Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (762) 04 октября 2010 г. Экономика

Танцуй, импортёр!

04.10.2010
ПравоТолк
Недавно стало известно о подарке Нацбанка импортерам. Теперь белорусским субъектам хозяйствования разрешено осуществлять авансовые платежи по импорту, в случае если сумма всех платежей по одному контракту не превышает 5000 евро.


Предыстория же особенностей осуществления авансовых платежей в Беларуси такова. Постановление Нацбанка N165 от 11.11.2008г. «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» - это, пожалуй, один из самых значимых подзаконных нормативных актов, успешно действующий почти два года. Несмотря на сравнительно невысокую юридическую силу, постановление полностью изменило порядок работы с иностранными поставщиками и существенно повлияло на деятельность каждого белорусского импортера. В конце 2008г. импортеры узнали, что осуществлять предварительную оплату своим поставщикам больше нельзя. Точнее можно, но с соблюдением спецпроцедуры, которое представлялось абсолютно нереальным.

Текст постановления N165 императивен: предоплата запрещена, за исключением случаев получения разрешения Нацбанка (выдается по ходатайству (!) Совмина). На этом нормативное регулирование данного вопроса завершилось, уступив место эпистолярному жанру. Разъяснения, пояснения и даже разрешения на проведение определенных операций обычно давались в виде писем Нацбанка, носящих ненормативный характер.

Постановление N165 разъяснял и Совмин, установив процедуру получения ходатайства. Оказалось, что перед обращением в Совмин импортеру необходимо обратиться в головное министерство (ведомство), а организациям без ведомственной подчиненности - в облисполком либо Мингорисполком.

Далеко не каждый импортер знал о существовании соответствующих писем либо мог их изучить сразу после издания. Таким образом, особые случаи проведения импорта до сих пор окутаны завесой своеобразной «банковской тайны». У каждого уважающего себя импортера должна быть коллекция «разрешительных» писем Нацбанка, но кто знает, полная ли эта коллекция или же существуют еще какие-то особенности авансовых платежей для определенных случаев.

В частности, Нацбанк ранее разъяснял, что проведение авансовых платежей без получения разрешения возможно: 1) по предварительной оплате командировочных расходов; 2) при проведении госзакупок российских товаров у резидентов РФ; 3) за счет инвалюты, полученной после 15.11.2008г. в качестве вкладов в уставный фонд, доходов от инвестиций и т.п.; 4) за счет валюты, полученной по договорам займа от нерезидента либо по кредитным договорам, заключенным с банками; 5) посредством аккредитива; 6) за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в инвалюте; 7) по расходам, связанным с транспортировкой грузов и пассажиров, и обязательным платежам в иностранных государствах, импорту транспортных услуг (только для перевозчиков, имеющих лицензию). Вероятно, перечень не является исчерпывающим.

Что касается разрешения, данного в письме Нацбанка N31-14/244 от 01.09.2010г., то авансовые платежи без его получения допускаются по любым контрактам - при условии, что общая сумма контракта (с учетом всех дополнительных соглашений и спецификаций) составит не более 5 тыс. евро в эквиваленте (согласно курсу Нацбанка).

Предупреждая появление у импортеров неправильных мыслей, главный банк страны сразу же дополнительно разъяснил, что заключение более одного договора, каждый на сумму не более 5 тыс. евро, совершенное исключительно с целью проведения авансовых платежей в пользу одного нерезидента, рассматривается как несоблюдение условий разрешения и влечет отказ банка в исполнении платежной инструкции.

Сложно догадаться, как можно определить, когда два внешнеторговых договора заключаются «исключительно» с целью проведения авансовых платежей в пользу одного нерезидента, а когда преследуются еще какие-то цели. Если на этот счет у банков не будет какой-то уникальной методики, можно предположить, что в проведении любых авансовых платежей на сумму больше 5 тыс. евро в пользу одного нерезидента будет отказано. Причем с точки зрения Гражданского кодекса такие сделки не будут считаться ничтожными ввиду своей притворности, т.е. негативные последствия будут проявляться только в отказе в совершении платежей по второму и последующим контрактам.

Хотелось бы также узнать, существуют ли какие-то ограничения по временным рамкам. Понятно, что если разбить одну поставляемую партию товара на 10 контрактов, то злонамеренность действий очевидна. В то же время если заключается новый контракт на поставку каждой новой партии товара и поставки осуществляются отдельно (например, раз в месяц), то вряд ли можно считать, что контракты заключаются «исключительно» с целью проведения авансовых платежей. Впрочем, ответ на этот вопрос опять же даст практика банков.

Конечно, можно горевать по поводу сохранения ограничений по импорту, поскольку, учитывая позицию иностранных поставщиков и большое количество «разрешенных» вариантов авансовых платежей, предоплата все равно производится, только обычно с большим количеством дополнительных расходов импортера. Однако зачем расстраиваться? Ведь жить снова стало полегче. На этот раз импортерам. Поэтому танцуйте, импортеры, вам письмо!
Добавить комментарий
Проверочный код