Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№49 (772) 13 декабря 2010 г. Контекст

Родина в музее

13.12.2010
Глобус Беларуси придуман и выставлен
Поздравляю вас, уважаемые читатели! Мы с вами дожили до первой выставки белорусского искусства, которой можно гордиться. Ничего подобного не было за всю историю национальной визуальности не только с момента обретения независимости, но даже и до этого. И пока Минкульт стыдливо сообщает о том, что памятник Скорине в Вильнюсе поставить реально, а памятник Короткевичу в Минске - лишь в далекой перспективе, такая выставка просто не могла пройти на родине. Конечно же, она состоялась в соседней Литве.
Виктор МАРТИНОВИЧ



Позиционирующаяся как собрание «запрещенных» белорусских авторов, экспозиция Durys Atsidaro? («Двери открываются?») в центральной вильнюсской галерее искусств реально рвет мозг.

«СТРАНА, ГДЕ ТЕБЕ НЕ ДАДУТ УМЕРЕТЬ»

Посещение за границей художественных выставок, посвященных твоей стране, - один из самых простых способов понять, где ты живешь. Окружающий тебя чужой город служит как будто белой рамкой, на которой ярче и выпуклей различаются образы, изображающие родину во всей ее самобытности.

Чтобы сказать о Беларуси самое главное в Прибалтике, авторам требовалось в первую очередь развеять мифы. Так сложилось, что в Вильнюсе, Таллине, Риге наша страна поэтизирована, превращена в рай на земле. Две недели назад в Минске прошла конференция по страновому маркетингу, где лучшие специалисты по пиару и имиджу придумывали Беларуси фишку, которая позволила бы ее «продавать» за границей. Но, помилуйте, эта «фишка» уже есть! Любой много путешествующий человек из разговоров в поездах знает: Беларусь обладает какой-то магией, притягивающей жителей (особенно ездящих в недорогих плацкартных вагонах) окружающих государств мифом о «социальных стандартах», «советском здравоохранении», «советских продуктах», которые «натуральные», «советских пенсиях» и т.п.

Срабатывает какое-то особенное сарафанное радио: смотревшие канал «Беларусь-ТВ» эстонцы и латыши (в Прибалтике канал очень популярен среди населения, говорящего по-русски: в районах компактного проживания русскоязычных его закупают кабельные сети) начинают рассказывать белорусам о том, насколько на самом деле хорошо живется на их земле. Белорусы обычно возражают - и им есть что возражать.

Знакомый эстонец рассказал о том, как в их стране продвигаются белорусские пансионаты на побережье Балтийского моря (а есть и такие): да, сервис может быть и не на высоте, но там лечат! Вера людей в чудодейственность всего советского приводит к тому, что таксист в Таллине, едва заслышав, что ты из Беларуси (т.е. из БССР!), начинает подробно рассказывать, как плохо живется в Эстонии, как их заставляют сдавать экзамен по национальному языку даже для того, чтобы получить лицензию. Отвечаешь ему просто: если живется плохо - продавайте машину, поезжайте к нам в Минск, начинайте извоз - и поговорим с вами через два года! Самый красивый миф о Беларуси и белорусах рассказал в Таллине этнический белорус, Артур: его знакомый в пылу спора о том, как хорош Лукашенко, ляпнул: «Беларусь - это страна, где тебе не дадут умереть!»

ДЮШАН ОТДЫХАЕТ

Выставка «Двери открываются?» - шоковая терапия для балтийского зрителя, считающего Беларусь раем на земле, местом, где Лукашенко, может, и перечудачил малек с политикой, но зато обычным людям живется свободно от националистов.

