Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№43 (766) 01 ноября 2010 г. Автостоп

«Чтобы доказать свою правоту, нужно поймать пешехода»

01.11.2010
 
В октябре столичные гаишники усиленно предотвращали наезды машин на пешеходов. Признав человека на ногах, а не на колесах «наиболее уязвимым звеном в цепи дорожного движения столицы», его решили защитить, организовав республиканскую профилактическую акцию «Внимание - пешеход!».
Елена АНКУДО



Почему так много людей погибает под колесами автомобилей, кто создает аварийную обстановку и почему конфликт на улице может перерасти в банальную драку, «Автостопу» рассказали таксист с 10-летним стажем Александр ЗЫЛЬ и пешеход без водительских прав Анастасия ТИШЕВИЧ.

- Октябрьские сводки ГАИ пестрят сообщениями о ДТП с участием пешеходов. В чем причина большого количества таких аварий?

Елена АНКУДО

Анастасия Тишевич: - Причина - в отсутствии культуры поведения, невнимании, неуважении пешеходов и водителей друг к другу. Водитель считает, что он прав, пешеход делает лицо кирпичом и идет, потому что уверен, что все преимущества на его стороне. Нужно во всем знать меру.

Справка «БелГазеты». Анастасия Тишевич родилась в Минске в 1985г. В 2008г. окончила Белорусский государственный педагогический университет им. Танка по специальности «преподаватель белорусского и польского языков». С 2007г. работала корректором в издательском доме, редактором и ответственным секретарем издательства «КапиталМедиаГрупп». В настоящее время занимает пост заведующего издательским отделом.

Елена АНКУДО

Александр Зыль: - Согласен, культура и взаимопонимание на дороге зачастую отсутствуют.

Справка «БелГазеты». Александр Зыль родился в 1978г. в деревне Косичи Вилейского района. После окончания высшего профессионального училища N53 по специальности «столяр, плотник, станочник» несколько месяцев работал на стройке. Долгое время работал водителем, более 10 лет - таксистом.

В настоящее время - водитель службы такси «Столица 135». Водительский стаж - 14 лет. Первый автомобиль - ВАЗ-2101, сейчас ездит наVW Touran.

Гонки на «зебре»

- Кому не хватает культуры поведения на улицах - пешеходам, которые стремятся немедленно перейти дорогу по «зебре», несмотря на загруженный трафик, или водителям, которые не снижают скорости даже на пешеходном переходе?

А.З.:
- Хотя я целый день за рулем, всегда пропускаю пешеходов. А они, даже когда идут по пешеходному переходу, вставляют в уши затычки плеера и тупо смотрят на «зебру», а не по сторонам. Что у водителя под колесами - гололед или мокрая дорога - не важно, пускай приспосабливается как хочет. Пешехода это не волнует, ведь он - на пешеходном переходе.

А.Т.: - На то он и пешеход, чтобы не знать, гололед на улице или нет. Это должен знать водитель, которого, кстати, о пешеходном переходе предупреждают знаки. Следовательно, нужно снизить скорость и быть готовым затормозить в любой момент.

А.З.: - Пешеход не должен быть уверен, что машина сразу остановится. Надо подойти к «зебре», убедиться, как сказано в ПДД, в отсутствии транспортных средств, посмотреть налево, дойти до островка безопасности и посмотреть направо.

- Как поступать одиночному пешеходу, который решил перейти улицу с насыщенным трафиком по «зебре», - воспользоваться своим преимуществом или долго ждать «просвета» между машинами?

А.Т.:
- Если ему дорога жизнь, можно и подождать. Я бы лучше постояла, особенно если движение интенсивное, или начала бы жестикулировать, просить, чтобы остановились, если тороплюсь.

А.З.: - Когда одинокий пешеход встал на «зебру», найдется водитель, который остановится. В Москве, если пешеход выходит так же смело, как у нас, его снести могут. Там не один человек - толпа у пешеходного перехода собирается, все вместе перебегают - на зеленый и по «зебре». Если переход нерегулируемый, это уже самоубийство, никто не хочет тебя пропускать. Успеваешь перебежать - повезло, не успеваешь - все. В Германии по-другому: как только человек подошел к «зебре», повернулся, посмотрел, дал водителю понять, что будет переходить, - тот останавливается.

