Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (764) 18 октября 2010 г. Экономика

Стрижём пекинскую капусту

18.10.2010
Беларусь подписала кредитные соглашения с Китаем
Беларусь ожидает масштабной кредитной экспансии со стороны Китая. В ходе последнего визита 9-11 октября в КНР Александра Лукашенко подписан пакет документов по реализации совместных проектов на $3,5 млрд.


Как сообщили в пресс-службе президента, делегациями подписано три кредитных соглашения, восемь коммерческих контрактов и два рамочных соглашения по реализации двусторонних проектов в сфере энергетики, строительства, промышленности и дорожно-транспортной инфраструктуры. Общая же сумма кредитной линии, которую Китай предоставит Беларуси, составляет $15 млрд., из которых $1 млрд. будет выделен на льготных условиях.

Среди наиболее крупных проектов - строительство с помощью китайских инвестиций завода по производству сульфатной беленой целлюлозы на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» мощностью 400 тыс. т в год, завода индустриального домостроения мощностью 200 тыс. кв. м и завода кальцинированной соды. Китайцы также обязались построить две новые электростанции: парогазовую установку (ПГУ) на 400 МВт на Березовской ГРЭС и ПГУ-400 МВт на Лукомльской ГРЭС. Причем строительство новой электростанции на Березовской ГРЭС начнется уже в декабре этого года, а завершить его планируется за три года. Стоимость проекта оценивается в $400 млн.

Китайская сторона профинансирует и проект по реконструкции действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск. Здесь планируется создать современный международный пассажирский терминал, оборудовать аэропорт системами безопасности и оповещения, а также построить вторую искусственную взлетно-посадочную полосу с возможностью приема самолета А-380. Ориентировочно стоимость проекта составит около $600 млн.

В Китае официальный Минск рассчитывает найти не только кредитора, но и крупного потребителя белорусской техники. Так, 11 октября Лукашенко принял участие в церемонии открытия сборочного производства и сервисного центра белорусско-китайского ООО «АВИК-БелАЗ Карьерные машины», учредителем которого с китайской стороны выступает корпорация «КАТИК Сэплай», входящая в состав Китайской корпорации авиационной промышленности. В президентской пресс-службе отметили, что за девять месяцев 2010г. СП выиграло шесть тендеров на общую сумму поставок $35,9 млн., а в будущем долю БелАЗа на китайском рынке карьерных самосвалов планируется довести до 25%.

Первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко, отмечая значимость проектов для белорусской экономики, заявил: «Мы надеемся, что с их помощью сможем догнать Китай, который развивается с приростом ВВП в 11%».

Вообще, в высказываниях белорусских чиновников высшего ранга сквозила нескрываемая благосклонность к верному союзнику. «За экономикой придет и политика - мы люди благодарные, если мы видим, что в экономическом отношении вы идете к нам, вы этим самым поддерживаете нашу экономику, помогаете нам, ну неужели мы будем проводить политику во вред КНР?! Нет, мы будем проводить самую добрую и теплую политику в отношении вашего государства», - заверил Лукашенко накануне визита.

О перспективах белорусско-китайского сотрудничества корреспондент «БелГазеты» расспросила главного научного сотрудника Института Дальнего Востока Российской академии наук Якова БЕРГЕРА.

- Сейчас Беларуси нужны кредитные ресурсы для покрытия дефицита внешней торговли и поддержания курса нацвалюты. Такие кредиты наша страна может получить в Китае?

- Китай заинтересован в том, чтобы находить новые рынки для своей продукции, развивать экспорт. С помощью кредитов он хочет продавать, а не просто давать деньги. Поэтому очень велика вероятность того, что Китай будет предпочитать именно связанные кредиты - финансирование под покупку своего оборудования, техники. Впрочем, я не могу категорически утверждать, что китайцы не пойдут на предоставление Беларуси несвязанных кредитов.

- Каков уровень этого оборудования, с его помощью мы сможем выпускать конкурентоспособную продукцию?

- В разных отраслях экономики этот уровень различен. Работая с китайцами, нужно очень тщательно следить за качеством, смотреть спецификацию того, что они предлагают, сравнивать с мировыми стандартами, чтобы получить действительно современные вещи. Такие вещи у них есть.

- В каких именно отраслях сильны китайцы? В Беларуси, например, с привлечением китайских инвестиций будут построены две электростанции…

- Что касается энергетического оборудования, то в этой отрасли китайцы сейчас стремительно модернизируются, заключают договоры с развитыми странами на поставку в Китай новых технологий, оборудования. Здесь они продвинулись довольно хорошо. Но пока они находятся скорее в процессе модернизации своей промышленности, которой еще далеко до мирового уровня почти во всех отраслях.



