Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (760) 20 сентября 2010 г. Визави

Поддать в ПДД

20.09.2010
Кому нужны изменения в правилах
Правила дорожного движения (ПДД) не могут меняться так часто, как предлагается. Эту мысль глава государства высказал на минувшей неделе на совещании, где рассматривались предложения МВД по внесению изменений в ПДД.
Елена АНКУДО



Изучив проект указа «О внесении дополнений и изменений в Правила дорожного движения», президент сделал вывод:«Я понял, что Министерство внутренних дел или кто-то еще, причастный к этим изменениям, не то чтобы «тянут одеяло на себя», но слишком переусердствовали». Предложение обязать велосипедистов и водителей гужевых повозок в темное время суток двигаться по дороге в одежде со световозвращающими элементами навело президента на мысль о чьей-то корыстной заинтересованности:«Знаете, меня это настораживать начинает, как будто какая-то фирма уже сегодня готова произвести эти светоотражающие элементы, и мы каждому коню на хвост их повесим и таким образом создадим благополучие этой фирме». Вместо одобрения ПДД вызвали вопросы:«Все ли предлагаемые изменения отвечают общественным интересам? Насколько они являются своевременными и не будет ли объективных трудностей при их применении?» Подискутировать с президентом на тему необходимости внесения изменений в ПДД в интервью корреспонденту «БелГазеты» согласились старший инспектор спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ Мингорисполкома Дмитрий ЯЗВИНСКИЙ и активный участник форумов на автомобильную тему, директор совместного предприятия Дмитрий ЛУКАШЕВИЧ.

Дмитрий ЯЗВИНСКИЙ: «НЕОБХОДИМЫ КОРРЕКТИРОВКИ, УПРОЩАЮЩИЕ РАБОТУ ГАИ»

- Как часто ПДД нуждаются в корректировке и почему?

- Автомобиль стал доступным средством передвижения, количество машин на дорогах страны увеличивается, интенсивный трафик становится причиной аварий. Большинство нарушений происходит из-за спешки, но инспектор ГАИ, выбывший на место происшествия, обязан оформить до 10 бумаг - и это несмотря на директиву о дебюрократизации! Водители нервничают, выказывают готовность заплатить штраф и ехать по своим делам, как это происходит во многих странах. Поэтому в ПДД необходимы корректировки, упрощающие работу ГАИ. Водитель скажет спасибо за то, что его не задерживают на несколько часов.

- Причиной очередных изменений явилась реализация указа N519 о совершенствовании законодательства по вопросу транспортного страхования, упростившего порядок оформления необходимых документов о ДТП без участия сотрудников ГАИ и снизившего сроки выплаты страхового возмещения с 30 до 5 дней. Стремятся ли авторы изменений к упрощению взаимодействия инспекторов ГАИ с участниками дорожного движения?

- Время оформления ДТП необходимо уменьшить - совершенствование законодательства по вопросам транспортного страхования не уменьшило работу инспекторов ГАИ, а, наоборот, увеличило. По новым правилам в случае ДТП инспектор заполняет специальный бланк страховой компании, копия его прилагается к протоколу, оригинал выдается на руки потерпевшему для передачи страховщику и в течение пяти дней выплачивается компенсация. Но и это много. Почему бы не направить составленную схему ДТП в страховую компанию, которая сама определится с дальнейшими действиями?

- Существует ли необходимость продолжать пропагандировать использование фликеров и световозвращающих элементов в темное время суток на неосвещенных улицах?

- Людям хорошо известна польза фликеров, до появления которых многие использовали фонарики и катафоты велосипедов. Известно, что в сумерках, в дождливую погоду видимость на дороге составляет не больше 20 м, в то время как фликер увеличивает ее до 100 м. И все же, несмотря на пользу световозвращающих элементов, с которыми дорожное движение становится намного безопаснее, лучше остановиться на рекомендательном характере, а не на наказаниях.

- Чем обосновано предложение снизить допустимую скорость движения автомобилей в населенных пунктах в темное время суток с 60 до 50 км/ч?

- Желанием снизить количество человеческих жертв. В случае наезда на пешехода на автомобиле, двигающемся со скоростью 60 км/ч, у человека практически нет шанса выжить. Скорость в 50 км/ч дает шанс водителю остановиться перед пешеходом, выбежавшим на улицу, или снижает тяжесть травм при столкновении человека с автомобилем. Вопрос в другом: насколько сдерживающим фактором станет это правило для водителя, позволяющего себе ехать по ночной улице со скоростью 100 км/ч и выше, не обращая внимания на дорожные знаки, ограничивающие скорость.

Дорожный полицейский для него куда более убедительный аргумент - никто не хочет портить подвеску собственного автомобиля. Риск наезда на пешехода снижают и освещенные улицы: как только свет устанавливали на проблемных участках, количество аварий резко снижалось.

- Сообщая об изменениях в ПДД, представители МВД заговорили об использовании участниками дорожного движения трамвайного пути как дополнительной полосы при повороте налево и развороте. Неужели в настоящих правилах недостаточно проработаны правила маневрирования при наличии трамвайных путей?

