Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№45 (768) 15 ноября 2010 г. Визави

Канцелярам дали жару

15.11.2010
Всенародная борьба с отписками и проволочками
9 ноября на совещании по повышению эффективности работы с обращениями граждан президент страны нещадно раскритиковал чиновников, безразличных к нуждам и чаяниям простых людей: «В верхних эшелонах власти с легкостью спускают обращения граждан на места или, как говорится, гоняют человека по большому кругу инстанций. А на местах отделываются издевательскими отписками или, хуже того, направляют жалобу на реагирование тому, на кого люди жалуются. Никакой уж тут объективности и внимания ждать не приходится, а ведь люди надеются на справедливость власти». Бюрократизм, по мнению президента, «многолик и живуч», а на устранение его проявлений потребуется много времени и сил. Впрочем, это не помешало президенту дать поручение устранить выявленные недостатки в работе госорганов с обращениями граждан до конца года. О том, как местные органы власти реагируют на просьбы и жалобы простых жителей, корреспонденты «БелГазеты» расспросили управляющую делами Миорского райисполкома Людмилу БЕЗЗУБЕНОК и жителя поселка Колодищи Андрея АТАМАНЧУКА.


Людмила БЕЗЗУБЕНОК: «Если бабушка еле приходит - домой отвозим на машине»

-С какими проблемами обращаются к вам жители Миорского района? Есть ли наиболее проблемные сферы?

- Каждый обращается со своими, зачастую совершенно разными проблемами. Может, если кто-то посмотрит со стороны, то они ему покажутся несущественными, но для человека они очень важны. Основная часть вопросов касается дорожного строительства - вот недавно обращались по поводу ремонта дороги в одном из сельских советов. К слову, всякое обращение, приходящее на наш сайт, мы обязательно регистрируем в случае наличия у нас какой-то информации, а если ее нет - то так и отвечаем, что информации у нас нет. В последнее время, когда у нас появился сайт, много людей обращается с просьбами о помощи в поиске каких-то своих родственников, которые проживали в нашей местности во время войны. Свои родословные даже составляют. Если у нас в ЗАГСе, идеологическом отделе или сельсовете, где осталось много церковных книг, есть сведения - мы всегда помогаем. Из последнего - одна женщина попросила проверить, правильно ли ей назначена пенсия.

- Президент отметил, что перебора с решением личных проблем, которые человек в состоянии решать самостоятельно, быть не должно - не стоит нагружать ими местные власти. К вам часто обращаются с такими проблемами?

- Естественно, есть люди, которые хотят, чтобы за них сделали то, что они должны делать самостоятельно. Есть такие обращения, которые можно назвать необъективными, не имеющими под собой реальной основы. Например, дети обращаются с претензией к тому, что у их родителей забор покосился, мол, власти не помогают в благоустройстве. То же самое дома - ведь не каждому человеку, даже пожилому, можно помочь. Есть закон, согласно которому лишь некоторым людям можно оказать помощь со стороны трудового коллектива либо коммунального хозяйства. Бесплатно у нас ничего тоже не бывает - деньги не из чего не растут. Поэтому пытаемся разъяснить детям, что это прежде всего, в соответствии с такой-то статьей закона о браке и семье, их обязанности - заботиться о родителях. Ссылаемся на букву закона - то, что власть должна делать, то она и делает.

- На протяжении ряда лет наблюдается рост числа жалоб по вопросам приобретения и строительства жилья. Вы замечаете подобную тенденцию?

- Вопросов по поводу приобретения жилья не поступало. Было несколько обращений по качеству строительства в этом году одного дома - вопросы устранены.

- Ежегодно в органы государственной власти обращаются около 1 млн. человек, т.е. практически каждый десятый гражданин страны. Какова статистика обращений у вас?

- Дело в том, что у нас большинство обращений идет в ходе выездных приемов, когда райисполком их инициирует. Примерно раз в два месяца председатель райисполкома обязательно принимает граждан в каком-то сельсовете, либо на каком-то предприятии или в организации. Вопросы, главным образом, поступают там. Обращения в райисполком есть как письменные, так и устные - каждую вторую и четвертую среду принимает председатель. Всё же я не могу сказать, что обращается каждый десятый житель Миорщины - у нас 26 тыс. населения, если каждый десятый, то получается 2,6 тыс.? Нет, обращается значительно меньшее число людей.