А.Т.: - Я в Германии видела другое: пешеходы просто переходят улицу, если им надо, даже не смотрят, есть машины или нет - перед ними в любом случае останавливаются. И у водителей почему-то нет таких отговорок, как дождь или гололед.

- Бытует мнение, будто инспекторы ГАИ более жестко относятся к водителю, не пропустившему пешехода на «зебре», чем к пешеходу, игнорирующему ПДД. У нас действительно разбалованные пешеходы?

А.Т.:
- Нет. Водитель должен понимать, что он управляет машиной, а не машина управляет им. Раз уж взял на себя ответственность, будь добр, неси ее. Думаю, что водителей нужно держать в ежовых рукавицах.

А.З.: - Правильно говорите, но недоговариваете. В случае ДТП с пешеходом водителя лишают прав. Даже если пешеход виноват, я буду отвечать. Введи для пешеходов такую же ответственность, как для водителей, может, и они стали бы поосмотрительнее. Но пока для меня штраф один, а для пешехода - другой, в десять раз меньше. Он чувствует безнаказанность и знает, что в любом случае, даже если перейдет дорогу в неположенном месте и машина его собьет, ответственность несет водитель.

Сбить или избить?

- Разница в наказании и порождает конфликты между водителями и пешеходами?

А.Т.:
- Недавно была свидетелем, как водитель наказал нерадивого пешехода. Женщина с сумками переходила дорогу там, где ей захотелось. Водитель огромного черного внедорожника с огромными фарами поехал за ней. Сигналит, фарами моргает, а она, бедная, с сумками, деваться ей некуда, т.к. на обочине припаркованы машины и между ними она просто не пролезла бы... Думаю, после этого случая женщина стала переходить дорогу только по переходу и на зеленый.

А.З.: - А я видел, как молодая девушка, судя по всему, выпившая, не шла, а ползла по пешеходному переходу. Водители стояли, сигналили, а кто-то додумался выйти из машины и дать ей под зад. Все начали жестикулировать - мол, молодец. Поступок неправильный, незаконный, но как в таких случаях еще поступать?

А.Т.: - До какого-то момента я поддерживала водителей, но однажды увидела, как, чуть не сбив пешехода, перебегающего дорогу, водитель выскочил из машины, догнал его и принялся зверски избивать, да так, что человек, как мне показалось, потерял сознание. Что лучше - сбить человека на дороге или насмерть избить кулаками? После этого случая физическое насилие не приемлю.

А.З.: - Согласен. Лучше я потерплю, своя машина такого пешехода еще найдет.

«Сынок, всё в порядке»

- А в вашей практике случались конфликты между водителем и пешеходом?

А.З.:
- Стараюсь не обращать на это внимания, особенно когда прав. Было другое - несколько лет назад я сбил пешехода. Было это на повороте с пл. Бангалор на ул. Богдановича, в направлении кафе «Белая вежа». Зима, снег, я двигаюсь на скорости 30 км/ч. Через дорогу, прямо напротив остановки общественного транспорта, - пожилая женщина. Подходит троллейбус. Видя, что не успевает, женщина прямо перед носом моей машины кидается под колеса. За долю секунды я бью по тормозам, скользко, занос - между мной и троллейбусом осталось несколько сантиметров. Я в шоке. Пока аварийку включил, на ручник поставил, пока выбежал - на дороге никого нет. Забегаю в троллейбус, вижу: женщина уже на переднем сиденье снег отряхивает. Наученный опытом, вытягиваю ее из троллейбуса. Та мне: «Езжай, сынок, все в порядке». А я одной рукой ее держу, другой вызываю по телефону ГАИ и скорую. Если бы я эту женщину отпустил и поехал своей дорогой, по звонку «доброжелателя» меня бы нашли и наказали.

Врачи диагностировали у женщины синяк от столкновения с машиной. Полдня меня возили по освидетельствованиям, в результате вынесли вердикт - невиновен. Дали даже справку в страховую компанию - от удара треснули фара и поворотник. А женщине, по словам инспектора, сказали: «Если сможет прийти в ГАИ, дадим штраф две базовых». И всё.

