Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№45 (768) 15 ноября 2010 г. События. Оценки

Согласны на «наихудшее»

15.11.2010
«Как белорусы будут технически платить России»
Срок действия межправительственного белорусско-российского протокола о торговле нефтью, по которому Беларусь получает 6,3 млн. т беспошлинно, истекает 31 декабря 2010г. Однако заключение нового соглашения, регулирующего будущие поставки российской нефти и нефтепродуктов в Беларусь, на этот раз может обойтись и без публичного скандала. Глава налогового департамента Минфина РФ Илья Трунин сообщил, что Беларусь согласилась перечислять России пошлины, взимаемые при экспорте нефтепродуктов.
Сергей ЖБАНОВ



Неожиданная новость, учитывая, что на днях первый вице-премьер Владимир Семашко назвал данное предложение «наихудшим». Неужели его боевого запала хватило всего лишь на неделю? Однако не стоит спешить с выводами, поскольку официально белорусская сторона до сих пор не подтвердила своего согласия. К тому же Минску никто не мешает устроить веселую жизнь партнерам по переговорам в ходе обсуждения технических деталей выполнения нового соглашения - например, размера возможного повышения экспортных пошлин на нефтепродукты. «Сейчас идет работа, как белорусы будут технически платить России. Мы, возможно, хотим субсидировать российских нефтепереработчиков. Но у нас нет такого желания в отношении нефтепереработки белорусской», - пояснил журналистам Илья Трунин.

По его словам, соглашение было достигнуто на базе «пяти принципов Таможенного союза». Первый: «Взаимная торговля осуществляется без взимания экспортных пошлин». Второй: «Мы сохраняем свое право увеличить экспортную пошлину на нефтепродукты до вывозной пошлины на нефть». Третий: «Беларусь не предпринимает дополнительных усилий, чтобы субсидировать свою нефтепереработку». Четвертый:«Если мы примем решение о повышении пошлины на нефтепродукты до пошлины на нефть, мы вправе субсидировать свою нефтепереработку». И наконец, пятый: «Беларусь взимает пошлины на нефть и нефтепродукты со всего объема экспорта из России и перечисляет в российский бюджет».

Однако гладко эти принципы выглядят только на бумаге. Не стоит обольщаться, полагая, что Минфин РФ не воспользуется возможностью повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до уровня действующих пошлин на нефть. Это право Москва зарезервировала, чтобы при создании единого экономического пространства не возникло конфликта. Субсидировать белорусских нефтепереработчиков российский Минфин явно не собирается.

Впрочем, белорусские НПЗ внакладе не останутся, поскольку полностью загрузят свои производственные мощности и получат доход за переработку российской нефти. Потери понесет лишь белорусский бюджет, который лишится значительной части доходов, получаемых в виде налогов и пошлин от торговых операций с нефтепродуктами, произведенных из российской нефти. Средства, взысканные с Беларуси при экспорте нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, будут переводиться в российский бюджет. Российские нефтепродукты, используемые в качестве сырья при производстве продукции в комплексе «Нафтан» - «Полимир», тоже дешевле не станут. О былой рентабельности производства объединения придется забыть. Может быть, этот нефтеперерабатывающий комплекс действительно лучше продать другу Уго Чавесу?

Но зато Беларусь получит все, за что боролся в последнее время Александр Лукашенко: российскую нефть и нефтепродукты по мировым ценам, а вместе с ними и энергетическую независимость по данному виду углеводородного сырья. Также будут соблюдены правила, согласно которым взаимная торговля энергоносителями в Таможенном союзе будет осуществляться без взимания экспортных пошлин. При этом Беларусь не утратит стимулы к дальнейшей диверсификации источников поставок нефти и нефтепродуктов, поскольку из России будет получать со следующего года столько же нефти, как из Венесуэлы - 10 млн. т. На доходы от переработки венесуэльской и отечественной нефти российский Минфин не покушается.

Поэтому давно задуманные белорусские проекты по доставке венесуэльской нефти получат мощный стимул к дальнейшему развитию. Можно будет осуществлять сделки на условиях своп (замещения объема поставок) или доставлять заокеанское сырье в республику любыми видами транспорта, если это не будет мешать российским планам по эксплуатации нефтепровода «Дружба».

Впрочем, введя с 1 января 2011г. в эксплуатацию альтернативный трубопровод БТС-2, Россия получит довольно надежные гарантии на этот счет. «БТС-2 всегда может сыграть роль резерва. Не побоюсь такого сравнения: она, как атомная бомба, - средство сдерживания, гарантия от политического шантажа, - заявил недавно первый вице-президент компании «Транснефть» Михаил Арустамов. - Так, например, если вдруг возникнут проблемы с прокачкой по «Дружбе», «Транснефть» сможет пустить нефть по БТС-2. И хотя окружным путем, но ровно те же объемы бесперебойно будут поступать европейским потребителям».

Между тем ничего нового Арустамов не сказал. Как с помощью БТС-2 Россия собирается умерять аппетиты транзитных стран, давно уже известно. Но правительство республики делает вид, что ничего особенного не происходит, и даже настаивает на росте доходов от транзита нефти.

Всемирной истории известен подобный случай: когда в июле 1945г. новоиспеченный президент США Гарри Трумэн сообщил советскому лидеру Иосифу Сталину об испытании атомной бомбы, тот даже бровью не повел в ответ, а просто поблагодарил за информацию. Однако у Сталина своя атомная бомба все же появилась, хотя и четыре года спустя. Чего нельзя сказать о планах белорусского руководства. Венесуэльская нефть на роль белорусской атомной бомбы явно не тянет. Поэтому правительство Беларуси может конструировать любые энергетические стратегии, но игра в этой сфере всегда будет идти по российским правилам. И никакой другой реакции на энергетические инициативы Москвы, кроме согласия, ждать от Минска не стоит. Иначе будет еще хуже.

Фото: daylife.com
Добавить комментарий
Проверочный код