- Бюрократизма при рассмотрении обращений граждан вы, разумеется, не допускаете?

- То, с чем к нам люди обращаются, ни у кого не вызывает никакого отторжения или чванства. Ведь они обращаются с конкретными вопросами или уточняют именно то, что их интересует. И мы всех принимаем. Если бабушка еле приходит - домой отвозим на машине. Я не могу сказать, что нашим специалистам присуще какое-то высокомерие по отношению к тем, кто к нам обращается. Никогда в жизни с этим не соглашусь.

Вопросы работы с обращениями граждан рассматриваются на заседании исполкома. Ежеквартально итоги подводятся у заместителей председателя. Ежемесячно анализируются своевременность и полнота ответов, на рабочих заседаниях обязательно присутствие председателя. Также нас контролирует специалист - т.е. подходит срок исполнения обращений, и за 2-3 дня она напоминает ответственным специалистам, которым поручено рассмотрение обращения, о приближении срока.

- А правомерно ли ужесточение ответственности чиновников за ненадлежащую работу с обращениями граждан?

- Люди должны чувствовать ответственность за то, что они обязаны делать. Ужесточение - не знаю, достаточный спрос у нас как всегда был, так и остается. Руководство исполкома не оставляет без внимания какие-то проблемные ситуации.

- Связана ли, по-вашему, активизация борьбы с недостатками в работе с обращениями граждан с грядущими президентскими выборами?

- Я не считаю, что в последнее время мы чему-то уделяем больше или меньше внимания. Как работали, так и работаем. Как проводили год назад выездные приемы, так и проводим их сегодня, как отвечали на все обращения, так и отвечаем на них. Это не связано с данной общественно-политической ситуацией и мероприятием.

- Какие общественные организации помогают вам в вашей многотрудной работе?

- Женсовет, «Белая Русь», территориальный центр соцобслуживания населения. К примеру, у нас пару месяцев назад была общественная приемная, которую проводила «Белая Русь». Прием вел руководитель этой организации. В результате тем детям, которые обращались, был выделен спортинвентарь. Женсовет сотрудничает с управлением по труду и соцзащите - помогает всем, кому нужно, ежегодно проводит День матери 14 октября. Они очень активны в этом плане.

- Президент выявил многочисленные факты, когда некоторые должностные лица «прячутся в кабинетах», лишь бы не идти к людям. Председатель Миорского райисполкома и его замы прячутся от людей в кабинетах?

- 100% - нет. У нас есть приемные дни, они вывешены на сайтах, и в эти дни всегда идет прием. Идут выездные дни информирования в сельсоветах в течение года, их проводят выездные бригады. Ситуаций, когда кто-то прятался в кабинетах, не было, это для нас нехарактерно.

Беседовал Андрей БЕСПРОЗВАННЫЙ

Андрей АТАМАНЧУК: «Отписки могут приходить годами»

-Когда вы столкнулись с бездействием чиновников?

- Уже полтора года мы с семьей проживаем в Колодищах Минского района, на территории бывшего полигона. Когда мы сюда впервые приехали, чтобы начать строительство дома на участке, то поняли: хотя люди и живут здесь более 10 лет, а полигон находится всего в 3 км от черты города, элементарных условий для комфортного проживания здесь нет. Дорога совершенно непригодна для проезда, отсутствует водоснабжение, уличное освещение и автобусное сообщение недостаточные. Тогда мы начали переписку с чиновниками разного уровня и различных ведомств - Минрайисполкома, Миноблисполкома, Комитета госконтроля.

- И каковы результаты?

- Кое-какие проблемы начали решаться после того, как власть в нашем сельсовете поменялась. Сейчас начинают делать первый участок дороги протяженностью 1,3 км. Правда, это устраивает только тех, кто уже проживает в поселке. Тем, кто строится дальше от города, придется начинать бороться за свои права на дорогу заново и вести постоянную борьбу с чиновниками путем обращений и всяческих жалоб.

