Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (766) 01 ноября 2010 г. Экономика

Стачка при прокачке

01.11.2010
Украина и Россия не подписали соглашение о транзите нефти
Москва и Киев не подписали, но парафировали соглашение о транзите российской нефти по территории Украины. Планировалось, что представители сторон поставят подписи под документом в ходе VII заседания межправительственного российско-украинского экономического комитета, на котором присутствовали премьер-министры двух стран.


По информации «Интерфакса», этого не произошло из-за того, что российская сторона выхолостила текст документа, полностью отказавшись от каких-либо обязательств по гарантированной загрузке нефтетранспортной системы Украины. Между тем украинская сторона хотела бы закрепить в соглашении минимальные объемы транзита нефти, повысив их до 25 млн. т в год.

Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко уточнил, что пока соглашение носит общий характер: «Тем не менее это соглашение определяет порядок взаимоотношений сторон в отношении транзита нефти. Мы договорились и считаем необходимым, чтобы между нашими правительствами было подписано соглашение, которое регулирует наши отношения по транзиту нефти».

По другому спорному моменту - условиям прокачки и тарифам на транзит российской нефти - сторонам, кажется, удалось сблизить позиции. Во всяком случае, Шматко заявил, что Украина улучшила ценовые ориентиры на транзит. В 2010г. Украина повысила ставку на транзит нефти по своей территории на 30%. Транспортировка 1 т нефти на 100 км от границы Украины в направлении Словакии и Венгрии в этом году составляет 6,6 евро, до порта Южный - 6,5 евро, от границы Украины в направлении Бродов - 3,9 евро.

О том, почему России и Украине не удалось достичь компромисса и как транзитное противостояние двух стран скажется на перспективах поставки венесуэльской нефти на белорусские НПЗ, корреспондент «БелГазеты» беседовала с президентом Киевского международного энергетического клуба Q-club Александром ТОДИЙЧУКОМ.

- Почему соглашение о транзите нефти не было подписано?

- Осталось еще много вопросов, на которые сторонам надо дать ответы. Это прежде всего вопросы, связанные с тарифной политикой и загрузкой нефтепроводов. Сегодня украинская нефтетранспортная система загружена на 20-25% от входной мощности. Получается, что на единицу транспортируемой продукции постоянные затраты очень высоки. В этих условиях снизить тарифы очень сложно - система станет нерентабельной. Украинская сторона предлагает россиянам увеличить объемы транспортировки, тем самым повысив загрузку. Также загрузку можно было бы увеличить за счет венесуэльской и азербайджанской нефти. Тогда можно будет говорить об уменьшении тарифов.

- Но Россия не хочет связывать себя обязательствами по транзиту?

- Россия при недогрузке и белорусских, и в еще большей мере украинских трубопроводов завершает строительство Балтийской трубопроводной системы, которая уведет несколько десятков миллионов тонн нефти от границ Беларуси на Балтику. При этом Россия не предлагает нам никаких компенсаторов. Эти действия мы считаем недружественными. Мы должны вместе находить выход из ситуации, или хотя бы Россия не должна мешать Украине и Беларуси самостоятельно искать источники для загрузки своих нефтепроводов.

- Прокачку какого объема российской нефти хотела бы гарантировать Украина?

- Мы хотели бы хотя бы наполовину загрузить мощности. Еще недавно Украина прокачивала 50-60 млн. т нефти в год, сейчас - 20-22 млн. т. Даже если Россия сохранит транзит хотя бы на уровне 20-25 млн. т и мы сможем добавить 10 млн. т венесуэльской нефти и 5-7 млн. т азербайджанской, мы сможем говорить о какой-то стабильности, о будущем украинской трубопроводной системы.

- Сергей Шматко заявил, что Украина улучшила ценовые ориентиры на транзит нефти. Какие условия предложила ваша страна?

- Пока это известно только узкому кругу лиц. Официальную информацию мы узнаем после подписания соглашения. По всей вероятности, Украина пошла на какие-то уступки, хотя, как я уже говорил, это очень трудно ввиду малой загрузки системы.

- Как результаты российско-украинских переговоров по транзиту нефти могут отразиться на планах Украины по транспортировке венесуэльской нефти в Беларусь?

