Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (766) 01 ноября 2010 г. Экономика

«Ведущая роль будет переходить к частному сектору»

01.11.2010
 
Продолжая выстраивать контакты с органами госуправления, «БелГазета» 22 сентября 2010г. направила в Министерство экономики страны письмо с просьбой организовать интервью с главой ведомства Николаем Снопковым. Поводом для обращения стало «поручение президента до нового года сформировать творческую и работоспособную команду Минэкономики с тем, чтобы выполнять задачи по обеспечению экономического роста страны».


29 октября пресс-служба Минэкономики прислала в редакцию интервью министра Николая СНОПКОВА.

- Каких кадровых перестановок стоит ожидать в Минэкономики до конца этого года (планируется ли поменять заместителей министра, глав управлений, департаментов)? Избраны ли уже кандидатуры? По какому принципу они будут отбираться?

- Да, Глава государства действительно дал поручение до конца года сформировать творческую и работоспособную команду с тем, чтобы выполнять задачи по обеспечению экономического роста страны. Срок исполнения определен. А выполняется оно в соответствии с созданной в республике системой подбора кадров.

- На решении каких новых задач по обеспечению экономического роста сосредоточится новый кадровый состав? Какие задачи будут перед ним поставлены?

- Как и раньше, целью министерства по-прежнему будет являться построение эффективной и устойчивой экономики. Для обеспечения эффективности министерство будет продолжать политику, направленную на либерализацию экономики. Соответственно это приведет к определенному изменению структуры экономики, где ведущая роль постепенно будет переходить к частному сектору. Следовательно, возникает необходимость смены, как методов регулирования экономики, так и степени вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Вопросы определения таких механизмов, построения модели взаимодействия с бизнес-сообществом и будут поставлены перед специалистами Министерства экономики. Это потребует и расширения диалога с представителями частного бизнеса. Соответственно, возникает задача определения формата такого диалога и создания партнерства между государством и бизнесом.

Также потребуется изменить отношение и к той части хозяйствующих субъектов, контрольный пакет акций которых сохранится у государства. В частности, имеет смысл определиться с целесообразностью и в дальнейшем использовать механизм доведения объемных показателей роста валового выпуска. Возможно, на новом этапе развития экономики страны потребуется их замена качественными показателями, носящими индикативный характер. Вот и еще одна задача.

Обеспечение эффективности экономики будет достигаться посредством повышения ее инновационной составляющей. Повышение доли продукции, относимой к четвертому и пятому технологическим укладам, также выдвигает ряд задач, относящихся и к государственным инвестициям, и методам стимулирования инновационной деятельности, и, опять же, притоку иностранного капитала.

Цель по обеспечению устойчивости экономики также предполагает решение ряда задач. В частности, какими должны быть механизмы распределения и перераспределения в условиях сокращения доли государства в экономике? В этой связи совместно с Министерством финансов продолжится работа по оптимизации налогообложения. Далее необходимо определить какие государственные программы и в каком объеме целесообразно продолжать, а от каких отказаться.

Сюда же можно отнести задачу по повышению качества планирования и прогнозирования развития экономики. Существующие в настоящий момент подходы в значительной мере соответствуют структуре экономики страны, где государство является крупнейшим собственником. Либерализация экономической деятельности требует большей гибкости прогнозирования, построения других моделей и выявления иных взаимосвязей. Нам необходимо точнее понимать объемы и степень влияния неформального сектора, чтобы понять, как его можно вовлечь в учитываемый статистикой экономический оборот. Задач много и они носят разноплановый характер.

В целом, с динамичным развитием экономики все время будут возникать новые проблемы и новые задачи. Следовательно, важнейшее требование к кадровому составу министерства - способность предвидеть и решать эти проблемы. Причем решать их надо быстро и на высоком профессиональном уровне.

- Прогнозируете ли вы ухудшение макроэкономической ситуации после нового года? По каким параметрам может произойти ухудшение?

- Поскольку задачей Министерства экономики является обеспечение макроэкономической стабильности, то, наверное, не совсем корректно говорить о прогнозировании ухудшения макроэкономической ситуации. Мне кажется, что целесообразнее говорить о существующих проблемах и рисках. Безусловно, на сегодняшний момент в экономике не все гладко. В первую очередь, это относится к ситуации с текущим счетом платежного баланса. По-прежнему приток прямых иностранных инвестиций является ощутимо ниже желаемого. Эти и ряд других факторов оказывают сдерживающее влияние на экономический рост и негативно влияют на макроэкономическую ситуацию.

Являясь страной с открытой экономикой, Беларусь во многом зависит от факторов внешней среды. В своих прогнозах Министерство экономики предусматривает различные варианты развития этих переменных, в том числе, предполагающие пессимистические оценки развития событий. Это касается изменения мировых цен на ключевые позиции белорусского экспорта и импорта (влияние на торговый баланс), нетарифные меры по отношению к белорусской продукции (влияние как на торговый баланс, так и на объемы выпуска), изменения ситуации на мировых финансовых рынках и возможное сокращение притока иностранного капитала в страну, неблагоприятные условия для сельского хозяйства и другие.

Совокупность этих рисков в определенных сочетаниях может привести к динамике ключевых макроэкономических индикаторов, отличной от предусматриваемой. Однако, в отличие от «независимых» аналитиков, Правительство, Министерство экономики располагают инструментарием для мониторинга, качественной оценки и минимизации последствий этих рисков. До настоящего времени противостоять им получалось, и серьезных оснований говорить о том, что мы не сможем сделать это в следующем году, я не вижу.

Публикуется с сохранением авторского стиля, орфографии и пунктуации
Добавить комментарий
Проверочный код