Уже добавили автобусное сообщение, ввели дополнительный маршрут. Раньше последний автобус ходил у нас около 5-6 часов вечера, а теперь движение продлили до 8-9 часов. Но проблемы остаются. Половина поселка неэлектрифицирована. Просто удивительно, что элементарные, казалось бы, проблемы, могут решаться годами и даже десятилетиями.

- Десятилетиями?

- Наши соседи живут здесь уже 14 лет, из которых 10 лет они провели без электричества. Все эти 10 лет они обращались в местные органы власти, пытаясь добиться электрификации своего участка. Дороги здесь нет уже 15 лет. Водоснабжения у них до сих пор нет. Правда, благодаря новому председателю разработан хотя бы проект водоснабжения. Но, учитывая темпы решения этих проблем, я сомневаюсь, что вода появится очень скоро.

- И как же они живут в таких условиях?

- Когда не было электричества, жили на троллейбусных аккумуляторах. Воду для питья носят ведрами. А если нужна вода для строительства и технических нужд, вызывают пожарные машины. Некоторые возят воду самостоятельно, бочками. Когда мы стали писать обращения, цивилизация постепенно начала приходить сюда, но полностью она так и не добралась до этих мест.

- Чиновники постоянно проводят выездные приемы. Разве они не видели, в каких условиях живут люди?

- Я вообще не уверен, знал ли прежний председатель нашего сельсовета, где находится подконтрольный ему район. Во всяком случае, по моим сведениям, он сюда никогда не выезжал.

- Что представляет собой стандартная чиновничья отписка?

- Чиновники никогда не говорят «нет». Они говорят: «Все будет, только позже, подождите», но не говорят, когда именно будет. Например, человек обращается с просьбой провести электричество. Ему пишут примерно следующее: «На ваше обращение сообщаем, что разработан проект, он проходит экспертизу. В соответствии с ним будет построено столько-то подстанций, ввод в эксплуатацию намечен на конец такого-то года». А в конце года приходит новая отписка, в которой сообщается, что в ходе экспертизы обнаружены недостатки проекта и ввод в эксплуатацию отложен. Такие отписки могут приходить годами.

То же самое с дорогой. Зимой у нас дорогу не чистили. Мы обратились с просьбой, чтобы соответствующие службы хотя бы грейдером проходили те неровности, которые можно проехать только на броневике. На это нам написали, что работы по профилированию, грейдированию улиц в этом году проводиться не будут.

- Можете вспомнить самую досадную чиновничью ошибку?

- Я знаю людей, дому которых на нашем полигоне был присвоен определенный адрес. Когда они стали подводить газ, выяснилось, что на этой улице неправильная нумерация домов и называется теперь эта улица совсем по-другому. А Мингаз проводит газ только в дома, которым правильно присвоен адрес и на доме висит табличка с адресом.

- Думаете, в Беларуси чиновники работают хуже, чем в соседних странах?

- Летом я был в Запорожской области у родителей. На Украине, где, можно сказать, безвластие, местные органы власти работают как минимум не хуже, чем у нас. Мои родители живут в дачном поселке, где стоит буквально 30-40 домов. Но там постоянно осуществляется грейдирование дорог, подсыпка, установлено уличное освещение. То есть местные власти хоть как-то заботятся о людях. А судя по нашему полигону, еще года два назад местные власти о его существовании вообще не помнили.

- Почему у нас чиновники прячутся от граждан в кабинетах?

- Так устроена система власти. Чиновники низкого и среднего уровня боятся самостоятельно принимать решения и брать на себя за них ответственность. Они обращаются к вышестоящим чиновникам, а те тоже ничего не могут сделать, потому что сами постоянно обращают свои взоры «наверх» и спрашивают: «Можно или нельзя?» Это главная причина.

Кроме того, существует проблема распределения денег. Вот нынешнее руководство нашего сельсовета, насколько я вижу, пытается что-то сделать, а финансирования нет. Вроде и хотят чиновники низшего уровня чем-то помочь простым людям, но не всегда могут.
Добавить комментарий
Проверочный код