Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№39 (762) 04 октября 2010 г. Экономика

Танцуй, импортёр!

04.10.2010
ПравоТолк
Недавно стало известно о подарке Нацбанка импортерам. Теперь белорусским субъектам хозяйствования разрешено осуществлять авансовые платежи по импорту, в случае если сумма всех платежей по одному контракту не превышает 5000 евро.


Предыстория же особенностей осуществления авансовых платежей в Беларуси такова. Постановление Нацбанка N165 от 11.11.2008г. «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» - это, пожалуй, один из самых значимых подзаконных нормативных актов, успешно действующий почти два года. Несмотря на сравнительно невысокую юридическую силу, постановление полностью изменило порядок работы с иностранными поставщиками и существенно повлияло на деятельность каждого белорусского импортера. В конце 2008г. импортеры узнали, что осуществлять предварительную оплату своим поставщикам больше нельзя. Точнее можно, но с соблюдением спецпроцедуры, которое представлялось абсолютно нереальным.

Текст постановления N165 императивен: предоплата запрещена, за исключением случаев получения разрешения Нацбанка (выдается по ходатайству (!) Совмина). На этом нормативное регулирование данного вопроса завершилось, уступив место эпистолярному жанру. Разъяснения, пояснения и даже разрешения на проведение определенных операций обычно давались в виде писем Нацбанка, носящих ненормативный характер.

Постановление N165 разъяснял и Совмин, установив процедуру получения ходатайства. Оказалось, что перед обращением в Совмин импортеру необходимо обратиться в головное министерство (ведомство), а организациям без ведомственной подчиненности - в облисполком либо Мингорисполком.

Далеко не каждый импортер знал о существовании соответствующих писем либо мог их изучить сразу после издания. Таким образом, особые случаи проведения импорта до сих пор окутаны завесой своеобразной «банковской тайны». У каждого уважающего себя импортера должна быть коллекция «разрешительных» писем Нацбанка, но кто знает, полная ли эта коллекция или же существуют еще какие-то особенности авансовых платежей для определенных случаев.

В частности, Нацбанк ранее разъяснял, что проведение авансовых платежей без получения разрешения возможно: 1) по предварительной оплате командировочных расходов; 2) при проведении госзакупок российских товаров у резидентов РФ; 3) за счет инвалюты, полученной после 15.11.2008г. в качестве вкладов в уставный фонд, доходов от инвестиций и т.п.; 4) за счет валюты, полученной по договорам займа от нерезидента либо по кредитным договорам, заключенным с банками; 5) посредством аккредитива; 6) за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в инвалюте; 7) по расходам, связанным с транспортировкой грузов и пассажиров, и обязательным платежам в иностранных государствах, импорту транспортных услуг (только для перевозчиков, имеющих лицензию). Вероятно, перечень не является исчерпывающим.

Что касается разрешения, данного в письме Нацбанка N31-14/244 от 01.09.2010г., то авансовые платежи без его получения допускаются по любым контрактам - при условии, что общая сумма контракта (с учетом всех дополнительных соглашений и спецификаций) составит не более 5 тыс. евро в эквиваленте (согласно курсу Нацбанка).

Предупреждая появление у импортеров неправильных мыслей, главный банк страны сразу же дополнительно разъяснил, что заключение более одного договора, каждый на сумму не более 5 тыс. евро, совершенное исключительно с целью проведения авансовых платежей в пользу одного нерезидента, рассматривается как несоблюдение условий разрешения и влечет отказ банка в исполнении платежной инструкции.

Сложно догадаться, как можно определить, когда два внешнеторговых договора заключаются «исключительно» с целью проведения авансовых платежей в пользу одного нерезидента, а когда преследуются еще какие-то цели. Если на этот счет у банков не будет какой-то уникальной методики, можно предположить, что в проведении любых авансовых платежей на сумму больше 5 тыс. евро в пользу одного нерезидента будет отказано. Причем с точки зрения Гражданского кодекса такие сделки не будут считаться ничтожными ввиду своей притворности, т.е. негативные последствия будут проявляться только в отказе в совершении платежей по второму и последующим контрактам.

Хотелось бы также узнать, существуют ли какие-то ограничения по временным рамкам. Понятно, что если разбить одну поставляемую партию товара на 10 контрактов, то злонамеренность действий очевидна. В то же время если заключается новый контракт на поставку каждой новой партии товара и поставки осуществляются отдельно (например, раз в месяц), то вряд ли можно считать, что контракты заключаются «исключительно» с целью проведения авансовых платежей. Впрочем, ответ на этот вопрос опять же даст практика банков.

Конечно, можно горевать по поводу сохранения ограничений по импорту, поскольку, учитывая позицию иностранных поставщиков и большое количество «разрешенных» вариантов авансовых платежей, предоплата все равно производится, только обычно с большим количеством дополнительных расходов импортера. Однако зачем расстраиваться? Ведь жить снова стало полегче. На этот раз импортерам. Поэтому танцуйте, импортеры, вам письмо!
Добавить комментарий
Проверочный код