Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№39 (762) 04 октября 2010 г. Автостоп

Качество растеряли по дороге

04.10.2010
 
Лет 10 назад было легко писать о низком качестве автомобильного топлива в Беларуси. Можно было страницами расписывать ужасы о нелегальных присадках, бесконтрольном ввозе откровенной «бодяги» из России и продаже ее на ржавых контейнерных АЗС, об устаревших стандартах качества и методах проверки. И все это было правдой. Но - 10 лет назад.
Владимир ГУРЬЯНОВ



Сейчас многое изменилось. Нет контрабандного топлива, забыты «левые» присадки. В стране всего два нефтеперерабатывающих завода, оба государственные, и львиная доля автомобильного топлива на белорусских АЗС - хоть госкомпаний, хоть частных - белорусского же, государственного производства. Есть, правда, непроверенная информация о том, что в 2010г., после введения Россией полных экспортных пошлин на нефтепродукты, в Беларуси появилось украинское топливо. Но это отдельная тема, а вообще, последние лет 7-8 доля потребления импортного топлива по стране не превышала 5-15% в зависимости от типа.

Контролировать два НПЗ - проще простого. Модернизация заводов худо-бедно идет. И хоть в результате нефтяного кризиса выяснилось, что глубина переработки нефти в Беларуси вовсе не 90% и выше, как раньше утверждала пропаганда, а от силы 70% (и потому НПЗ едва выходят на рентабельность при рыночной, мировой цене сырья), все равно белорусское топливо в момент выхода с завода весьма неплохое. Дизтопливо полностью вписывается в европейский стандарт EN 590:2004. Бензин недотягивает до EN 228 в основном по содержанию бензола (5% вместо 1%). В целом наша нефтепереработка за 10 лет сделала хороший шаг вперед, и нет смысла к ней придираться.

Так что же плохо? Качество топлива теряется где-то в цепочке поставщиков от НПЗ в бензобак автомобиля. Кто-то забыл помыть резервуар, смешал то, что нельзя было смешивать, и т.д. Спорадически автодилеры сталкиваются с примерами, когда вполне исправный до этого автомобиль вдруг приезжает на сервис с неразрешимыми проблемами и нуждается практически в замене двигателя (теоретически, конечно, можно и отремонтировать, но для современных моторов это экономически нецелесообразно - слишком большие затраты на детали и работу по замене). Почему в колокол звонят именно дилеры, а не рядовые СТО? Потому что дилеры имеют дело с самыми современными автомобилями, заточенными на выполнение жестких экологических норм, а потому очень чувствительными к топливу и маслу. Шаг влево, шаг вправо - и напрочь перестают работать нежные системы впрыска, наддувы, катализаторы, сажевые фильтры…

К тому же большая часть машин на дилерских СТО - гарантийные, т.е. двигатель, вышедший из строя на 5 тыс. км пробега, вроде бы надо менять по гарантии. Бензин - обычный, с обычной АЗС, есть и чек, и все как надо. Разобранный мотор покрыт таким слоем сажи, как будто пробежал не 5 тыс. км, а все 500 тыс. км - такие моторы фотографируют на мобильники всем автосервисом, чтобы с припиской «Я плакалъ» повесить в социальных сетях и нервно смеяться - оцените, европейцы, на каком «топливе» мы тут ездим.

И кто виноват - вопрос весьма щекотливый. Или водитель, не сумевший по вывеске на АЗС отличить нормальное топливо от бракованного. Или автосервис, вынужденный менять мотор по гарантии, отправлять пробу топлива на анализ и выставлять иск к АЗС. Или автопроизводитель, поставляющий современные автомобили в страну третьего мира, где и топлива-то подходящего для него нет. В самом деле, какой смысл поставлять на Землю «пепелац» с планеты Плюк, если «гравицаппы» для него тут нет и не будет?

Но в том-то и дело, что формально нужная «гравицаппа» есть. Стандарты производства (точнее, технические условия - по ГОСТу топливо у нас почти не выпускают) вполне себе благопристойные, заводы настоящие. И АЗС современных хватает. И большинство водителей ездят себе и ездят, а о проблеме качества топлива забыли много лет назад. Правда, дизелисты, повально замерзавшие прошлой зимой, не согласятся…

А вот контроль качества в цепи поставщиков - тема насущная. Периодические «наезды» на отрасль совершают всевозможные контролирующие ведомства, но систематического и независимого контроля нет. По отдельности есть и то и другое - контроль со стороны госструктур формально независим от продавцов нефтепродуктов. А трейдеры должны систематически контролировать свой технический процесс. Но так, чтобы одновременно - и независимо, и систематически - в Беларуси проблемой качества автомобильного топлива никто не озабочен. Кроме дилерских СТО да владельцев самых свежих машин, для которых это вопрос собственного кармана.
Добавить комментарий
Проверочный код