Первая же экспозиция - «Бюро антипропаганды» - Марии Напрушкиной расставляет все по своим местам. «Бюро», созданное в 2007г. во Франкфурте, занимается коллекционированием агитации «За Беларусь!».Пространство «Бюро» - отдельная комната, раскрашенная в красно-зеленые цвета, пол которой заставлен десятком телевизоров. С каждого из телевизоров вещает президент Александр Лукашенко. В глубине комнаты расположены стеллажи, на которых собрана библиотека книг о нашем государстве. Звуки литовской столицы, отблески неоновой рекламы из-за окон добавляют каждому из этих печатных «шедевров» махрового сюрреализма. Все экспонаты можно и нужно трогать руками: берешь книгу «Женщины Беларуси», раскрываешь, обнаруживаешь улыбающуюся председателя ЦИК Лидию Ермошину, десятки других дам, олицетворяющих «сильную и процветающую», и в голове возникает ощущение временного сдвига. Еще больше усугубляющегося, когда смотришь альбомы «Современная Беларусь», «Беларусь - наша Родина. Подарок президента А.Г. Лукашенко первокласснику».

Все это представляется какой-то жесткой социальной сатирой, сарказмом, ты не веришь, что эти книги - не прикол. Но в том-то и дело, что Мария ничего не дорисовывала, работая в технике found object, когда берется любой предмет и объявляется произведением искусства. Так делал когда-то Марсель Дюшан, выставляя обычный унитаз, названный «Фонтан». Ей богу, книга «Беларусь - наша Родина» дает фору «Фонтану» Дюшана, Уорхолу, Дали и всем остальным арт-хулиганам!

ГЛОБУС БЕЛАРУСИ

Вход на экспозицию венчается символом выставки - изображенным на темном фоне «глобусом Беларуси». Не удивляйтесь - это словосочетание из анекдота уже воплощено в жизнь. Глобус Беларуси существует! Причем с первого взгляда понятно, что это глобус именно Беларуси. Почему? Да потому, что вместо планеты на планке глобуса болтается многогранник Национальной библиотеки!

Мрачным пророчеством (особенно накануне 19 декабря) воспринимается инсталляция-аллегория Александра Комарова. «Картина» представляет собой вывешенную на стену в рядок дюжину факсовых отпечатков, сделанных на термальной бумаге. Из-за своих биохимических свойств, бумага плавно выцветает по мере нахождения в помещении. На всех «факсах» размашистым почерком (толстая сухая кисть) написано одно и то же: No news from Belarus. Какие-то «факсы» еще хранят яркость изображения, другие уже выцвели. Просмотр одного за другим листиков с надписью «Нет новостей из Беларуси» производит очень грустное впечатление. А новостей действительно нет вот уже 16 лет…

Не менее грустная «картина» - диптих Оксаны Гуринович. На первой части написано: «Известные мне художники и дизайнеры, которые покинули Минск». Тут помещен перечень городов и ведущие к ним стрелочки из Минска. Мы видим, что двое знакомых Гуринович уехали в Хельсинки, 12 - в Дюссельдорф, 4 - в Амстердам, 9 - в Москву. Такой трафик человеческих жизней.

Вторая часть диптиха - «Известные мне художники и дизайнеры, которые вернулись в Минск». Принцип тот же - города и стрелочки, только на этот раз ведущие обратно в белорусскую столицу. Тут стрелочек куда меньше - 12. В Дюссельдорф на «картине» у Гуринович уехало столько же минчан…

WELCOME TO ГУМ

Заходя в следующий зал, ощущаешь, что попал в ГУМ, ЦУМ или еще какой-нибудь белорусский универмаг: в центре зала стоят три манекена, облаченные в уродливую одежду изо льна. По стенам висит фотопроект художника Олега Юшко «Льняной костюм»: череда из десятков фотографий, на которых люди, облаченные в одинаковые льняные брюки и рубахи, сняты в различных ситуациях в Минске. «Льняные» модели писают у дерева, продают колбасу в магазинах, чинят машины, пьют с друзьями. На десятой фотографии схватываешь месседж художника: он изобразил общество насильственного навязывания потребительских стратегий, общества «купляйбелорусского».

