Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№43 (766) 01 ноября 2010 г. События. Оценки

С чистого листа

01.11.2010
Правительство решило побороться за $24,5 млрд. теневых денег
Правительство Беларуси в проекте директивы о либерализации экономики предлагает «до 1 июля 2011г. внести на рассмотрение главы государства проект нормативного акта о проведении в стране налоговой амнистии к лицам, которые готовы себя реабилитировать путем легализации своих доходов». И если президент поддержит инициативу правительства, то «теневой» бизнес республики впервые получит возможность легализовать свои доходы.
Федор ЖАХОВ



Предложение о налоговой амнистии, так же как и проект директивы о либерализации в целом, - верный признак надвигающихся президентских выборов. В 2001г., накануне президентских выборов, вопрос о целесообразности проведения такой акции в Беларуси был поднят предпринимателями на встрече с Александром Лукашенко. Тогда представители малого и среднего бизнеса сочли, что настал благоприятный момент для обсуждения этой темы с президентом. И пока Нацбанк и Комитет госконтроля изучали данный вопрос, президентские выборы успешно прошли, а инициатива предпринимателей так и не получила дальнейшего развития.

Летом 2004г. Нацбанк повторил попытку, инициировав разработку комплекса мероприятий по стимулированию развития предпринимательства. Специальная рабочая комиссия правительства с участием специалистов Минэкономики, Минфина и Нацбанка подготовила нормативный акт о дополнительном вовлечении в экономический оборот денежных средств юридических и физических лиц, фактически предполагающий легализацию нажитого капитала. Но предложение о проведении налоговой амнистии так и не было принято. Видимо, в те годы Беларусь, мощно субсидируемая Россией, вполне могла обойтись и без легализации теневого капитала.

Вплоть до лета 2008г. председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать усиливал борьбу с теневым капиталом. В это же время замминистра по налогам и сборам Александр Дорошенко на пресс-конференции сообщил, что его ведомство «не рассматривает вариант проведения амнистии капиталов - в свое время мы изучали опыт некоторых постсоветских стран, однако ощутимых результатов там получено не было».

Мировой финансово-экономический кризис между тем не дремал и осенью 2008г. добрался до Беларуси, президент которой тут же призвал народ нести деньги в банки, пообещав, что никаких деклараций о доходах с вкладчиков требоваться не будет, как не будет передаваться информация в соответствующие контрольные органы. С тех пор депозиты в белорусских банках не декларируются. Однако дефицит инвалюты и иностранных инвестиций не удалось полностью преодолеть и к началу 2010г. И в марте т.г. президент организовал налоговую амнистию для репатриантов, подписав указ N143, которым было предусмотрено освобождение в течение пяти лет от обложения подоходным налогом физлиц, переехавших в Беларусь на постоянное место жительства, при условии перемещения ими денежных средств в республику. Для капиталов же местных предпринимателей налоговая амнистия так и не была проведена.

СПРАВКА «БелГазеты». Под налоговой амнистией обычно понимают предложение со стороны государства определенным категориям неплательщиков погасить свою просроченную задолженность по налогам в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть наложено за неуплату.

Но есть основания полагать, что в 2011г. у местных предпринимателей появится реальная возможность начать жизнь с чистого листа - после того как Министерство по налогам и сборам отпустит им все грехи. Во-первых, государство рано или поздно должно провести амнистию, поскольку не смогло обеспечить стабильное налоговое законодательство на протяжении многих лет; во-вторых - опыт ее проведения в других странах был достаточно глубоко изучен специальной рабочей комиссией правительства еще в 2004г., а заинтересованность Минфина в изыскании дополнительных источников покрытия дефицита бюджета к концу следующего года, надо полагать, только усилится.

К тому же источник, о котором идет речь, немалый. Если в 2004г. специалисты Минэкономики оценивали удельный вес теневой экономики в 18-20% от ВВП, или в $2-3 млрд., то сегодня речь идет о более грандиозных суммах. По самым последним оценкам Всемирного банка, удельный вес теневой экономики в Беларуси составляет почти 50% ВВП. Это дает основания полагать, что в 2009г. оборот теневой экономики республики составил $24,5 млрд. За такие деньги правительству стоит побороться. Если бизнесмены легализуют хотя бы 2-4% от этой суммы, то это равносильно обретению страной $0,5-1 млрд. инвестиций.

Но прежде предстоит тщательно подготовить нормативный акт, учитывающий опыт наиболее удачно проведенных амнистий в сопредельных странах и предполагающий сочетание амнистии по старым долгам с усилением ответственности за дальнейшее уклонение от налогов. В свое время Беларусь была готова использовать опыт Казахстана, также входящего сегодня в число стран - участниц тройственного Таможенного союза. Россия, кстати, тоже имеет опыт проведения налоговой амнистии. Если организаторам этого мероприятия в республике намеченная акция по сбору дополнительных налогов удастся, то дополнительным призом для государства станет расширение налогооблагаемой базы за счет вовлечения предпринимателей в легальный экономический оборот.
Добавить комментарий
Проверочный код