А.Т.: - В моей жизни, к счастью, до открытых конфликтов не доходило - я всегда стараюсь соблюдать правила и не бросаться под колеса. Был случай, когда я возмущалась до предела и готова была позвонить в ГАИ и сообщить номер машины наглеца. На нерегулируемом пешеходном переходе, по «зебре», за руку я переводила двухлетнего малыша. Дойти до разделительной полосы удалось спокойно, водители терпеливо ждали, потому как понятно - малыш быстро идти не в состоянии. Но по другой полосе двигался автомобиль, водитель которого не только не снизил скорость, хотя такая возможность у него была, а, напротив, ускорился и наискосок стал нас объезжать! А если бы ребенок вырвался, побежал? К счастью, все закончилось хорошо.

Чей вред больше?

- Надо ли уравнивать наказание для пешеходов, создающих аварийную обстановку, с наказанием для водителей, не замечающих людей на улице?

А.З.:
- Да. У пешехода ответственность маленькая, и он об этом прекрасно знает. Чтобы доказать свою правоту, водителю нужно поймать пешехода, удержать его, найти свидетелей. Не то в столкновении машин из-за некорректного поведения пешехода будет виноват тот водитель, который не успел затормозить.

А.Т.: - Сбитый машиной пешеход потерял здоровье, так ему еще и штраф за это платить? Наказание для пешеходов-нарушителей, естественно, должно быть, но не такое, как для водителей. Водитель, сидя в машине, наносит больший вред, чем пешеход, даже если тот и перебежал дорогу в неположенном месте.

А.З.: - Если водитель собьет пешехода-нарушителя, он все равно несет ответственность. Кроме штрафа, ему выставят моральный вред, физический, за лечение он будет платить до конца жизни. Максимальное наказание пешеходу-нарушителю - 35 базовых величин, да и то - если докажут.

В театр - с фликером

- Нужно ли запрещать разговаривать по телефону пешеходам, переходящим улицу?

А.Т.:
- Нужно. Телефон отвлекает. Переходя проезжую часть, пешеход становится участником движения, как и водитель. Поэтому все внимание должно быть направлено только на дорогу. Ведь по телефону пешеход может узнать волнующую новость, которая, возможно, выбьет его из колеи на какое-то время. А на дороге каждая секунда может стоить жизни.

А.З.: - Если пешеход с телефоном идет на зеленый, считаю, что это допустимо. Если по нерегулируемому переходу, в этом случае телефон - источник повышенной опасности, ведь, уткнувшись в землю, человек не смотрит по сторонам. Как он может оценивать ситуацию? Нужно быть собранным и внимательным - как водитель.

- Несколько лет назад ГАИ буквально навязывало пешеходам фликеры, граждан без светоотражающих элементов активно штрафовали. Удалось ли повесить фликеры на всех пешеходов и насколько оправдали себя усилия ГАИ?

А.Т.:
- Идея хорошая, реализация - не очень. Во-первых, фликеры на улицах не видны. Ко мне в гости приезжали россияне, которые вообще не знают, что это такое. Мы специально ездили по ночному Минску и не заметили столько фликеров, сколько их видели днем! Зато в театре видели женщину в вечернем платье и с фликером на руке. Идею нужно совершенствовать, пока что она не приживается.

А.З.: - Если и оправдались усилия ГАИ, то не намного - процентов на 30-40. Между тем, когда пешеход перебегает дорогу без фликера, ему даже на доли секунды рассчитывать не приходится.

- Как вы оцениваете культуру поведения водителей и пешеходов в других странах?

А.Т.:
- По-разному. Есть страны с высокой культурой, есть - с низкой. Про Москву уже рассказали, в Германии большое удивление у меня вызвал ребенок, который ехал на велосипеде и совершенно спокойно направил его на переход - машины в любом случае остановятся.

А.З.: - А я вспоминаю Египет, где правил вообще не существует. В Хургаде пара светофоров, пешеходов никто не пропускает. Не попадать в аварии водителям помогает особое чутье, которое у них выработалось,

ДТП в этой стране я не видел, притом что скорость передвижения по городу довольно высокая.

А.Т.: - Я тоже была в Египте и первые четыре дня боялась переходить дорогу - так там ужасно все носятся. В Албании, где была пару лет назад, вообще только асфальт уложили. На улицах - велосипедисты, ослики, тележки, автобусы, все передвигаются хаотично, но ни одной аварии нет.
Добавить комментарий
Проверочный код