Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (762) 04 октября 2010 г. Экономика

«Дружбе» наступает конец

04.10.2010
«Вагонами возили венесуэльскую нефть и будем возить»
Россия ускоренными темпами завершает строительство линейной части второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). По состоянию на конец сентября 2010г. сварено в линию 985 км нефтепровода «Балтийская трубопроводная система», что составляет 98% от общей длины трассы. Об этом сообщило агентство Regnum со ссылкой на информацию, предоставленную пресс-службой проекта.
Сергей ЖБАНОВ



Между тем все попытки войти на интернет-портал проекта БТС-2 (www.bts2.ru) из Беларуси, как отмечает агентство, на протяжении почти трех недель терпят неудачу. Нам это тоже не удалось.Однако и без доступа к первоисточнику нетрудно оценить значимость этого проекта для России. Как только будет введен в эксплуатацию нефтепровод БТС-2, Россия обретет транзитную независимость от Беларуси в транспортировке нефти, поскольку с этого момента российская нефть потечет вдоль Балтийского побережья, т.е. минуя трубы нефтепровода «Дружба», проходящего по территории республики. И час этот близок, поскольку в ближайшие два месяца могут начаться испытания нефтепровода. Полностью к эксплуатации нефтепровод должен быть готов уже к концу 2011г.

Что же касается Беларуси, то последствия ввода БТС-2 для нее далеко не так однозначны, как может показаться на первый взгляд. До сих пор эксперты писали только о том, что после начала работы нового российского нефтепровода республика не сохранит прежние объемы транзита российской нефти и степень загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов еще более снизится. Однако производственные мощности белорусских НПЗ могут и не пострадать (по крайней мере, Мозырского НПЗ), если Россия откажется от реверсного использования нефтепровода Одесса - Броды в пользу БТС-2. Можно предположить, что трубы нефтепровода Одесса - Броды будут наконец-то задействованы в аверсном режиме.

Например, при условии, что Беларусь обеспечит доставку необходимых объемов венесуэльской нефти в украинский порт «Южный», который пока используется для перевалки российской нефти, доставляемой туда по этому нефтепроводу. И такая белорусско-украинская договоренность на 2011г. уже достигнута. «Зафиксированы объемы 2011г. Планируется перевести 9 млн. т нефти. В настоящий момент мы вышли на ритмичную работу и принимаем пять танкеров в месяц вместительностью 80 тыс. т», - цитирует агентство «РБК-Украина» заявление украинского министра транспорта и связи Константина Ефименко. По словам министра, соответствующий проект соглашения между правительствами Беларуси и Украины принят на заседании Кабинета министров Украины на прошлой неделе. В то же время из его слов следует, что сегодня в порт Одесса ежемесячно доставляется 400 тыс. т нефти. Таков, как известно, предел технических возможностей порта по перевалке нефти.

За год при заданном режиме эксплуатации мощностей порта можно пропустить не более 4,8 млн. т. Но объемы, заявленные сторонами на 2011г., в два раза больше - 9 млн. т. На меньшие объемы транспортировки нефти Украина была не согласна, обсуждая возможность доставки венесуэльской нефти в Беларусь по трубам нефтепровода Одесса - Броды. «У нас принято было решение, что если объем будет более 9 млн. т, тогда это будет Одесса - Броды, а если будет порядка 4 млн. т, то останется тот маршрут, который сейчас есть», - заявил Ефименко на заседании Кабинета министров, состоявшемся 18 августа. Тогда министр даже упрекнул белорусских партнеров в том, что они не выполняют задекларированные обязательства, собираясь доставить в 2010г. через Украину всего 1 млн. т нефти вместо 4 млн. т, ранее заявленных. Теперь Ефименко сообщил, что в 2010г. планируется транспортировать в Беларусь 1,5 млн. т нефти.

Но и эти объемы еще очень далеки от тех целевых установок, заданных белорусским президентом весной т.г. (10 млн. т нефти за год). Если исходить из того, что российская нефть до конца 2011г. будет перекачиваться по нефтепроводу Одесса - Броды, то в заявленном объеме белорусско-украинским договоренностям и в следующем году не суждено сбыться. При более трезвой оценке сложившейся ситуации Беларуси следовало бы рассчитывать на эксплуатацию украинского нефтепровода не ранее 2012г., когда Россия, по некоторым оценкам, должна будет отказаться от его использования в связи с необходимостью заполнения труб БТС-2 и, следовательно, снабжения ряда стран Центральной и Восточной Европы по нефтепроводу «Дружба». Но дефицита нефти в России пока не наблюдается, и строить расчеты только на этом несерьезно.

Возможно, поэтому премьер-министр Сергей Сидорский, встретившись на прошлой неделе с первым вице-премьером Украины Андреем Клюевым, конкретных объемов транзитирования на 2011г. не назвал, а ограничился тем, что подтвердил «серьезный характер» достигнутых договоренностей. «Мы подтверждаем, что эти поставки долговременные, они будут носить серьезный характер», - цитирует «Интерфакс» заявление Сидорского. Белорусско-российские договоренности о транспортировке через территорию Украины 9 млн. т нефти в 2011г. - условие, конечно, необходимое, но явно недостаточное. Не мешало бы прямо спросить российское руководство о планах использования трубопроводов БТС-2, Одесса - Броды и «Дружба». Получив соответствующие московские гарантии, украинское правительство подготовило бы нефтепровод для работы в аверсном режиме, а белорусское руководство могло бы даже приступить к разработке проекта по строительству перемычки, соединяющей Мозырский НПЗ с нефтепроводом Одесса - Броды. И тогда будущее белорусских НПЗ станет таким же светлым, как и нефтепродукты, изготавливаемые из легкой венесуэльской нефти.

Но вместо этого белорусский президент предпочитает воевать с российским руководством, обвиняя его в том, что оно блокирует любые попытки Беларуси перевести нефтепровод Одесса - Броды в аверсный режим для прокачки венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ.

КСТАТИ

На пресс-конференции для российских журналистов 1 октября Александр Лукашенко обвинил Россию в том, что она блокирует любые попытки Беларуси по переводу нефтепровода Одесса - Броды в аверсный режим для прокачки венесуэльской нефти из Одессы на Мозырский НПЗ.

«Блокирование со стороны России идет полное», - заявил Лукашенко, подчеркнув, что нефтепровод в настоящее время простаивает. «По контракту с ТНК-BP в этом году должно быть прокачано 9 млн. т нефти, - пришел на помощь президенту первый вице-премьер Владимир Семашко. - По факту за сентябрь-октябрь - ноль прокачано».

«Вагонами возили [венесуэльскую нефть] и будем возить. На колени не станем»
, - резюмировал Лукашенко. И добавил: «И как вы хотите, чтобы я все это воспринимал, как относился к российской власти?»
Добавить комментарий
Проверочный код