Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№45 (768) 15 ноября 2010 г. Экономика

Жизнь будет сытнее и красивее

15.11.2010
Номенклатура хочет сохранить всю полноту власти
«Вместе мы Беларусь» - лозунг хороший, но, к сожалению, программу под него правительство написало никудышную. У нас научились формулировать красивые цели, а не реализовывать их. «Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» - это план сохранения в Беларуси Госплана, с небольшими вкраплениями предпринимательства и ремесленничества. Документ, под который лучше подходит лозунг только одной социальной группы: «Вместе мы - номенклатура».
Ярослав РОМАНЧУК



Нет сомнений, что по сравнению с 2005г. Беларусь стала богаче. За исключением воюющих стран и неблагополучных регионов Африки, жить лучше стали все. Без разрушения капитала, экономической самоизоляции и траты половины ВВП на оружие любая страна имеет шансы богатеть. Тем не менее динамика доли ВВП Беларуси в мировом валовом продукте за уходящую пятилетку показывает, что на фоне других наши внутренние успехи меркнут.

Справка «БелГазеты». В 2005г. ВВП Беларуси составил $30,2 млрд. В 2010г. он будет около $50 млрд. Рост более чем на 65% впечатляет. ВВП на душу населения в 2005г. - $3098, а в 2010г. приближается к $5300. ВВП мира в 2005г. составил $44,4 трлн. Наша страна производила 0,07% этого объема. В 2009г. мировой ВВП был уже $57,9 трлн., а в 2010г. МВФ прогнозирует его на уровне $61,8 трлн. Наша доля в нем составила 0,08%. Итого за третью пятилетку присутствие Беларуси в мировой экономике увеличилось на 0,01%.

Если ставить цель оставаться на месте, то нужно идти очень быстро, если же хочешь вырваться вперед, нужно бежать - таковы правила мировой экономики. Это не колхоз, в котором председатель может собственноручно определять параметры и победителей соцсоревнования, - это открытая конкуренция, в которой нужно иметь лучшие товары по привлекательным ценам. Примером увеличения места страны в мире является Китай: в 2010г. его ВВП составит около $5,3 трлн. - 8,6% мирового ВВП, в то время как еще в 2005г. Китай производил $2,2 трлн., или около 5% мирового ВВП.

Соседняя Польша в 2005г. имела ВВП $303 млрд., или 0,7% мирового ВВП - в 2010г. у нее уже будет около $570 млрд., или более 0,9% ВВП мира. Рост на 0,2 процентных пункта (п.п.) - это не китайские 3,6 п.п., но и не белорусские мизерные 0,01 п.п.

Аналогичные тренды наблюдаются по двум другим важнейшим показателям. В 2009г. Беларусь экспортировала товаров на сумму $21,3 млрд. - это лучше, чем $16,1 млрд. в 2005г., но доля нашего экспорта в мировом как была, так и остается ниже плинтуса. Мировой экспорт товаров в 2009г. составил $9,4 трлн., а в 2005г. был $12,5 трлн. Это значит, что белорусская доля в мировом экспорте увеличилась с 0,1 до 0,2%. Можно обрадоваться, что в целых два раза, а можно сравнить с постоянно воюющим Израилем, доля которого в мировом экспорте составляет 0,5%.

Третий важный параметр - присутствие Беларуси в инвестиционном поле мира. По итогам 2009г. в мире было накоплено $17,74 трлн. входящих прямых иностранных инвестиций (Беларусь имеет $8,46 млрд.) и $18,98 трлн. исходящих (показатель нашей страны - $81 млн.). Доля Беларуси в них составила 0,05 и 0,0004% соответственно. Такое положение было и в 2005г., так что за третью пятилетку Беларусь так и не появилась на мировой карте иностранных инвестиций.

Идеологи развития Беларуси по пятилеткам не обращают внимания на динамику такого рода показателей. Они банально сравнивают Беларусь-2005 с Беларусью-2010, радуясь стройности выполнения валовых показателей. В свое оправдание они могут сказать, что перед ними не ставилась задача увеличения доли ВВП Беларуси в мире. Формально таких показателей не было, но экономический и геополитический вес и значимость той или страны определяется именно тем, сколько она производит, покупает, инвестирует, экспортирует и генерирует hi-tech-товаров.

