Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№46 (769) 22 ноября 2010 г. Портмоне

Пылесосное страхование

22.11.2010
Рынок захватили перекапитализированные госстраховщики
Традиционное осеннее обострение страховых ожиданий вновь породило волну как слухов, так и вполне реальных версий. Новый вариант проекта указа о внесении изменений в страховое законодательство действительно предусматривает возможность передачи автогражданки частным страховщикам. Правда, тут же вводит еще два новых вида страхования - ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов и ответственности при эксплуатации отдельных объектов, являющихся прерогативой Белгосстраха и Белэксимгаранта. Видимо, чтобы компенсировать им неизбежные убытки от потери части клиентской базы.
Сергей ФИЛАТОВ



Ярким примером системности и согласованности в работе верхних эшелонов власти стало почти синхронное появление очередного проекта президентской директивы N4, в которой предусматривается отдать на растерзание частникам уже все виды обязательного страхования. В начале ноября эти документы все же пересеклись в коридорах власти, но что будет результатом - некий компромисс, единообразие в подходах или полная аннигиляция прогрессивных страховых идей, - гадать трудно, особенно если учитывать, что на темпы выполнения плановых заданий никакие законотворческие новации уже не повлияют.

Теперь понятно, что Минфин совершил крупную ошибку, взявшись за разработку госпрограммы развития страховой деятельности, принятой через год после начала ее реализации. Вылилось это в то, что в нынешнем году страховщикам необходимо было выдать 175% по отношению к прошлому году. Еще в мае замминистра финансов Владимир Амарин в это верил, но уже как-то вяло. Окончательно убедившись, что весь рынок уже не поднять до заветных показателей, руководство Минфина сосредоточилось на непосредственно подчиненных ему госстраховщиках. Закачали за последнее время в уставные капиталы Белорусской национальной перестраховочной организации (БНПО), Белгосстраха и Белэксимгаранта свыше Br1,5 трлн., а выход - нулевой. Сбор премии у Белэксимгаранта оказался почти в 10 раз меньше размера собственного капитала, а у главного национального перестраховщика и того меньше - в 20 раз. К примеру, у ведущих российских страховщиков, не говоря уже о западных, собственный капитал не превышает и одной трети получаемой за год премии.

Соответственно, и рентабельность капитала (прибыль, по отношению к собственному капиталу) по итогам полугодия составляет 2,36% - у Белгосстраха, 3,93% - у Белэксимгаранта и 3,4% - у БНПО. Кстати, у «полугосударственных» компаний, как-то обходящихся без бюджетных вливаний, этот показатель колеб-лется в диапазоне 20-45%. Да и если посмотреть структуру финансового результата, то у БНПО, к примеру, доход от инвестирования (бюджетных, заметьте, денег) в два раза перекрывает операционный результат.

Между тем в накачке уставных капиталов для повышения капитализации трех госстраховщиков не было никакой необходимости - их преферентное положение на страховом рынке обеспечивало гарантированность поступлений страховых взносов и имеющейся капитализации было более чем достаточно.

Перекапитализированные госстраховщики фактически омертвляют вложенный в них капитал и обеспечивает основную часть прибыли за счет инвестиционной деятельности.

К примеру, процентный доход БНПО (от инвестиций) в прошлом году более чем в два раза превысил операционный доход (непосредственно от перестраховочной деятельности). Накачка бюджетными средствами госстраховщиков оказалась бессмысленной попыткой предотвращения недопуска иностранного капитала на страховой рынок республики, что не принесло никакого позитивного результата - итогом стал полный провал госпрограммы развития страхового дела на 2006-10гг. По программе предполагалось увеличить долю страхования в ВВП до 1,5%, что оказалось выполненным ровно наполовину.

Одновременно правительство полностью отстранилось от решения вопроса о выплате гражданам задолженности по обязательствам советского Госстраха, мотивируя это отсутствием средств. Хотя из более чем Br1,5 трлн., внесенных государством в капиталы госстраховщиков, относительно оправданными являются лишь первоначальные инвестиции в БНПО - примерно Br84 млрд. (и то при условии, что эта компания работала бы на конкурентных принципах без обязательной передачи риска в свою пользу).

Один из вариантов погашения долгов Госстраха предполагает упразднение Белорусского республиканского унитарного предприятия экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» и одновременное создание Государственного агентства по гарантиям экспортных кредитов с передачей ему обязательств по договорам страхования экспортных кредитов. Страховой портфель по остальным добровольным и обязательным видам страхования необходимо передать Белгосстраху или - на конкурсной основе - любой из действующих в республике страховых организаций. Высвободившиеся средства (примерно Br350 млрд.) следует направить на погашение задолженности перед гражданами по обязательствам Госстраха.

Кроме того, явно напрашивается уменьшение уставного капитала БНПО до экономически обоснованного уровня с предоставлением ей права принятия рисков в перестрахование от белорусских страховщиков исключительно на добровольной основе. Эта мера позволит высвободить порядка Br300 млрд. для погашения задолженности.

Пополнит ресурсы, необходимые для погашения долгов Госстраха, и доход Белгосстраха, полученный от инвестирования «бюджетной» части собственного капитала компании (примерно Br30 млрд. в год). Впрочем, эти средства ныне вложены в акции Белагропромбанка и ОАО «Пром-агролизинг», однако процедура изъятия этих средств не должна быть проблемой.

Таким образом, обязательства перед гражданами, оцениваемые примерно в Br700 млрд. (по 2,2 млн. договоров) могут быть выполнены практически одномоментно и в полном объеме. Если исходить из того, что средняя задолженность перед гражданином к началу 1990-х гг. составляла 450 руб., или, по неофициальному курсу, менее $100.
Добавить комментарий
Проверочный код