Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№39 (762) 04 октября 2010 г. Экономика

Бюджетные игры в песочнице

04.10.2010
Доходы госбюджета-2011г.: миф или прогноз?
Минфин оказался в очень сложном положении. С одной стороны, от него требуют внести свой вклад в обеспечение роста ВВП на 11-13% - дать много денег, даже которых нет на счетах. С другой стороны, от ведомства министра ожидают сохранения устойчивости бюджета и недопущения роста дефицита бюджета. И еще желательно, чтобы инфляция снижалась и девальвации не было. Поскольку Минфину не хватает смелости оценивать разумность и реалистичность навязываемых параметров, он представил закон о бюджете, при котором и волки сыты, и овцы целы. Если что-то будет не складываться, всегда в течение года можно пересмотреть любую статью доходов и расходов.
Ярослав РОМАНЧУК



БЮДЖЕТНЫЕ ПРОГНОЗЫ ПОД МУХОЙ

По мнению Минфина, доходы консолидированного бюджета в 2011г. должны вырасти до Br54,53 трлн., на 18,1% больше, чем ожидаемое исполнение в 2010г. Это 27,3% ВВП, а с учетом ресурсов Фонда соцзащиты населения (ФСЗН) оценочно 38,8% ВВП ($22,9 млрд.). По предложенному среднегодовому курсу на 2011г. доходы консолидированного бюджета составят $16,1 млрд. плюс $6,8 млрд. ресурсы ФСЗН. Этот расчет сделан исходя из того, что среднегодовой курс рубля к доллару в 2011г. составит $1/Br3170. На 1 октября курс составил $1/Br3010. Девальвация на 5% в год в ситуации дефицита торгового баланса товарами 15% ВВП и дефицита текущего счета платежного баланса на 13% ВВП, при стремительно сокращающихся золотовалютных резервах и еще быстрее растущей рублевой денежной массе - это из разряда экономического мифотворчества, а не реального прогнозирования. Поэтому вероятность того, что все бюджетные прогнозы полетят в мусорную корзину, очень велика.

Расходы консолидированного бюджета на 2011г. прогнозируются в сумме Br60,53 трлн. ($19,1 млрд.), а с учетом ФСЗН - $25,9 млрд. Это составляет 41,8% ВВП. Государство не собирается уходить из экономики, не планирует проводить сколь-нибудь значимую приватизацию. Расходы бюджета планируется увеличить на 18,3%, а ресурсы госбюджета должны увеличиться на 23,3%. В 2011г. они составят (без учета ФСЗН) 65,4% объема расходов консолидированного бюджета. Огромная централизация финансов страны не оставляет никакой свободы маневра регионам. Они были и остаются заложниками столичных начальников.

Дефицит республиканского бюджета на 2011г. предусмотрен в объеме Br6 трлн. (3% ВВП). Напомним, что на 2010г. план был 1,5%, но сейчас он прогнозируется на уровне 3% ВВП. Чуть более половины ресурсов для финансирования дефицита бюджета планируется найти внутри страны (эмиссия ГКО, кредиты Нацбанка, средства Фонда национального развития - Br3,38 трлн.), остальное ($826 млн.) - за счет внешних кредитов. Так что рост госдолгов и накачка экономики «пустыми» рублями в 2011г. гарантированы.

040100241bg39(761)-ec.htm

ПОЛИТИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫЙ ВВП

Составление бюджета на следующий год становится похожим на введение требуемых данных в заранее заданную компьютерную модель. Валовой внутренний продукт (ВВП) - один из основных заданных параметров. Напомним, что на 2010г. экономика должна была вырасти на 11-13% ВВП. Закон о бюджете на 2010г. составлен исходя из того, что ВВП в 2010г. будет Br174,5 трлн. При работе над бюджетом на 2011г. правительство оценило валовой продукт на Br167 трлн. Министры не стали гнать цифры роста до 13% ВВП, ограничившись 11-процентным ростом. Есть одна неувязка. За восемь месяцев т.г. ВВП составил Br98,9 трлн. и при огромном напряжении сил и ресурсов смог вырасти всего на 6,1%. При сохранении темпов роста за январь-август в целом по году ВВП составит оценочно Br148-150 трлн. Это существенно меньше, чем заложено в оценке бюджета на 2011г. Если страна в 2010г. недополучит Br17-20 трлн. ВВП, то рассчитывать на то, что в 2011г. будет Br200 трлн., могут только закоренелые по долгу службы оптимисты или пофигисты, которые просто «рисуют» политически корректные цифры в сложное для высокого начальства предвыборное время.

В законе о бюджете-2011 предусмотрен номинальный рост ВВП с Br167 трлн. до Br200 трлн., т.е. на 19,7%. Прогностическая гигантомания - эти цифры могут стать реальностью только в том случае, если инфляция «выстрелит» до 30% в год.