Причины роста третьей пятилетки

Развитие Беларуси в третьей пятилетке (2006-10гг.) было обусловлено следующими основными факторами. Во-первых, нам помогла Россия (энергетический грант) и Европа (покупка нефтепродуктов). Особые условия торговли нефтью и газом с Россией, почти беспрепятственный вход всех белорусских товаров на ее рынок, благоприятная конъюнктура на белорусские нефтепродукты, калийные удобрения, металлы, тракторы, грузовики и молочные товары стали фундаментом роста экономики в течение 2006-08гг.

Начиная со второй половины 2008г. ситуация существенно поменялась, а экономическая политика осталась неизменной. Дефицит кредитных ресурсов компенсировался обильными внешними заимствованиями. Как раз кстати пришелся антикризисный кредит МВФ в $3,5 млрд. - без него удержать относительную стабильность белорусского рубля до конца 2010г. было бы практически невозможно.

Во-вторых, белорусским производителям (в первую очередь, сотне предприятий, дающих около 40% налоговых поступлений, 80-85% экспорта и более 60% ВВП страны) создали чрезвычайно льготные условия работы. У них не было проблем с доступом к дешевому кредиту, правительство заботливо защищало их от иностранных конкурентов и помогало бороться за потребителей на внешних рынках за счет перекрестного субсидирования.

В-третьих, человеческий капитал в Беларуси еще не заржавел. Далеко не все умелые руки уехали на заработки за рубеж, многие белорусы продолжают ценить вкус успеха вопреки обременительной бюрократии, гнетущим налогам и слабой защите прав собственности. Рост в третьей пятилетке был обеспечен в т.ч. за счет тех немногочисленных иностранных инвестиций, которые были допущены в страну, где привлекают развитая инфраструктура, безопасность, географическая близость и открытость основного целевого рынка - России.

Такой удачной комбинации факторов для обеспечения роста в 2011-15гг. не будет. Закончился период трех «медовых» пятилеток в отношениях «вертикали» с Россией. МВФ едва ли выделит очередной кредит, если не будет видеть реальных реформ. Нефтяной офшор закроется окончательно. Беларусь потеряет легкие деньги за счет транзита газа и нефти: он пойдет в Европу мимо нашей страны по новым трубопроводным системам. Этап относительно безболезненного увеличения рублевой денежной массы завершается. Впереди маячит угроза роста инфляции и девальвация. Эти негативные явления могут испугать вкладчиков. Желание хотя бы 10% из них отказаться от услуг белорусской банковской системы может нарушить относительную макроэкономическую стабильность.

Чтобы в страну пришли серьезные инвесторы, им нужно создавать систему защиты прав собственности, равные условия работы на рынке с белорусскими компаниями. Приватизация только убыточных предприятий не способна привести к полноценной модернизации и институциональной перестройке. В представленной на всеобщее обсуждение программе не видно признаков адекватного понимания новых угроз и вызовов. На дворе запахло перестройкой, а у белорусских властей все еще атмосфера очередного съезда КПСС. У нас он называется Всебелорусским собранием.

Многословие, словоблудие…

Правительство страны планирует добиваться роста благосостояния «на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране». По мнению авторов программы, «именно оно выступает гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований».

Это, пожалуй, главная фраза предложенного документа. Ее суть сводится к тому, что «всё мы, властные политики и чиновники, делали и делаем правильно. Активами мы управляем качественно. «Канализируем» инвестиции в нужные проекты. Правовая защита у нас качественная. Прогресс может быть только под чутким руководством государства». Заметим, что о национальном предпринимательстве и гражданском обществе говорится только в контексте выполнения заданий «вертикали».

Программа признает, что «динамичное развитие экономики зависит от предпринимательской активности и инициативы», говорит о создании «безбарьерной деловой среды». При этом конкретных мер по упразднению основных препятствий на пути развития национального бизнеса в программе практически нет.

Зато привычно звучат секторальные приоритеты. Опять во главе номенклатурного угла - агропромышленный комплекс и строительство, снова делается акцент на крупных госпредприятиях и сохранении их под контролем чиновников. «Совершенствование структуры экономики будет основано на конкурентоспособных традиционных производствах», которые в четвертой пятилетке должны выпускать высокотехнологичную продукцию и активно коммерциализировать отечественные научные изобретения. Еще они должны завоевывать новые ниши на внешних рынках, обеспечивать устойчивое развитие регионов, чтобы в бюджете и у людей были деньги на покупку качественного и доступного жилья.

