Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№43 (766) 01 ноября 2010 г. Экономика

УГОщение

01.11.2010
Расклад недели
По данным венесуэльской газеты El Nacional, Александр Лукашенко запросил 30-процентную скидку на нефть, поставляемую в Беларусь. И правильно сделал. Тем самым белорусский президент подал своевременный сигнал о том, что не видит смысла покупать заокеанскую нефть по $647 за 1 т, когда тонна российской нефти, даже обложенной экспортной пошлиной, обходится на $100 дешевле.
Сергей ЖБАНОВ



Надо полагать, что условие, выдвинутое белорусской стороной, ничуть не смутило Уго Чавеса, президента Боливарианской Республики. Иначе бы ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) не подписали контракт на поставку 10 млн. т нефти в течение 2011-13гг. Беларусь далеко не первая страна, которой Чавес продает нефть с дисконтом: 11 центральноамериканских и карибских стран - Барбадос, Белиз, Коста-Рика, Куба, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Ямайка, Никарагуа, Панама и Доминиканская Республика - давно получают нефть из Венесуэлы по ценам, сниженным на 40-50%, в рамках программы «ПетроКарибе».

Поэтому вряд ли можно назвать выдающейся 30-процентную скидку в цене, памятуя о том, что Беларусь теперь не только союзник, но и страна, вошедшая в число крупнейших покупателей венесуэльской нефти. К тому же, по словам Александра Лукашенко, в Венесуэле наши люди работают «за копейки» и при этом там иногда «гибнут». Из чего следует, что белорусские услуги за океаном также предоставляются со значительным дисконтом. Таковы правила бартера, от использования которого при расчетах за энергоносители, поставляемые в Беларусь, Россия давно отказалась. Чавеса такая форма расчета, видимо, очень даже устраивает, поскольку делает непрозрачной финансовую сторону межгосударственных торгово-экономических отношений и уже только поэтому имеет свои неоспоримые преимущества.

Что бы там ни говорили российские эксперты про «убийственную» цену венесуэльской нефти, судя по заключенному контракту на 2011-13гг., обкатка схемы поставки нефти на белорусские НПЗ показала вполне приемлемые финансовые результаты, после чего стороны продемонстрировали интерес к наращиванию взаимного товарооборота. Спорить об этом - только время терять. К тому же Россия, сбросив 2/3 бремени субсидирования нефтяных поставок в Беларусь, фактически сама подтолкнула республику к развитию альтернативного белорусско-венесуэльского проекта. И мешать его развитию Москва не собирается, пока планы Лукашенко не войдут в прямое противоречие с российскими интересами. Россия ничего не имеет против перевозки нефти в Беларусь по украинским железным дорогам, но вряд ли допустит использование нефтепроводов, расположенных на транзитных территориях, в ущерб интересам российских нефтяных компаний.

Не зря же белорусский президент жаловался на то, что «Россия напрочь блокирует, чтобы мы ни в коем случае не прокачали венесуэльскую нефть по этим трубам». В Минске это почувствовали, как только активизировали работу по организации тестовой прокачки пробной партии нефти по нефтепроводам Одесса - Броды и «Дружба». Но немного опоздали. Трубы нефтепровода Одесса - Броды стоят пустые с начала октября, поскольку истек срок российско-украинского контракта. Пробная прокачка венесуэльской нефти была намечена на ноябрь. Агентство «Интерфакс-Запад» сообщило, что Минтопэнерго Украины и компания «Укртранснафта» даже провели переговоры с руководством Белорусской нефтяной компании о транзите 5 млн. т нефти, закупленной в Венесуэле. Согласно готовящемуся контракту, нефть должна была поставляться танкерами в порт Южный и далее транспортироваться по трубопроводу Одесса - Броды в аверсном режиме до Беларуси.

Но на прошлой неделе министр энергетики РФ Сергей Шматко сообщил, что Россия парафировала соглашение с Украиной о транзите нефти: «Вынужден вас разочаровать, но мы парафировали договор о транзите нефти». Парафированное соглашение носит рамочный характер и будет подписано в течение месяца, после того как российская сторона предоставит информацию о гарантированных объемах прокачки нефти. В свою очередь украинская сторона предложит скидку на транзит нефти через порт «Южный» - при условии, что объемы транзита сохранятся в пределах 9-15 млн. т сырья. Но самое главное условие парафированного соглашения состоит в том, что на время переговоров тарифные условия должны оставаться прежними. При этом стороны обязаны продолжать поставки топлива и нефти.

Таким образом, благодаря венесуэльской нефти у Киева появилась реальная возможность отстоять свои интересы в переговорах с Москвой, не отказываясь от перевода нефтепровода Одесса - Броды в аверсный режим, а «Дружбы», соответственно, в реверсный. В то же время украинская сторона без каких бы то ни было компенсаций сможет провести тестовую прокачку венесуэльской нефти, если российские компании не задействуют нефтепровод. Однако если российские нефтетрейдеры уложатся в обозначенные сроки и соглашение через месяц будет подписано, то в следующем году доставлять в Беларусь венесуэльскую нефть опять придется по железной дороге. Но к такому сценарию развития событий белорусский президент, похоже, давно готов. Иначе бы он недавно не заявил о том, что венесуэльскую нефть «возили и будем возить».

И это тоже неплохо. Учитывая, что экономическую эффективность нефтепереработки Мозырскому НПЗ удается обеспечивать благодаря смешиванию дорогой венесуэльской нефти с более дешевыми сортами российской и белорусской. Чтобы сохранить зафиксированную долю поставок беспошлинной нефти (6,3 т), а значит, и общий уровень эффективности белорусской нефтепереработки, Минску пока следует набраться терпения и воздержаться от прямого конфликта с Москвой.
Добавить комментарий
Проверочный код