- По существующим правилам при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне с проезжей частью дороги, поворот налево или разворот может выполняться с этих путей, если дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе» не предписан иной порядок движения. В случае создания препятствия для движения трамвая трамвайный путь по возможности должен быть освобожден. Водители транспортных средств, движущихся рядом в попутном направлении, должны предоставить возможность для этого.

В случае внесения изменений автомобилям более свободно позволят использовать трамвайные пути при условии отсутствия помех общественному транспорту. Это необходимо для снижения плотности трафика. Желательно разгрузить перекрестки.

- Не кажется ли вам, что предложения МВД в виде разрешения перевозки пассажиров на мопедах соответствующей конструкции, снятия запрета на остановку транспортного средства на тротуаре при подвозе товаров к торговой точке, а также изложения некоторых терминов в новой редакции действительно лишние?

- Они обусловлены реалиями нынешнего времени. Лотки, киоски и палатки в дни городских праздников устанавливаются прямо на тротуаре. Где, соблюдая правила, остановиться грузовику с товаром для разгрузки, если праздник организован, скажем, у минского Дворца спорта? Ни на тротуаре, ни на оживленном пр. Победителей это не разрешено, почему бы не разрешить подвоз товара по тротуару?

Поправки в ПДД нужны - после всенародного обсуждения. Несложно опросить каждого гражданина, пускай на условиях анонимности. Соответствующие службы МВД обработают предложения, создав действительно нужные поправки. Поймите, когда инспектор ГАИ ходит по бордюру на одном месте, он устает и теряет профессионализм, о чем свидетельствуют конфликтные ситуации с гражданами, споры и обжалования действий должностного лица. Работа инспектора должна быть простой, инспектор не должен тратить много времени на оформление нарушения - остановил водителя, тот расписался в штрафной квитанции и поехал дальше.

- Можете ли вспомнить ненужные изменения, которые не повлияли на безопасность дорожного движения?

- Усложнилось оформление документации. Раньше это была номерная квитанция с печатью, в которой стояло имя нарушителя. Сейчас с двух сторон в присутствии водителя заполняются постановление и та же номерная квитанция. В постановлении водитель ставит три подписи, в квитанции - две. Проблему решить легко - заполняются личные данные водителя в штрафной квитанции, в которой указан номер административной статьи, нарушитель подписывается - и все.

- А какие изменения вы бы отметили как положительные?

- Увеличение штрафа для пешеходов за переход в неположенном месте - с Br3,5 тыс. до Br35 тыс. Водителей «пристегнули» ремнями безопасности. Люди стали задумываться, стоит ли нарушать ПДД.

- Как на новшества в ПДД реагируют водители?

- Обычно реагируют негативно, ведь изменения ужесточают ответственность. Зато поправки, которые сократят время разбирательств после ДТП, будут приветствоваться - и водителями, и инспекторами ГАИ.

- Изменения, предложенные МВД, президент раскритиковал. А с чего бы начинали вы, надеясь на одобрение?

- Сперва желательно провести опрос сотрудников ГАИ, можно анонимный, попросив перечислить проблемы или недоработки в деятельности Госавтоинспекции - начиная с распорядка дня, технических средств, автомототранспорта и проч. Необходимо добавить в новое водительское удостоверение, появление которого запланировано на 1 января 2011г., личную подпись водителя - остановленный инспектором за нарушение, он бы расписывался в квитанции и ехал дальше.

И пусть обратят внимание на инспектора дорожно-патрульной службы: восемь часов, а то и больше он проводит на ногах, пишет стоя, подкладывая под бумагу планшетную сумку весом в 4 кг. Раньше на основных и проблемных участках улиц находились стационарные посты, похожие на телефонные закрытые будки, куда можно было пригласить нарушителя для разбирательства. Сейчас же считается, что кабинет инспектора ДПС ГАИ - служебная автомашина.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Язвинский родился в 1979г. в Минске. В 1998г. окончил автомеханический техникум по специальности «техническое обслуживание и ремонт двигателей автомобилей»; в 2002г. - Академию МВД по специальности «милиция общественной безопасности»; в 2006г. - Белорусский экономический университет по специальности «экономика управления предприятием». С 2002г. - инспектор по розыску отдела оперативного реагирования и розыска лиц, скрывшихся с мест ДТП УГАИ Миноблисполкома, госавтоинспектор ГАИ Центрального района столицы, старший инспектор агитации и пропаганды ГАИ Фрунзенского района. В настоящее время - старший инспектор спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ Мингорисполкома.

Дмитрий ЛУКАШЕВИЧ: «ПОСТОЯННЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ- ПРИЗНАК ЧЕГО-ТО СЫРОГО И НЕДОДЕЛАННОГО»

- Нуждаются ли правила дорожного движения в постоянных корректировках?

- Корректировки нужны, если они вызваны реальной необходимостью. Постоянные корректировки - признак чего-то сырого и недоделанного.

- Кто заинтересован в постоянных изменениях ПДД?

