Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№43 (766) 01 ноября 2010 г. Экономика

УГОщение

01.11.2010
Расклад недели
По данным венесуэльской газеты El Nacional, Александр Лукашенко запросил 30-процентную скидку на нефть, поставляемую в Беларусь. И правильно сделал. Тем самым белорусский президент подал своевременный сигнал о том, что не видит смысла покупать заокеанскую нефть по $647 за 1 т, когда тонна российской нефти, даже обложенной экспортной пошлиной, обходится на $100 дешевле.
Сергей ЖБАНОВ



Надо полагать, что условие, выдвинутое белорусской стороной, ничуть не смутило Уго Чавеса, президента Боливарианской Республики. Иначе бы ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) не подписали контракт на поставку 10 млн. т нефти в течение 2011-13гг. Беларусь далеко не первая страна, которой Чавес продает нефть с дисконтом: 11 центральноамериканских и карибских стран - Барбадос, Белиз, Коста-Рика, Куба, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Ямайка, Никарагуа, Панама и Доминиканская Республика - давно получают нефть из Венесуэлы по ценам, сниженным на 40-50%, в рамках программы «ПетроКарибе».

Поэтому вряд ли можно назвать выдающейся 30-процентную скидку в цене, памятуя о том, что Беларусь теперь не только союзник, но и страна, вошедшая в число крупнейших покупателей венесуэльской нефти. К тому же, по словам Александра Лукашенко, в Венесуэле наши люди работают «за копейки» и при этом там иногда «гибнут». Из чего следует, что белорусские услуги за океаном также предоставляются со значительным дисконтом. Таковы правила бартера, от использования которого при расчетах за энергоносители, поставляемые в Беларусь, Россия давно отказалась. Чавеса такая форма расчета, видимо, очень даже устраивает, поскольку делает непрозрачной финансовую сторону межгосударственных торгово-экономических отношений и уже только поэтому имеет свои неоспоримые преимущества.

Что бы там ни говорили российские эксперты про «убийственную» цену венесуэльской нефти, судя по заключенному контракту на 2011-13гг., обкатка схемы поставки нефти на белорусские НПЗ показала вполне приемлемые финансовые результаты, после чего стороны продемонстрировали интерес к наращиванию взаимного товарооборота. Спорить об этом - только время терять. К тому же Россия, сбросив 2/3 бремени субсидирования нефтяных поставок в Беларусь, фактически сама подтолкнула республику к развитию альтернативного белорусско-венесуэльского проекта. И мешать его развитию Москва не собирается, пока планы Лукашенко не войдут в прямое противоречие с российскими интересами. Россия ничего не имеет против перевозки нефти в Беларусь по украинским железным дорогам, но вряд ли допустит использование нефтепроводов, расположенных на транзитных территориях, в ущерб интересам российских нефтяных компаний.

Не зря же белорусский президент жаловался на то, что «Россия напрочь блокирует, чтобы мы ни в коем случае не прокачали венесуэльскую нефть по этим трубам». В Минске это почувствовали, как только активизировали работу по организации тестовой прокачки пробной партии нефти по нефтепроводам Одесса - Броды и «Дружба». Но немного опоздали. Трубы нефтепровода Одесса - Броды стоят пустые с начала октября, поскольку истек срок российско-украинского контракта. Пробная прокачка венесуэльской нефти была намечена на ноябрь. Агентство «Интерфакс-Запад» сообщило, что Минтопэнерго Украины и компания «Укртранснафта» даже провели переговоры с руководством Белорусской нефтяной компании о транзите 5 млн. т нефти, закупленной в Венесуэле. Согласно готовящемуся контракту, нефть должна была поставляться танкерами в порт Южный и далее транспортироваться по трубопроводу Одесса - Броды в аверсном режиме до Беларуси.

Но на прошлой неделе министр энергетики РФ Сергей Шматко сообщил, что Россия парафировала соглашение с Украиной о транзите нефти: «Вынужден вас разочаровать, но мы парафировали договор о транзите нефти». Парафированное соглашение носит рамочный характер и будет подписано в течение месяца, после того как российская сторона предоставит информацию о гарантированных объемах прокачки нефти. В свою очередь украинская сторона предложит скидку на транзит нефти через порт «Южный» - при условии, что объемы транзита сохранятся в пределах 9-15 млн. т сырья. Но самое главное условие парафированного соглашения состоит в том, что на время переговоров тарифные условия должны оставаться прежними. При этом стороны обязаны продолжать поставки топлива и нефти.

Таким образом, благодаря венесуэльской нефти у Киева появилась реальная возможность отстоять свои интересы в переговорах с Москвой, не отказываясь от перевода нефтепровода Одесса - Броды в аверсный режим, а «Дружбы», соответственно, в реверсный. В то же время украинская сторона без каких бы то ни было компенсаций сможет провести тестовую прокачку венесуэльской нефти, если российские компании не задействуют нефтепровод. Однако если российские нефтетрейдеры уложатся в обозначенные сроки и соглашение через месяц будет подписано, то в следующем году доставлять в Беларусь венесуэльскую нефть опять придется по железной дороге. Но к такому сценарию развития событий белорусский президент, похоже, давно готов. Иначе бы он недавно не заявил о том, что венесуэльскую нефть «возили и будем возить».

И это тоже неплохо. Учитывая, что экономическую эффективность нефтепереработки Мозырскому НПЗ удается обеспечивать благодаря смешиванию дорогой венесуэльской нефти с более дешевыми сортами российской и белорусской. Чтобы сохранить зафиксированную долю поставок беспошлинной нефти (6,3 т), а значит, и общий уровень эффективности белорусской нефтепереработки, Минску пока следует набраться терпения и воздержаться от прямого конфликта с Москвой.
Добавить комментарий
Проверочный код