- Одним из работающих белорусско-китайских СП является СООО «Мидеа-Горизонт», выпускающее СВЧ-печи. В этой отрасли китайская продукция конкурентоспособна на мировом рынке?

- В производстве белой бытовой техники - холодильников, стиральных машин и т.п. - Китай очень силен. Это одна из первых отраслей, которая стала развиваться в Китае. Есть в Китае и известные бренды бытовой техники. Здесь китайцы мало уступают южнокорейцам. Беда в том, что именно в производстве бытового электрооборудования у них произошло несколько серьезных коррупционных скандалов. Хозяин этой империи получил большой срок, сейчас между бизнесменами идет серьезная драка за предприятия в этой сфере.

- Россия заинтересована в создании подобных совместных производств с Китаем?

- Не знаю ни одного удачного примера создания российско-китайского СП в этой или смежной отраслях. Сейчас только-только нащупываются, завязываются эти связи, например в области нанотехнологий. Вообще, чтобы создавать в России высокотехнологичные предприятия, нашей стране надо пройти еще долгую дорогу.

- В Беларуси не скрывают, что страна заинтересована в Китае еще и как в большом рынке сбыта. В октябре в Китае было открыто сборочное производство и сервисный центр «АВИК-БелАЗ Карьерные машины». Видите ли вы перспективы для наращивания экспорта продукции белорусского машиностроения в Китай?

- Если вы посмотрите на структуру российского экспорта в Китай, то поймете, что Китай стремится ввозить сырье, а продавать за рубеж сколько-нибудь высокотехнологичную продукцию. Слава богу, в России есть довольно большие запасы разного сырья, поэтому сотрудничество возможно. Но машинно-техническая продукция занимает минимальную долю в китайском импорте. Поэтому я очень сомневаюсь, что Беларуси удастся пробиться на китайский рынок с той продукцией, которую ваша страна поставляет в Россию.

- Беларусь ведет переговоры об участии китайских компаний в приватизации «Беларуськалия». Какие еще отрасли могли бы быть интересны китайским инвесторам?

- Они заинтересованы в любых сырьевых ресурсах. Может быть, вам удастся привлечь китайцев в сельское хозяйство. К примеру, они развивают у себя потребление молока. Раньше они вообще не потребляли молока, но в последние годы продажи молочной продукции в Китае резко выросли, хотя и уступают Европе. Ввоз молочного порошка из Беларуси китайцев мог бы заинтересовать.

- В числе сфер белорусско-китайского сотрудничества называется строительство. Лукашенко пообещал китайским журналистам, что в ближайшее время в Минске будет построен чайна-таун, и выразил заинтересованность в том, чтобы китайцы привносили сюда свою культуру, традиции. Здесь нет почвы для национальных конфликтов?

- Почти не сомневаюсь, что привлечение китайцев в белорусскую строительную индустрию возможно. Китайцы строят хорошо, быстро, качественно во многих странах, и пока я не видел ни одного серьезного провала в этой отрасли. Они приходят со своей технологией, со своим оборудованием и даже со своей рабочей силой. Я знаю, что многие строители эмигрируют из Беларуси в Россию. Поэтому если у вас есть проблемы с трудоустройством строителей, то этические конфликты могут возникнуть на этой почве. Если же здесь проблем нет, если китайцы не выбивают у вас рабочие места, то особых трудностей быть не должно.

Главная причина этнических конфликтов - собственная коррупция. Когда вы не можете унять своих коррупционеров, китайцы их просто покупают. Если же вы способны обуздать коррупцию собственных чиновников, то особых проблем не должно возникнуть. Насколько я понимаю, в Беларуси особенной ксенофобии нет.

- Лукашенко отметил, что с созданием Таможенного союза Китай сможет «беспошлинно торговать фактически на всей территории постсоветского пространства». Такое открытие рынка для китайских товаров не пугает Россию?

- Мы не можем обойтись без создания Таможенного союза с Казахстаном и Беларусью. Есть, конечно, опасность проникновения на общий рынок Китая. Но это не должно стать тормозом при создании ТС.

СПРАВКА «БелГазеты». Яков Бергер родился в 1929г. В 1952г. окончил Московский институт востоковедения. Работал в Институте географии АН СССР. В 1962г. - кандидат наук, диссертация посвящена исследованию Синьцзян-Уйгурского района КНР. В 1966-70гг. и с 2000г. работает в Институте Дальнего Востока РАН. В 1995г. заведовал программой «Высшая школа» российского Института «Открытое общество». Соавтор монографий «Глобализация экономики Китая», «Китай: угрозы, риски, вызовы развитию».
Добавить комментарий
Проверочный код