Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (769) 22 ноября 2010 г. Портмоне

Право первой ночи

22.11.2010
Правотолк
Пока историки продолжают спорить о том, действительно ли существовало в Средневековье «право первой ночи», даже весьма далекие от истории члены общества о наличии такого обычая слышали, помнят и решительно осуждают. Возможно, дело в «злопамятности» - аморальные исторические факты запоминать легче.
Максим Знак



В гражданском праве существует такое понятие, как «преимущественное право», защищающее участников определенных правоотношений. Например, есть преимущественное право покупки отчуждаемых долей (акций) хозяйственных товариществ и обществ (ст.ст. 76, 84, 92, 97 ГК); покупки доли в общей собственности (ст. 253 ГК); на заключение договора аренды на новый срок (ст. 592 ГК) и т.п. Обычно защищаются права тех, кто в наибольшей степени заинтересован в получении соответствующего объекта гражданских прав - предполагается, что у него есть право приобрести этот объект по цене, предлагаемой третьим лицам.

Несколько особняком и наиболее близко к «праву первой ночи» в традиционном понимании всегда стояло преимущественное право местных органов управления и самоуправления на приобретение отчуждаемых объектов недвижимости, которые могли бы быть использованы для местных нужд.

Такое правило действовало с первой редакции закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991г. Говорилось, что право это реализуется в «установленном законом» (позже «законодательством») порядке, однако разъясняющие нормы так и не были приняты. В результате при продаже практически любого объекта коммерческой недвижимости предварительно нужно было получить отказ местного исполкома от его приобретения.

Этим летом вступил в силу новый закон о местном управлении и самоуправлении, от 4 января 2010г. Право преимущественного приобретения объектов недвижимости было закреплено в ст.55 нового закона. При этом устанавливалось, что «порядок осуществления указанного преимущественного права, а также перечень категорий объектов недвижимости, на приобретение которых распространяется данное преимущественное право» определяется отдельным законодательным актом, а Совмину было поручено в 6-месячный срок внести на рассмотрение главе государства соответствующий проект законодательного акта.

9 ноября 2010г. был принят указ президента N581 «О приобретении объектов недвижимости для местных нужд», приятно удививший владельцев недвижимости. Во-первых, согласно документу, формируются перечни тех объектов, которые могут быть использованы для местных нужд. Перечни на следующий год формируются до 10 декабря предыдущего года. О включении объектов недвижимости в перечень письменно уведомляется орган регистрации недвижимого имущества и собственник соответствующего объекта. Самое интересное, что объекты недвижимости включаются в перечни только в случае «если на территории соответствующей административно-территориальной единицы отсутствуют неиспользуемые или неэффективно используемые объекты недвижимости, находящиеся в коммунальной собственности, которые могут быть использованы этими органами по назначению, аналогичному назначению объектов недвижимости, включаемых в перечни». Представляется, что при такой оговорке некоторые органы местного самоуправления вообще не смогут сформировать перечни.

Кроме того, определено, что понимается под местными нуждами - правда, перечень довольно широкий и включает, например, «размещение объектов недвижимости в соответствии с решениями президента».

Во-вторых, определен порядок взаимодействия по объектам недвижимости, включенным в перечень. Продавец должен направить заказное письмо в орган местного управления и самоуправления, который может принять решение о приобретении объекта (если в местном бюджете есть средства, выделенные на эти цели) либо отказаться. В случае если в течение пяти рабочих дней никакое решение не принято, орган утрачивает право преимущественной покупки объекта недвижимости. Установленный минимальный срок принятия решения не может не радовать.

В-третьих, определен порядок действий после отчуждения объекта недвижимости. Заинтересованный местный орган письменно уведомляется регистратором о заключенной сделке. Если условия более выгодные, чем были предложены в уведомлении, по которому принималось решение об отказе, либо если уведомление не направлялось, соответствующий орган в 3-месячный срок вправе требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Наконец, в-четвертых, в указе N581 закреплен широкий перечень случаев, в которых не действует преимущественное право: например, безвозмездное отчуждение и возмездное отчуждение, не относящееся к купле-продаже; отчуждение в процессе о банкротстве; в исполнительном производстве; имущества, изъятого в доход государства; госсобственности; жилых помещений, а также отчуждение при проведении торгов. Таким образом, остается много вариантов реализации объектов недвижимости третьим лицам, когда местные органы не будут иметь возможности реализовать свое право преимущественной покупки.

В общем, порядок отчуждения объектов коммерческой недвижимости стал более понятным и прозрачным, а ненужных процедур, очевидно, станет меньше. «+1» в список позитивных нормативных актов.
Добавить комментарий
Проверочный код