Социальный блок изобилует политкорректными фразами и обещаниями обеспечения европейской зажиточности. Здоровый образ жизни будет формироваться, семья будет укрепляться, природа будет чистой. К 2015г. средний белорус будет жить на год или два дольше. Доходы будут выше (в 1,7-1,76 раза), пенсии порадуют (в 1,8-1,9 раза больше), лечить будут качественнее. По мнению авторов программы, «период реформирования в белорусской системе образования завершен». И тут же ставится задача «интеграции национальной системы образования в единое европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу». Это значит проведение еще одной системной образовательной реформы.

Нашлась в программе строчка о том, что культурное наследие будет сохранено и обогащено. Деньги из бюджета получат отечественные производители «объектов культуры». Будут поводы для радости любителям спорта и физкультуры, в которую обещают вовлечь новых людей, особенно детей и молодежь. Новый имидж Беларуси станет, как магнит, манить сотни тысяч иностранных туристов. Правда, ничего не сказано о том, что визы для них будут отменены или хотя бы подешевеют.

Еще у нас будет продолжение строительного бума жилья: в 2015г. на одного жителя будет не менее 27-28 кв. м, существенно выше, чем 24,1 кв. м в 2010г., но о том, за счет чего будет построено 27,5-37 млн. кв. м жилья, в программе не говорится.

Модернизация в рамках Госплана

Программа запланировала переход от экономики директив к экономике инноваций. В течение пяти лет «будет осуществлен переход от административных методов к использованию рыночных стимулов». Вроде бы рынок обещают, но настораживает «постепенное снижение роли государственных организаций в прямом управлении деятельностью организаций» и переход на «косвенные и индикативные инструменты государственного регулирования». Неужели вместо телефонограмм и вызовов на ковер будут практиковаться беседы через Skype по доведению валовых показателей и доли белорусских товаров в розничной торговле?

Еще в программе есть целый список обещаний предпринимателям: усовершенствовать нормативную правовую базу, упростить бухучет, активизировать производственную и инновационную деятельность, развить страхование и рынок целых бумаг, внести разнообразие на финансовый рынок за счет инвестиционных фондов и лизинга. Таким словесным потоком переполнены все аналогичные госпрограммы. Обычное переписывание учебника economics.

Такого рода обещания относятся к разряду «и волки сыты, и овцы целы». Предпринимателям посулили свободу, но право определять ее рамки в каждом конкретном случае оставили за чиновниками. Правительство даже решилось пообещать «радикальное упрощение процедур налогового администрирования» и «снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы». Доля налоговых поступлений должна составить только 25,4% консолидированного бюджета. Поскольку Фонд соцзащиты населения (ФСЗН) не входит в этот показатель, а поступления в него обеспечиваются за счет налогов (пусть даже они и называются взносами), то общая налоговая нагрузка составит 38-40%. С учетом дефицита бюджета, поступлений от использования госимущества, приватизации и внешних заимствований размер государства к 2015г. будет по плану властей на уровне 43-46% ВВП. Так что реально государство не сократит свое присутствие в экономике, а лишь сбросит часть неликвидов и убыточных предприятий.

Программа обещает активизацию приватизации. Благородна цель сформировать «законодательно полную, непротиворечивую, прозрачную систему осуществления приватизационных сделок и оценки имущества» и усилить «гарантии прав собственности». Схожие цели были прописаны в программе третьей пятилетки, но экономика Беларуси так и осталось государственной.

Программа не указывает, какой объем ВВП в 2015г. будет производить частный сектор, а какой - государственный, значит, приватизация опять грозит трансформироваться в продажу убыточных объектов за 12 евро и отдельные кулуарные сделки по крупным объектам без конкурса и аукциона.

Показательно отношение к ценам. Посыл «переход к рыночным механизмам ценообразования» подкупает предпринимателей, а следующее за ним положение призвано успокоить чиновников: за ними сохраняется «совершенствование ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции». Чиновники опять сами будут решать, готов ли белорусский народ к рыночным ценам, невзирая на то что на внутреннем рынке многие цены уже заметно выше мировых.

Пресная и пустая на конкретику получилась программа четвертой пятилетки. Нет в ней инновационной изюминки. Нет ничего такого, что зацепило бы глаз и порадовало рыночный либеральный ум. Даже некогда популярные тезисы о поддержке строительства и АПК поблекли, смешались с обещаниями для бизнеса. По плану в 2011-15гг. все будет по старинке. Люди будут трудиться, предприниматели продолжат крутиться, молодежь будет спешить уезжать из страны. А чиновники в привычной для себя манере будут либо приписывать положительные результаты удачных проектов себе, либо - что гораздо вероятнее - списывать негатив на кризис, Кремль, погоду или происки «отмороженной» оппозиции.
Добавить комментарий
Проверочный код