- В свое время Украина допустила ошибку, подписав соглашения с российской «Транснефтью», согласно которым Украина не имеет права осуществлять никакие самостоятельные технические или технологические действия в отношении своих нефтепроводов без согласия «Транснефти». Это касается даже тех случаев, когда такие действия не приводят к нарушению графиков транспортировки российской нефти. Сегодня мы сталкиваемся с последствиями этих непродуманных решений. Если Россия и Украина не смогут достичь компромисса по транзиту российской нефти, то Россия может воспользоваться своим правом не согласовывать транспортировку венесуэльской нефти по украинскому нефтепроводу.



- Насколько вероятен этот сценарий?

- Думаю, определенные шансы договориться у нас появились. Во всяком случае, Уго Чавесзаявил, что ничего не предлагает ни Беларуси, ни Украине, что могло бы создать проблемы для России. У Москвы и Каракаса есть пакет соглашений, в соответствии с которыми Россия построит в Венесуэле АЭС и другие объекты. При этом Венесуэла заинтересована в экспорте своей нефти в вашу страну. Это хороший шанс для поиска компромиссов. Украина и Беларусь должны в этой ситуации активизироваться для продления жизни своих нефтепроводов.

Транспортировка венесуэльской нефти через Украину в Беларусь - это очень логичный маршрут, обычный диверсификационный проект. Он не направлен против кого-то, в т.ч. против России. Беларусь может создать системы по обеспечению венесуэльской нефтью не только Мозыря, но и Новополоцка.

Возможно, удастся создать т.н. балтийско-черноморский нефтяной коллектор, о котором ведутся разговоры с 1992г. Это было бы честно по отношению к России, учитывая, что Россия откровенно уводит свою нефть. Мы понимаем желание России загрузить свои порты и минимально зависеть от стран-транзитеров. Но непонятно, зачем мешать нам загружать свои трубопроводы самостоятельно.

- Транзит какого объема венесуэльской нефти должна гарантировать Беларусь, чтобы венесуэльский проект был выгоден Украине?

- Чиновники назвали цифру не менее 9 млн. т в год. Я считаю, что 5-7 млн. т было бы тоже неплохо.

- Возможна ли одновременная прокачка через Украину российской нефти западным потребителям и венесуэльской - в Беларусь?

- Конечно. Для этого российская нефть, которая транспортируется в реверсном режиме по нефтепроводу Одесса - Броды, должна быть переведена на Кременчугскую нефтетранспортную систему, т.е. на маршрут Самара - Лисичанск - Кременчуг - Одесса. Он оптимален для транспортировки российской нефти в Одессу. При переходе на этот маршрут россияне сэкономят минимум $3 на 1 т, потому что маршрут уменьшится на 600 км. Что же касается участка Броды - Мозырь, то на нем есть два трубопровода по 700 мм, каждый из которых готов прокачать до 18 млн. т нефти в год. Транзит российской нефти в направлении Западной Украины, а также в Словакию и Чехию в последнее время находится в пределах 14-15 млн. т в год. То есть мы с хорошим запасом можем качать эту нефть одной трубой. Вторую трубу мы можем развернуть на север и транспортировать венесуэльскую нефть в Мозырь.

- Если России выгодна прокачка нефти по Кременчугской системе, почему она сейчас транспортирует сырье по нефтепроводу Одесса - Броды?

- Этот вопрос я не раз задавал чиновникам и руководителям компаний, в т.ч. ТНК-BP. Я спрашивал: «Если это только бизнес, то почему вы готовы платить больше?» Они не могут дать ответа.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Тодийчук родился 1953г. в селе Боратын Волынской области. В 1976г. окончил Украинский институт инженеров водного транспорта, в 1994г. - Институт современных бизнес-наук (Татабанья, Венгрия), в 1998г. - Международный институт менеджмента (Киев), магистр бизнес-администрирования. В 1976-77гг. работал инженером Луцкого отделения института «Гипроспецавтотранс»; 1977-78гг. - инженер производственно-планового отдела Луцкого ШРСУ-95; 1978-90гг. - инженер, старший инженер, начальник сектора, замначальника отдела института «Южгипронефтепровод»; 1990-93гг. - главный инженер проектов, главный инженер института «Укргипроречтранс»; 1993-94гг. - директор института «Южгипронефтепровод»; 1994-2001гг. председатель правления ОАО «Институт транспорта нефти» (Киев). В 2001-03гг. - председатель правления, с августа 2003г. - президент, и.о. гендиректора ОАО «Укртранснафта»; 2001-04гг. - член правления НАК «Нафтогаз Украины». Президент Киевского международного энергетического клуба.
Добавить комментарий
Проверочный код