Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№45 (768) 15 ноября 2010 г. Визави

Канцелярам дали жару

15.11.2010
Всенародная борьба с отписками и проволочками
9 ноября на совещании по повышению эффективности работы с обращениями граждан президент страны нещадно раскритиковал чиновников, безразличных к нуждам и чаяниям простых людей: «В верхних эшелонах власти с легкостью спускают обращения граждан на места или, как говорится, гоняют человека по большому кругу инстанций. А на местах отделываются издевательскими отписками или, хуже того, направляют жалобу на реагирование тому, на кого люди жалуются. Никакой уж тут объективности и внимания ждать не приходится, а ведь люди надеются на справедливость власти». Бюрократизм, по мнению президента, «многолик и живуч», а на устранение его проявлений потребуется много времени и сил. Впрочем, это не помешало президенту дать поручение устранить выявленные недостатки в работе госорганов с обращениями граждан до конца года. О том, как местные органы власти реагируют на просьбы и жалобы простых жителей, корреспонденты «БелГазеты» расспросили управляющую делами Миорского райисполкома Людмилу БЕЗЗУБЕНОК и жителя поселка Колодищи Андрея АТАМАНЧУКА.


Людмила БЕЗЗУБЕНОК: «Если бабушка еле приходит - домой отвозим на машине»

-С какими проблемами обращаются к вам жители Миорского района? Есть ли наиболее проблемные сферы?

- Каждый обращается со своими, зачастую совершенно разными проблемами. Может, если кто-то посмотрит со стороны, то они ему покажутся несущественными, но для человека они очень важны. Основная часть вопросов касается дорожного строительства - вот недавно обращались по поводу ремонта дороги в одном из сельских советов. К слову, всякое обращение, приходящее на наш сайт, мы обязательно регистрируем в случае наличия у нас какой-то информации, а если ее нет - то так и отвечаем, что информации у нас нет. В последнее время, когда у нас появился сайт, много людей обращается с просьбами о помощи в поиске каких-то своих родственников, которые проживали в нашей местности во время войны. Свои родословные даже составляют. Если у нас в ЗАГСе, идеологическом отделе или сельсовете, где осталось много церковных книг, есть сведения - мы всегда помогаем. Из последнего - одна женщина попросила проверить, правильно ли ей назначена пенсия.

- Президент отметил, что перебора с решением личных проблем, которые человек в состоянии решать самостоятельно, быть не должно - не стоит нагружать ими местные власти. К вам часто обращаются с такими проблемами?

- Естественно, есть люди, которые хотят, чтобы за них сделали то, что они должны делать самостоятельно. Есть такие обращения, которые можно назвать необъективными, не имеющими под собой реальной основы. Например, дети обращаются с претензией к тому, что у их родителей забор покосился, мол, власти не помогают в благоустройстве. То же самое дома - ведь не каждому человеку, даже пожилому, можно помочь. Есть закон, согласно которому лишь некоторым людям можно оказать помощь со стороны трудового коллектива либо коммунального хозяйства. Бесплатно у нас ничего тоже не бывает - деньги не из чего не растут. Поэтому пытаемся разъяснить детям, что это прежде всего, в соответствии с такой-то статьей закона о браке и семье, их обязанности - заботиться о родителях. Ссылаемся на букву закона - то, что власть должна делать, то она и делает.

- На протяжении ряда лет наблюдается рост числа жалоб по вопросам приобретения и строительства жилья. Вы замечаете подобную тенденцию?

- Вопросов по поводу приобретения жилья не поступало. Было несколько обращений по качеству строительства в этом году одного дома - вопросы устранены.

- Ежегодно в органы государственной власти обращаются около 1 млн. человек, т.е. практически каждый десятый гражданин страны. Какова статистика обращений у вас?

- Дело в том, что у нас большинство обращений идет в ходе выездных приемов, когда райисполком их инициирует. Примерно раз в два месяца председатель райисполкома обязательно принимает граждан в каком-то сельсовете, либо на каком-то предприятии или в организации. Вопросы, главным образом, поступают там. Обращения в райисполком есть как письменные, так и устные - каждую вторую и четвертую среду принимает председатель. Всё же я не могу сказать, что обращается каждый десятый житель Миорщины - у нас 26 тыс. населения, если каждый десятый, то получается 2,6 тыс.? Нет, обращается значительно меньшее число людей.