СПРАВКА «БелГазеты». В 2009г. за январь-август ВВП сократился на 0,5%, а по итогам года вырос на 0,2%. В 2008г. за восемь месяцев темпы роста ВВП были 10,6%, а по итогам всего года оказались 10,2%. В 2007г. за январь-август было 8,5%, а по году - 8,6%. Наконец, в 2006г. было 9,8 и 10% соответственно. За оставшиеся три месяца должно случиться чудо, чтобы темпы роста ВВП (даже если взять за чистую монету цифру роста за восемь месяцев в 6,1%) увеличились до заложенного в бюджете-2011 показателя в 11%. Либо президент публично выдаст Совмину волшебного пенделя, либо нужные цифры тихо подкорректируют накануне очередного Всебелорусского собрания.

В 2009г. мы уже напоролись на безумство такого прогнозирования экономического роста и, соответственно, формирования доходной и расходной части бюджета. При подготовке бюджета на этот год Совмин рассчитывал на темпы роста в 10% и ВВП в размере Br155 трлн. По факту получилось около Br137 трлн. Примерно такая разница заложена в оценке объема ВВП на 2010г. Правительство никак не может смириться с мыслью, что системный кризис - это не игра в песочнице, а очень серьезное явление. От него не спасешься за счет интенсивной денежной эмиссии Нацбанка или обильного внешнего заимствования через евробонды. Министры все еще продолжают думать, что кризис по своему характеру является краткосрочным, что вот-вот белорусская экономика воспрянет и бросится догонять заданные параметры плана III пятилетки.

ТРУДНОУЛОВИМЫЕ АКЦИЗЫ

Правительство продолжает игнорировать фактор нефти и газа. Нет настройки доходной части бюджета под реальные цены газа и резкое снижение возможности заработать на экспорте нефтепродуктов. Легкомысленно надеяться на быстрое восстановление доходов от внешнеэкономической деятельности. В 2009г. налоговые доходы от нее составили Br7,97 трлн. (5,8% ВВП). На 2010г. был утвержден годовой план в Br10,11 трлн. - тоже 5,8% ВВП. За I полугодие удалось собрать лишь Br2,94 трлн. (4,2% ВВП), а по итогам года ожидается Br4,49 трлн. (2,7% ВВП). Это, пожалуй, самый большой просчет бюджетного планирования доходов на этот год. По вывозным таможенным пошлинам годовой план по поступлениям в бюджет будет недовыполнен в 4,4 раза. Непонятно, почему на 2011г. запланировано увеличение налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности на 61,8% - до Br7,26 трлн. (3,6% ВВП). Очевидно, все еще теплится надежда на рост цен и объемов экспорта калийных удобрений и восстановление хотя бы части нефтяных схем.

В бюджетной политике Беларуси много труднообъяснимых явлений. Одним из них является совместимость двух тенденций - запланированного роста ВВП на 11%, с одной стороны, и сокращения поступлений от налогов на доходы и прибыль, с другой. В 2009г. по налогу на прибыль получено Br4,6 трлн. (3,4% ВВП). На т.г. утвердили поступления в объеме Br5,97 трлн. (те же 3,4% ВВП). За январь-июнь 2010г. поступления по налогу на прибыль составили Br2,51 трлн. По итогам года прогнозируется недовыполнение плана на Br353,5 млрд. На 2011г. планируется рост поступлений по данному налогу на 18,5%. Аналогичная ситуация по поступлениям по налогу на доходы. В 2011г. они должны вырасти на 17,5%.

Еще более оптимистична оценка Минфина по НДС. Поступления по нему в 2011г. должны вырасти на 21,2% по сравнению с расчетной оценкой поступлений на 2010г. Здесь кроется одна любопытная особенность. Поступления по НДС от реализации товаров внутри страны минусовые. В 2010г. они оцениваются на минус Br2,2 трлн., в 2011г. - Br2,57 трлн. Это значит, что эти деньги бюджет должен заплатить или зачесть субъектам хозяйствования. А вот поступления по НДС на товары, ввозимые на таможенную территорию РБ из РФ, оценочно в 2010г. составят плюс Br11,45 трлн., в 2011г. - Br13,87 трлн. (плюс 21,1%), а по ввозимым в нашу страну из других стран мира в 2010г. - плюс Br6,24 трлн. и Br7,42 трлн. (плюс 18,9%).

* * *

Правительство рассчитывает на сохранение бурного, более чем 20-процентного роста экспорта в 2011г., благоприятную конъюнктуру цен на основные товары отечественного экспорта, стабильность курса рубля, низкую инфляцию, а также на беспрепятственное внешнее и внутреннее кредитование. В условиях сильной внешней турбулентности, конфликта с Россией и роста напряжения внутри белорусской экономики такой набор факторов представляется еще более редким, чем надежный мир на Ближнем Востоке или победа сборной Беларуси по футболу на чемпионате мира.
Добавить комментарий
Проверочный код