Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№39 (762) 04 октября 2010 г. Автостоп

Качество растеряли по дороге

04.10.2010
 
Лет 10 назад было легко писать о низком качестве автомобильного топлива в Беларуси. Можно было страницами расписывать ужасы о нелегальных присадках, бесконтрольном ввозе откровенной «бодяги» из России и продаже ее на ржавых контейнерных АЗС, об устаревших стандартах качества и методах проверки. И все это было правдой. Но - 10 лет назад.
Владимир ГУРЬЯНОВ



Сейчас многое изменилось. Нет контрабандного топлива, забыты «левые» присадки. В стране всего два нефтеперерабатывающих завода, оба государственные, и львиная доля автомобильного топлива на белорусских АЗС - хоть госкомпаний, хоть частных - белорусского же, государственного производства. Есть, правда, непроверенная информация о том, что в 2010г., после введения Россией полных экспортных пошлин на нефтепродукты, в Беларуси появилось украинское топливо. Но это отдельная тема, а вообще, последние лет 7-8 доля потребления импортного топлива по стране не превышала 5-15% в зависимости от типа.

Контролировать два НПЗ - проще простого. Модернизация заводов худо-бедно идет. И хоть в результате нефтяного кризиса выяснилось, что глубина переработки нефти в Беларуси вовсе не 90% и выше, как раньше утверждала пропаганда, а от силы 70% (и потому НПЗ едва выходят на рентабельность при рыночной, мировой цене сырья), все равно белорусское топливо в момент выхода с завода весьма неплохое. Дизтопливо полностью вписывается в европейский стандарт EN 590:2004. Бензин недотягивает до EN 228 в основном по содержанию бензола (5% вместо 1%). В целом наша нефтепереработка за 10 лет сделала хороший шаг вперед, и нет смысла к ней придираться.

Так что же плохо? Качество топлива теряется где-то в цепочке поставщиков от НПЗ в бензобак автомобиля. Кто-то забыл помыть резервуар, смешал то, что нельзя было смешивать, и т.д. Спорадически автодилеры сталкиваются с примерами, когда вполне исправный до этого автомобиль вдруг приезжает на сервис с неразрешимыми проблемами и нуждается практически в замене двигателя (теоретически, конечно, можно и отремонтировать, но для современных моторов это экономически нецелесообразно - слишком большие затраты на детали и работу по замене). Почему в колокол звонят именно дилеры, а не рядовые СТО? Потому что дилеры имеют дело с самыми современными автомобилями, заточенными на выполнение жестких экологических норм, а потому очень чувствительными к топливу и маслу. Шаг влево, шаг вправо - и напрочь перестают работать нежные системы впрыска, наддувы, катализаторы, сажевые фильтры…

К тому же большая часть машин на дилерских СТО - гарантийные, т.е. двигатель, вышедший из строя на 5 тыс. км пробега, вроде бы надо менять по гарантии. Бензин - обычный, с обычной АЗС, есть и чек, и все как надо. Разобранный мотор покрыт таким слоем сажи, как будто пробежал не 5 тыс. км, а все 500 тыс. км - такие моторы фотографируют на мобильники всем автосервисом, чтобы с припиской «Я плакалъ» повесить в социальных сетях и нервно смеяться - оцените, европейцы, на каком «топливе» мы тут ездим.

И кто виноват - вопрос весьма щекотливый. Или водитель, не сумевший по вывеске на АЗС отличить нормальное топливо от бракованного. Или автосервис, вынужденный менять мотор по гарантии, отправлять пробу топлива на анализ и выставлять иск к АЗС. Или автопроизводитель, поставляющий современные автомобили в страну третьего мира, где и топлива-то подходящего для него нет. В самом деле, какой смысл поставлять на Землю «пепелац» с планеты Плюк, если «гравицаппы» для него тут нет и не будет?

Но в том-то и дело, что формально нужная «гравицаппа» есть. Стандарты производства (точнее, технические условия - по ГОСТу топливо у нас почти не выпускают) вполне себе благопристойные, заводы настоящие. И АЗС современных хватает. И большинство водителей ездят себе и ездят, а о проблеме качества топлива забыли много лет назад. Правда, дизелисты, повально замерзавшие прошлой зимой, не согласятся…

А вот контроль качества в цепи поставщиков - тема насущная. Периодические «наезды» на отрасль совершают всевозможные контролирующие ведомства, но систематического и независимого контроля нет. По отдельности есть и то и другое - контроль со стороны госструктур формально независим от продавцов нефтепродуктов. А трейдеры должны систематически контролировать свой технический процесс. Но так, чтобы одновременно - и независимо, и систематически - в Беларуси проблемой качества автомобильного топлива никто не озабочен. Кроме дилерских СТО да владельцев самых свежих машин, для которых это вопрос собственного кармана.
Добавить комментарий
Проверочный код