Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№49 (772) 13 декабря 2010 г. Радости жизни

Ливерпуль в голове

13.12.2010
В Минск вернулись 70-е гг. и The Beatles
11 декабря в Молодежном театре эстрады состоялся концерт в двух отделениях под названием «Путешествие на родину The Beatles». Обещанный вояж вышел метафизическим - зрителей свозили в СССР, в волнительный мир ВИА 1970-х гг., а потом действительно показывали им Ливерпуль до тех пор, пока не завис компьютер с проектором.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Вышедший на сцену в качестве конферансье Дмитрий Подберезский откровенно наслаждался своей ролью человека-энциклопедии (он действительно автор первой белорусской поп-музыкальной энциклопедии) - сильно не концентрируясь на ливерпульской четверке, но подробно и с искренней нежностью рассказывая об участниках концерта. Особенно трепетным получилось повествование о волнительной судьбе ВИА «Зодчие», образованном в 1968г. студентами минского «политеха». «А ситуация с бит-музыкой в Беларуси 1960-х гг. была очень сложная - играть позволялось либо народные песни, либо музыку без слов, либо исполнять песни советских композиторов. Кстати, именно группа «Зодчие» первой спела «Касіў Ясь канюшыну» на рок-н-ролльный манер! Еще они могут считаться первой группой, которая возрождала белорусский - они часто именовали себя «Дойліды», это очень цепляло, все сразу говорили: что такое «Дойліды»?»

Подберезский вспомнил и о том, как группа прогремела на весь СССР после участия в шоу «Алло, мы ищем таланты!», не преминув уточнить, что «за вечер каждый музыкант зарабатывал 56 рублей! А стипендия тогда была 30! То есть, как мы понимаем, у них со всем был порядок - в т.ч. и с инструментами».

В общем, вначале мероприятию был задан уютный формат кинолектория 70-х, посвященного бит-музыке и тайно проходящего в подвале какого-нибудь Дома культуры. Атмосферу поддержали и музыканты из «Зодчих». Выйдя на сцену в цветастых «хипповских» рубашках и галстуках, довольно-таки немолодые участники ВИА сообщили, что их программа называется «Назад в СССР», после чего вдарили на разудалый ресторанный манер песню «O-bla-di, O-bla-da». В общем-то, у них получилась не лишенная какого-то романтического шестидесятнического задора программа в стилистике «песни Beatles глазами наших родителей». Музыканты подтвердили это предположение, уважительно отметив, что «если бы не «Битлз», наше поколение бы не пришло в музыку таким путем, как пришли мы». Это была очень нежная, полная трепета советская версия «Битлз» - архаичная и трогательная. Именно так, чуть более цветасто и аляповато, чуть более пафосно и трепетно звучали «Битлз» для советских меломанов - помимо музыки, в них все-таки было кое-что еще, и это избыточное «еще» выдавало себя то в витиеватых джазовых фортепианных соло во время исполнения «Yesterday», то в особенно проникновенном отношении к песне «Назад в СССР».

Вызвав уважительные овации, «Зодчие» удалились, предоставив сцену молодой группе The Apples, которые тут же отметили, что им «приятно выступать после таких динозавров». Это был уже абсолютно иной, юношеский и энергичный подход к творческому наследию «Битлз». Вообще, любопытно проследить за тем, насколько по-разному различные поколения воспринимают эту группу - если для старших «Битлз» все же являются магическим окном в иной мир и потрясающими душевными мелодиями, то для молодежи это все-таки в первую очередь рок-н-ролл. Молодежь предпочитает исполнять песни Леннона («Hard Day’s Night», «Help», «You’ve Got To Hide Your Love Away»), потому что он все же бунтарь и скандалист; битломаны постарше тянутся к нежным мелодиям Маккартни («Yesterday», «Hey Jude»). Исполняя в основном совсем ранние вещи «Битлз», The Apples удивительно достоверно копировали их студийный саунд - получалось потрясающе плотно и интенсивно (зал мигом вскочил и начал танцевать), хотя в этом была своеобразная ирония: на сцене «Битлз» очень редко звучали похоже на свои студийные записи. Когда музыканты заиграли «Twist and Shout», атмосфера подпольного лектория превратилась в сцену из фильма «Стиляги»: в пафосном театральном зале люди всех возрастов радостно визжали и скакали под любимые песни.

Во время антракта серьезные взрослые меломаны, деловито изучая разложенные на небольшом торговом прилавочке диски «Битлз», обсуждали юношеский коллектив. «Очень неплохо! Да, играют качественно!» - серьезно качали они головами. «Возьмите Beach Boys «Pet Sounds»! - тем временем уговаривал кого-то ушлый продавец. - Между прочим, Пол Маккартни говорил, что это один из величайших альбомов в истории музыки. И когда он его услышал, он после этого поменял все свои взгляды на музыку!» «Ну бери, бери диск!» - расплачивалась какая-то женщина за мужа, купившего битловский сборник «Past Masters». Потом улыбнулась продавцу и пожала плечами: «Что поделать, он у нас фанат!»

После антракта, собственно, и началось долгожданное «путешествие». Группа Flat в 2007г. выступила в Ливерпуле на ежегодном «Битлз-фестивале», только почему-то это не было предано широкой огласке. Через три года коллектив вдруг решил отчитаться за содеянное. Зрителям показали веселенький фильм про Ливерпуль - там музыканты гуляли среди роскошных ливерпульских доков, фотографировались с уличными двойниками Леннона и играли под низенькими сводами реконструированного клуба Cavern. На самом интересном моменте видео «зависло», - но кажется, так и нужно было. «А что проектор нам не показал, то музыканты сейчас сами допоют!» - объявил Подберезский, вызывая на сцену Flat.

Группа действительно выступила в жанре музыкального путешествия. Вначале они ввели зрителей в курс дела, исполнив «самые яркие песни ливерпульского бита», которые и вдохновляли «Битлз» на музыкальные подвиги. Потом, немного попев самих «Битлз», особенно напирая на блюзовую их составляющую, Flat перешли к описанию «других музыкантов, которые тоже играли в клубе Cavern», - зрители аплодировали, услышав знакомые имена - Queen, Элтон Джон, Kinks и даже The Who. Oasis знали не все, а вот Arctic Monkeys не знал никто. «Это просто совсем молодая группа», - смутились Flat, обнаружив, что битломаны Минска не слушают Arctic Monkeys, после чего прозвучала песня Oasis «I’m Out Of Time» просто потому, что «Oasis во многом похожи на «Битлз» и исповедуют те же принципы, пускай их музыка и более меланхоличная». Прозвучала и композиция Kinks «Sunny Afternoon», опять же не всеми единодушно узнанная.

После этой концептуальной программы, к удовольствию зрителей, наконец-то зазвучали любимые хиты «Битлз». Под «Can’t Buy Me Love» выяснилось, что, кроме заслуженных пожилых меломанов, в зале полно юных девиц, которые чуть что - тут же готовы танцевать и петь, кружась в проходах между креслами. «О, как орут девки! Громче музыкантов!» - удовлетворенно говорила одна гардеробщица другой. Стало быть, мероприятие удалось.
Добавить комментарий
Проверочный код