Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№49 (772) 13 декабря 2010 г. Экономика

«Нам надеяться не на кого»

13.12.2010
Если динамика роста внешнего долга сохранится, то через три года в Беларуси будет как в Греции.
Делегаты IV Всебелорусского народного собрания дружно одобрили проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-15гг., и к концу следующей пятилетки нас ждет среднемесячная зарплата в $1 тыс. На европейский уровень доходов Александр Лукашенко пообещал «ориентироваться и в будущем», призвав трудящихся республики работать тоже «по-европейски». Что прозвучало довольно двусмысленно, учитывая, что большинство европейских стран давно уже живут в долг, т.е. не по средствам.
Федор ЖАХОВ



Тем не менее в 2006-10гг. Беларусь уже стала типичной европейской страной, наращивающей темпы роста социально-экономического развития и уровня жизни населения, в основном за счет бурного роста внешнего долга. Убедиться в этом нетрудно. Как отметил президент, среднегодовой темп экономического развития страны в истекшей пятилетке составил около 8%. Зарплата тоже росла высокими темпами. Если в декабре 2005г. среднемесячный заработок в республике составлял $261,4 (в эквиваленте), то к октябрю 2010г. он вырос в 1,7 раза - до $442,5. Но все эти достижения меркнут на фоне динамики государственного внешнего долга, приходящегося на одного жителя Беларуси, который за годы третьей пятилетки возрос с $77,4 до $1 тыс., или почти в 13 раз. Дух захватывает от таких социально-экономических успехов.

Поэтому неудивительно, что Александр Лукашенко потребовал решить проблему отрицательного внешнеторгового сальдо в следующей пятилетке. Он пояснил, что отрицательное сальдо - это зеркало проблем экономики страны, результат недостаточной конкурентоспособности товаропроизводителей, высокой материало- и энергоемкости производства, недостаточного развития сферы услуг. Решение этой проблемы - показатель эффективности народного хозяйства и вопрос национальной безопасности.

Однако, раскрыв роль и значение показателя внешнеторгового дефицита, президент обратил внимание на тот факт, что правительство уже к нынешнему году обещало обеспечить сбалансированность внешней торговли, но так и не смогло системно выстроить работу для реализации этой цели: «Из года в год ставим одни и те же задачи, которые перекочевывают из одной программы в другую. А объемы импорта по-прежнему преобладают над экспортом». По словам Лукашенко, в этой ситуации «не следует пенять на рост цен на энергоносители или рассказывать о том, что дисбаланс во внешней торговле в порядке вещей, и он имеет место во многих странах».

Председатель правления Нацбанка Петр Прокопович развил тему, затронутую президентом. Дефицит внешней торговли он назвал «основным риском» для Беларуси. «Основной риск для нас - это то, что мы до сих пор живем не по средствам. Если эту задачу не решим - ставим под угрозу все свое будущее», - заявил Прокопович и очертил границы этого «будущего». «Каждый год на 20% как минимум мы залезаем во внешний долг, это сейчас около $10 млрд. Мы еще так можем продолжать три года максимум. В 2014г., если не выйдем на положительное сальдо внешней торговли, у нас могут быть такие же проблемы, как в Греции, Ирландии и других странах, которые испытывают проблемы с внешним долгом», - спрогнозировал Прокопович. Причем у нас ситуация может сложиться хуже, чем в периферийных европейских странах, потому что «им помогли, а нам надеяться не на кого».

Реальность надвигающейся долговой угрозы для Беларуси отрицать было бы нелепо, и дальнейшее развитие страны в расчете на рост внешних заимствований действительно чревато печальными последствиями. Однако вопрос об источниках финансирования программы социально-экономического развития, бодро утвержденной делегатами IV Всебелорусского народного собрания, так и остался открытым. Президент предлагает «выйти на положительное сальдо за счет импортозамещения и увеличения объемов экспорта». Хотя народнохозяйственный комплекс республики именно этим и занимался под мудрым руководством на протяжении всех трех пятилеток. В результате внешнеторговый дефицит и внешний долг набирают темпы, опережая рост ВВП, поскольку все белорусские программы импортозамещения предполагают увеличение импорта сырья и комплектующих материалов вместо ввоза из-за рубежа готовых изделий.

Прокопович предлагает бороться с дефицитом платежного баланса и ростом внешнего долга с помощью масштабного привлечения прямых иностранных инвестиций: «У нас должен быть бум иностранных инвестиций, что позволит обеспечить значительное положительное сальдо по платежному балансу». И решением этой задачи главный регулятор белорусской банковской системы занимается все последние годы. Причем без видимого успеха, поскольку инвестиционный климат в стране зависит в первую очередь от позиции правительства и главы государства, с завидным постоянством рассказывающего иностранным инвесторам о 25 условиях.

Между тем Беларусь по-прежнему остается сравнительно небольшим рынком, где иностранные инвесторы не получают каких-то особых конкурентных преимуществ по сравнению с соседними странами. Трудно даже назвать хотя бы одно новое предприятие, созданное с участием крупного иностранного капитала, экспортирующее технологически передовую продукцию - как в страны Таможенного союза, так и за его пределы. Если ситуация и улучшается, то косметически и очень медленно. Пока можно только уверенно говорить о буме экспорта продовольствия в Россию и сопредельные страны. И когда Прокопович критикует белорусский бизнес, задача которого сводится к тому, чтобы «привезти и продать», то он, безусловно, прав. Ведь это и есть самый верный путь к дальнейшему увеличению внешнего долга страны.

Однако требовать от слаборазвитого частного сектора республики «создать еще одну экономику» через одну или две пятилетки, если государство само не поспешит избавиться от неэффективно используемых активов, занятие тоже довольно бесперспективное. Для таких перемен в национальной экономике требуется не только богатый, но и очень квалифицированный куратор. Кандидатов на эту роль, кроме Международного валютного фонда (МВФ), у Беларуси нет. Но МВФ - это не касса для гарантированной выплаты тысячедолларовой зарплаты, а инстанция последней надежды для стран, испытывающих временные затруднения и готовых ради реформ пойти на непопулярные в народе решения.
Добавить комментарий
Проверочный код