- Бюрократизма при рассмотрении обращений граждан вы, разумеется, не допускаете?

- То, с чем к нам люди обращаются, ни у кого не вызывает никакого отторжения или чванства. Ведь они обращаются с конкретными вопросами или уточняют именно то, что их интересует. И мы всех принимаем. Если бабушка еле приходит - домой отвозим на машине. Я не могу сказать, что нашим специалистам присуще какое-то высокомерие по отношению к тем, кто к нам обращается. Никогда в жизни с этим не соглашусь.

Вопросы работы с обращениями граждан рассматриваются на заседании исполкома. Ежеквартально итоги подводятся у заместителей председателя. Ежемесячно анализируются своевременность и полнота ответов, на рабочих заседаниях обязательно присутствие председателя. Также нас контролирует специалист - т.е. подходит срок исполнения обращений, и за 2-3 дня она напоминает ответственным специалистам, которым поручено рассмотрение обращения, о приближении срока.

- А правомерно ли ужесточение ответственности чиновников за ненадлежащую работу с обращениями граждан?

- Люди должны чувствовать ответственность за то, что они обязаны делать. Ужесточение - не знаю, достаточный спрос у нас как всегда был, так и остается. Руководство исполкома не оставляет без внимания какие-то проблемные ситуации.

- Связана ли, по-вашему, активизация борьбы с недостатками в работе с обращениями граждан с грядущими президентскими выборами?

- Я не считаю, что в последнее время мы чему-то уделяем больше или меньше внимания. Как работали, так и работаем. Как проводили год назад выездные приемы, так и проводим их сегодня, как отвечали на все обращения, так и отвечаем на них. Это не связано с данной общественно-политической ситуацией и мероприятием.

- Какие общественные организации помогают вам в вашей многотрудной работе?

- Женсовет, «Белая Русь», территориальный центр соцобслуживания населения. К примеру, у нас пару месяцев назад была общественная приемная, которую проводила «Белая Русь». Прием вел руководитель этой организации. В результате тем детям, которые обращались, был выделен спортинвентарь. Женсовет сотрудничает с управлением по труду и соцзащите - помогает всем, кому нужно, ежегодно проводит День матери 14 октября. Они очень активны в этом плане.

- Президент выявил многочисленные факты, когда некоторые должностные лица «прячутся в кабинетах», лишь бы не идти к людям. Председатель Миорского райисполкома и его замы прячутся от людей в кабинетах?

- 100% - нет. У нас есть приемные дни, они вывешены на сайтах, и в эти дни всегда идет прием. Идут выездные дни информирования в сельсоветах в течение года, их проводят выездные бригады. Ситуаций, когда кто-то прятался в кабинетах, не было, это для нас нехарактерно.

Беседовал Андрей БЕСПРОЗВАННЫЙ

Андрей АТАМАНЧУК: «Отписки могут приходить годами»

-Когда вы столкнулись с бездействием чиновников?

- Уже полтора года мы с семьей проживаем в Колодищах Минского района, на территории бывшего полигона. Когда мы сюда впервые приехали, чтобы начать строительство дома на участке, то поняли: хотя люди и живут здесь более 10 лет, а полигон находится всего в 3 км от черты города, элементарных условий для комфортного проживания здесь нет. Дорога совершенно непригодна для проезда, отсутствует водоснабжение, уличное освещение и автобусное сообщение недостаточные. Тогда мы начали переписку с чиновниками разного уровня и различных ведомств - Минрайисполкома, Миноблисполкома, Комитета госконтроля.

- И каковы результаты?

- Кое-какие проблемы начали решаться после того, как власть в нашем сельсовете поменялась. Сейчас начинают делать первый участок дороги протяженностью 1,3 км. Правда, это устраивает только тех, кто уже проживает в поселке. Тем, кто строится дальше от города, придется начинать бороться за свои права на дорогу заново и вести постоянную борьбу с чиновниками путем обращений и всяческих жалоб.

