилым, нездоровым президентом, в России были серьезные проблемы с экономикой. А в Беларуси была работающая модель социального государства. Плюс у Лукашенко была система выстраивания отношений с регионами. Довольно многие в России считали: «Если вдруг что, то пусть будет Лукашенко». Это был один из вариантов. Когда пришел Путин, консолидировал политический класс и стал довольно сильным, стало понятно, что это не сработает. Лукашенко выпал из этого сценария, но никуда не делся.

- Перед президентскими выборами Россия отменила экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Многие аналитики отмечали, что эти льготы увязаны с неким пакетом обязательств, которые приняла на себя Беларусь. Чего, на ваш взгляд, Россия потребовала взамен?

- Требования известны давно - российские компании хотят поучаствовать в приватизации в Беларуси. Возможно, обсуждалась идея единого эмиссионного центра.

- Доступ российского капитала к стратегическим предприятиям Беларуси обсуждается много лет, но пока мы стали свидетелями лишь нескольких крупных сделок. Вы верите в то, что масштабная приватизация в Беларуси состоится?

- Лукашенко хорош и для России, и для Запада тем, что он контролирует ситуацию. Когда 80% занятых работают в госсекторе (по данным Минэкономики РБ, по итогам 2009г. в сфере малого и среднего частного бизнеса с учетом индивидуальных предпринимателей работало 26,8% занятых в экономике. - «БелГазета»), а из оставшихся 10-15% - на предприятиях, связанных с государством, то выстраивается мощная система политического контроля. А когда начинается приватизация, эти рычаги перестают работать. Любое неподконтрольное властям предприятие создает сложности с политической лояльностью. На чем строится существующий в Беларуси политический режим? На контроле занятости. Пока вы лояльны, у вас есть работа. Если вы перестаете быть лояльными, у вас большие шансы потерять эту работу. Правда, преимущество в том, что рядом есть Россия - страна, культурно очень близкая, со свободным режимом передвижения. Приезжайте, работайте. Можно уехать также в страны Балтии.

Выражаясь по-простому, у вас диктатура с открытыми дверями. Никто никого не держит, в отличие от большинства диктатур, которые всегда стараются контролировать перемещение людей.

В целом Беларусь - удобная площадка для иностранных инвесторов. Это отличная страна - небольшая, с квалифицированным, грамотным населением, спокойная, рядом - Евросоюз. Но в существующем режиме иностранные инвесторы либо не могут работать, либо они встраиваются в систему. То есть им предъявляются определенные требования - например, не увольнять людей, не делать зарплату намного выше, чем на госпредприятиях. Потому что если приходит крупная компания, которая успешно работает и платит зарплату на 30-50% выше, чем на госпредприятии, то люди переходят туда.

Это происходит, если нет политического контроля над занятостью иностранной компании. Как только люди смогут сравнивать, где им лучше работать - на госпредприятии или у иностранцев, сразу будет размываться основа режима. А если государство сохраняет контроль над предприятием, то это неинтересно инвестору. Кому хочется просто вкладывать деньги, не имея контроля?

В этом сложность в отношениях с Беларусью. С одной стороны, все под контролем, а с другой - это стратегический тупик.

Плюс это ведет к тому, что предприятия не модернизируются. Это касается, например, белорусского машиностроительного комплекса. В первые постсоветские годы он четко работал, была отлаженная система. Но деньги, которые получает Беларусь, идут на сохранение социальных гарантий, люди чувствуют себя более или менее спокойно. Но ценой этого спокойствия является то, что белорусские предприятия не развиваются.

- Грубо говоря, мы проедаем деньги?

- Грубо говоря, да. Все проедают деньги - это нормально. Но нужно еще что-то делать.

- Вообще-то, в Беларуси иностранными инвесторами реализовано несколько крупных проектов, которые успешно работают, никто, кажется, не страдает от того, что там выше зарплата…

- Конечно, в Беларусь уже приходили крупные иностранные инвесторы. Но они встраивались в существующий режим.

- Иными словами, масштабной приватизации ждать не стоит?

- В таких отраслях, как транзит, углеводороды и строительство, возможны неафишируемые сделки. Потому что в этих отраслях возможен политический контроль.

Драма еще и в том, что, на мой взгляд, Лукашенко не заинтересован в том, чтобы в Беларуси был экономический бум. Любое быстрое экономическое развитие всегда ставит под вопрос существующие элиты, любая трансформация экономики означает трансформацию элит. Система политического контроля в Беларуси выстроена довольно жестко, но в какой мере Лукашенко контролирует элиту, я не знаю.

Когда Россия оказывала информационное давление на Беларусь, на мой взгляд, присутствовало соображение создать почву для того, чтобы посмотреть, есть ли в вашей стране какие-то точки опоры, кроме Лукашенко. Все знают, что с Лукашенко очень сложно разговаривать - он очень жестко идет на конфликт. Наверное, искали другие возможности.

Произошедшее показывает, что четких, выраженных кланов в Беларуси нет, они себя не проявили. Отчасти этим объясняется примирение Лукашенко и Медведева.

Справка «БелГазеты». Павел Быков родился в 1972г. в Челябинске. Окончил Московский физико-технический институт, инженер-физик. В 1994-96гг. - эксперт «Российской финансовой корпорации»; 1996-98гг. - начальник отдела финансов и ценных бумаг промышленно-торговой компании «ТехноНИКОЛЬ». С 1998г. работает в журнале «Эксперт», замглавного редактора, редактор отдела мировой экономики.
Добавить комментарий
Проверочный код