От фотографий и манекенов веет нормальной такой белорусской жутью. Выходишь из зала и спотыкаешься о что-то странное: пол застелен одинаковой, безвкусной плиткой, изуродовавшей белорусские города. Рядом подпись: Анна Школьникова, High Hills. И краткая аннотация, в которой объясняется, что плитка играет роль «стерилизации» города, «очищения» его, «унификации и подавления». Оказывается, чтобы убедительно, до вставания волос на загривке, написать белорусский город, не нужно возиться с красками, мольбертом и палитрой. Только 10 кв. м плитки - и художественный эффект достигнут!

«СО ВСЯКИМ Г..ОМ ОБЩАТЬСЯ НЕ СТАНЕТ»

На выставке нашлось место аполитичным мэтрам белорусского искусства. Выставлены «лубки» Владимира Цеслера - единственная возможность увидеть их не на бумаге, а на холсте. Вот изображенный в стиле китча начала прошлого века ниндзя вступает в рукопашную схватку с ОМОНом, вот изображены «Танцы с волками», где «по сюжету французского художника Матисса» в задорном танце схвачены поросята, кружащие хоровод с волками.

Дальше - новые кинематографические названия: «Молчание ягнят», где показана изба, а в ней ягнята, которые «притаились и молчат», т.к. за окном ходит волк. Показаны сношающиеся собачки и написано про «девять с половиной недель страсти, любви и труда» между двумя животными - Матроскиным и Эммануэль - в дачном поселке Крыжовка. Или нарисована Красная площадь и стоящий на ней милиционер Шварценеггер, а в тексте написано, что Москва - самая богатая столица, славная своими червонцами, «мальборо» и матрешками. «И начальство в Москве очень важное, - уточняет лубок. - Со всяким г..ом общаться не станет».

Здесь же на экране работает «Апокалиптический калейдоскоп Руслана Вашкевича», состоящий из анимированных, собирающихся в кружочки и треугольнички человеческих костей, взятых с рентгеновских снимков. Фотопроект Александра Комарова «Дворец» посвящен осмыслению Дворца Республики. На первой фотке дана общая панорама Октябрьской площади, фрагмента проспекта и парка, а вместо Дворца - белое пятно. Смотрите, мол, люди, что было бы, если бы эта громада исчезла.

Удивляет размахом проект «Пять лирических песен о физике»: заходишь в пустой черный зал, а там во всю стену - экран, и на нем какие-то дядьки и тетки во фраках числом 50 штук поют под фортепиано песенки про законы физики (!). Начинаешь читать присутствующее рядом пухлое описание - вообще едешь крышей: песенки написаны известным музыкантом Пукстом, собственноручно аккомпанирующим на рояле хору, а все эти дядьки и тетки - не певцы, а художники, картины которых в описании прилагаются. Это ж надо было деятелей искусства оперными голосами петь заставить!

САМАЯ СИЛЬНАЯ РАБОТА НА ВЫСТАВКЕ

Однако самое сильное произведение Durys Atsidaro? посвящено белорусским выборам - «Прозрачный выбор» Сергея Шарбонина. Прозрачная тумба, намекающая, как говорится в аннотации, на вечную веру белорусов в честные избирательные процедуры, имеет два выреза. Под одним написано «да», под другим - «нет». На урне лежат бумажки с надписями Facebook, «Любовь», «Надежда», «Свобода», «Успех», «Семья», «Конец». Посетителям предлагается «проголосовать» в соответствии с собственными убеждениями. Считаешь, что Facebook должен умереть - бери бумажку и кидай в отверстие «нет»! Веришь в любовь? Хватай ее и просовывай в прорезь «да»!

Теперь - самое главное. Дело в том, что обе прорези ведут в одно и то же место. И голосуй не голосуй, вернее, голосуй «за» или «против» Facebook - твоя бумажка просто упадет в общий отсек, рядом с другими такими же. Прозрачность урны только еще больше подчеркивает бессмысленность этого «голосования». Поглазеть на этот памятник абсурдизму не мешало бы всем, строящим планы на предстоящие выборы. И верящим, что что-то может измениться по итогам голосования.
Добавить комментарий
Проверочный код