Уже добавили автобусное сообщение, ввели дополнительный маршрут. Раньше последний автобус ходил у нас около 5-6 часов вечера, а теперь движение продлили до 8-9 часов. Но проблемы остаются. Половина поселка неэлектрифицирована. Просто удивительно, что элементарные, казалось бы, проблемы, могут решаться годами и даже десятилетиями.

- Десятилетиями?

- Наши соседи живут здесь уже 14 лет, из которых 10 лет они провели без электричества. Все эти 10 лет они обращались в местные органы власти, пытаясь добиться электрификации своего участка. Дороги здесь нет уже 15 лет. Водоснабжения у них до сих пор нет. Правда, благодаря новому председателю разработан хотя бы проект водоснабжения. Но, учитывая темпы решения этих проблем, я сомневаюсь, что вода появится очень скоро.

- И как же они живут в таких условиях?

- Когда не было электричества, жили на троллейбусных аккумуляторах. Воду для питья носят ведрами. А если нужна вода для строительства и технических нужд, вызывают пожарные машины. Некоторые возят воду самостоятельно, бочками. Когда мы стали писать обращения, цивилизация постепенно начала приходить сюда, но полностью она так и не добралась до этих мест.

- Чиновники постоянно проводят выездные приемы. Разве они не видели, в каких условиях живут люди?

- Я вообще не уверен, знал ли прежний председатель нашего сельсовета, где находится подконтрольный ему район. Во всяком случае, по моим сведениям, он сюда никогда не выезжал.

- Что представляет собой стандартная чиновничья отписка?

- Чиновники никогда не говорят «нет». Они говорят: «Все будет, только позже, подождите», но не говорят, когда именно будет. Например, человек обращается с просьбой провести электричество. Ему пишут примерно следующее: «На ваше обращение сообщаем, что разработан проект, он проходит экспертизу. В соответствии с ним будет построено столько-то подстанций, ввод в эксплуатацию намечен на конец такого-то года». А в конце года приходит новая отписка, в которой сообщается, что в ходе экспертизы обнаружены недостатки проекта и ввод в эксплуатацию отложен. Такие отписки могут приходить годами.

То же самое с дорогой. Зимой у нас дорогу не чистили. Мы обратились с просьбой, чтобы соответствующие службы хотя бы грейдером проходили те неровности, которые можно проехать только на броневике. На это нам написали, что работы по профилированию, грейдированию улиц в этом году проводиться не будут.

- Можете вспомнить самую досадную чиновничью ошибку?

- Я знаю людей, дому которых на нашем полигоне был присвоен определенный адрес. Когда они стали подводить газ, выяснилось, что на этой улице неправильная нумерация домов и называется теперь эта улица совсем по-другому. А Мингаз проводит газ только в дома, которым правильно присвоен адрес и на доме висит табличка с адресом.

- Думаете, в Беларуси чиновники работают хуже, чем в соседних странах?

- Летом я был в Запорожской области у родителей. На Украине, где, можно сказать, безвластие, местные органы власти работают как минимум не хуже, чем у нас. Мои родители живут в дачном поселке, где стоит буквально 30-40 домов. Но там постоянно осуществляется грейдирование дорог, подсыпка, установлено уличное освещение. То есть местные власти хоть как-то заботятся о людях. А судя по нашему полигону, еще года два назад местные власти о его существовании вообще не помнили.

- Почему у нас чиновники прячутся от граждан в кабинетах?

- Так устроена система власти. Чиновники низкого и среднего уровня боятся самостоятельно принимать решения и брать на себя за них ответственность. Они обращаются к вышестоящим чиновникам, а те тоже ничего не могут сделать, потому что сами постоянно обращают свои взоры «наверх» и спрашивают: «Можно или нельзя?» Это главная причина.

Кроме того, существует проблема распределения денег. Вот нынешнее руководство нашего сельсовета, насколько я вижу, пытается что-то сделать, а финансирования нет. Вроде и хотят чиновники низшего уровня чем-то помочь простым людям, но не всегда могут.
Добавить комментарий
Проверочный код