Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (766) 01 ноября 2010 г. События. Оценки

С чистого листа

01.11.2010
Правительство решило побороться за $24,5 млрд. теневых денег
Правительство Беларуси в проекте директивы о либерализации экономики предлагает «до 1 июля 2011г. внести на рассмотрение главы государства проект нормативного акта о проведении в стране налоговой амнистии к лицам, которые готовы себя реабилитировать путем легализации своих доходов». И если президент поддержит инициативу правительства, то «теневой» бизнес республики впервые получит возможность легализовать свои доходы.
Федор ЖАХОВ



Предложение о налоговой амнистии, так же как и проект директивы о либерализации в целом, - верный признак надвигающихся президентских выборов. В 2001г., накануне президентских выборов, вопрос о целесообразности проведения такой акции в Беларуси был поднят предпринимателями на встрече с Александром Лукашенко. Тогда представители малого и среднего бизнеса сочли, что настал благоприятный момент для обсуждения этой темы с президентом. И пока Нацбанк и Комитет госконтроля изучали данный вопрос, президентские выборы успешно прошли, а инициатива предпринимателей так и не получила дальнейшего развития.

Летом 2004г. Нацбанк повторил попытку, инициировав разработку комплекса мероприятий по стимулированию развития предпринимательства. Специальная рабочая комиссия правительства с участием специалистов Минэкономики, Минфина и Нацбанка подготовила нормативный акт о дополнительном вовлечении в экономический оборот денежных средств юридических и физических лиц, фактически предполагающий легализацию нажитого капитала. Но предложение о проведении налоговой амнистии так и не было принято. Видимо, в те годы Беларусь, мощно субсидируемая Россией, вполне могла обойтись и без легализации теневого капитала.

Вплоть до лета 2008г. председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать усиливал борьбу с теневым капиталом. В это же время замминистра по налогам и сборам Александр Дорошенко на пресс-конференции сообщил, что его ведомство «не рассматривает вариант проведения амнистии капиталов - в свое время мы изучали опыт некоторых постсоветских стран, однако ощутимых результатов там получено не было».

Мировой финансово-экономический кризис между тем не дремал и осенью 2008г. добрался до Беларуси, президент которой тут же призвал народ нести деньги в банки, пообещав, что никаких деклараций о доходах с вкладчиков требоваться не будет, как не будет передаваться информация в соответствующие контрольные органы. С тех пор депозиты в белорусских банках не декларируются. Однако дефицит инвалюты и иностранных инвестиций не удалось полностью преодолеть и к началу 2010г. И в марте т.г. президент организовал налоговую амнистию для репатриантов, подписав указ N143, которым было предусмотрено освобождение в течение пяти лет от обложения подоходным налогом физлиц, переехавших в Беларусь на постоянное место жительства, при условии перемещения ими денежных средств в республику. Для капиталов же местных предпринимателей налоговая амнистия так и не была проведена.

СПРАВКА «БелГазеты». Под налоговой амнистией обычно понимают предложение со стороны государства определенным категориям неплательщиков погасить свою просроченную задолженность по налогам в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть наложено за неуплату.

Но есть основания полагать, что в 2011г. у местных предпринимателей появится реальная возможность начать жизнь с чистого листа - после того как Министерство по налогам и сборам отпустит им все грехи. Во-первых, государство рано или поздно должно провести амнистию, поскольку не смогло обеспечить стабильное налоговое законодательство на протяжении многих лет; во-вторых - опыт ее проведения в других странах был достаточно глубоко изучен специальной рабочей комиссией правительства еще в 2004г., а заинтересованность Минфина в изыскании дополнительных источников покрытия дефицита бюджета к концу следующего года, надо полагать, только усилится.

К тому же источник, о котором идет речь, немалый. Если в 2004г. специалисты Минэкономики оценивали удельный вес теневой экономики в 18-20% от ВВП, или в $2-3 млрд., то сегодня речь идет о более грандиозных суммах. По самым последним оценкам Всемирного банка, удельный вес теневой экономики в Беларуси составляет почти 50% ВВП. Это дает основания полагать, что в 2009г. оборот теневой экономики республики составил $24,5 млрд. За такие деньги правительству стоит побороться. Если бизнесмены легализуют хотя бы 2-4% от этой суммы, то это равносильно обретению страной $0,5-1 млрд. инвестиций.

Но прежде предстоит тщательно подготовить нормативный акт, учитывающий опыт наиболее удачно проведенных амнистий в сопредельных странах и предполагающий сочетание амнистии по старым долгам с усилением ответственности за дальнейшее уклонение от налогов. В свое время Беларусь была готова использовать опыт Казахстана, также входящего сегодня в число стран - участниц тройственного Таможенного союза. Россия, кстати, тоже имеет опыт проведения налоговой амнистии. Если организаторам этого мероприятия в республике намеченная акция по сбору дополнительных налогов удастся, то дополнительным призом для государства станет расширение налогооблагаемой базы за счет вовлечения предпринимателей в легальный экономический оборот.
Добавить комментарий
Проверочный код