- Могу сказать уверенно только то, что водители заинтересованы в безопасном дорожном движении. Очень хочу верить, что в этом же заинтересована и ГАИ.

- Можете ли вспомнить ненужные изменения, которые никак не повлияли на безопасность дорожного движения?

- Запрет на тонировку задней полусферы автомобиля. Статистики о том, как это улучшило безопасность, не было и нет до сих пор. Но, меняя заводские стекла на прозрачные, автолюбители несли дополнительные финансовые затраты, страна ежегодно теряла миллионы долларов на пустом месте, массово закупая прозрачные китайские подделки.

Как владелец автомобиля с заводской тонировкой, ответственно заявляю: при движении задним ходом в ночное время не испытываю никаких проблем, видимость нормальная. К тому же есть боковые зеркала, да и технологии не стоят на месте, сейчас широко используются и датчики парковки, и камеры заднего вида. К чему ужесточения правил ЕЭК ООН? Хорошо, что голос тысяч автолюбителей услышали и вопрос хотя бы частично был решен в конце 2009г. (разрешили только заводскую тонировку, тонировка пленкой запрещена). Нелепым и нецелесо-образным выглядит и запрет аэрографии на автомобилях.

- Какие изменения стали, на ваш взгляд, революционными, заметно изменив дорожную ситуацию?

- Считаю очень полезным придание официального статуса фликерам для пешеходов, а также прописанную новым указом N454 ответственность владельцев транспортных средств, на которых совершено превышение скоростного режима, зафиксированное видеокамерами. Сюда можно добавить не действующее ныне обязательное использование ближнего света или ходовых огней в светлое время суток, а также использование зимней резины зимой, которое так и не стало обязательным. Полностью поддерживаю ужесточение ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

- Новшества в ПДД приветствуете и привыкаете к ним или критикуете и показательно игнорируете?

- Если изменения очевидно полезны, имеют практику применения и целесообразны для внедрения, буду их приветствовать. Что касается критики, не вижу ничего плохого в обсуждении спорных моментов, разве что делать это куда лучше до изменения правил, а не после. Но соблюдать ПДД совершенно необходимо вне зависимости от того, нравятся они или нет.

- На совещании по рассмотрению предложений МВД по внесению изменений в ПДД, в частности, изучив проект указа «О внесении дополнений и изменений в Правила дорожного движения», глава государства негативно отозвался о готовящихся корректировках. Правила не могут меняться так часто, как это предлагается?

- Согласен с президентом - частые изменения ненормальны. Если правила часто меняются, значит, что-то мы делаем не так, и нужно искать причину, чтобы в дальнейшем этого не допускать. Мне очень нравится мысль о том, что все изменения в ПДД должны быть предварительно обсуждены и согласованы со всеми заинтересованными сторонами. Возможно, в этом случае мы не будем так часто возвращаться к данному вопросу.

- Вызывает вопрос, почему МВД вновь лоббирует административную ответственность за неиспользование фликеров пешеходами, двигающимися в темное время суток по краю проезжей части дороги, а также по обочине на неосвещенных участках. Неужели граждане еще не уяснили пользу фликеров и световозвращающих элементов?

- Верю, что граждане еще не в полной мере уяснили пользу данных предметов, но делать это исключительно через ужесточение ответственности считаю неверным. Когда желание пешехода прикрепить к одежде фликер будет держаться на понимании необходимости сделать себя заметнее, а передвижение других участников дорожного движения более комфортным, все станет на свои места. А об этом нужно говорить, объяснять, убеждать - такое отношение необходимо воспитывать. И начинать это делать нужно еще в начальных классах школы. Конечно, эффект не такой быстрый, как от ужесточения ответственности. Но если буду видеть, что, предлагая ужесточить ответственность, ГАИ планомерно ведет направленную работу на повышение культуры дорожного движения - и слова не скажу.

- А как вам предложение снизить допустимую скорость движения автомобилей в населенных пунктах в темное время суток?

- Не вижу никакой связи между нарушителями скоростного режима и данным предложением и не предполагаю, что оно устранит нарушителей скорости как класс. Как автомобилист, который путешествовал по Европе, могу заверить: ограничение в 50 км/ч в населенном пункте - всего лишь один из аспектов целого комплекса мер по организации дорожного движения. Несомненно, 50 км/ч безопаснее, чем 60 км/ч, но ведь 40 км/ч еще безопаснее, а есть еще скорость в 30 км/ч и ниже. Согласен с президентом, что просто взять и понизить разрешенную скорость - это не выход. Поэтому не вижу в этой инициативе очевидного решения, скорее, это слепая попытка.

- Вы согласны, что предлагаемые изменения сократят разбирательства инспекторов ГАИ при оформлении ДТП?

- Существует масса возможностей достичь этой цели и другими средствами. При этом пока что неясно, какие конкретно предлагаемые изменения будут этому способствовать.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Лукашевич родился в 1977г. в Узденском районе Минской области. В 1999г. окончил факультет прикладной математики БГУ и спецфакультет бизнеса и информационных технологий БГУ. Работал в сфере автоматизации оптовых продаж, занимался разработкой мультимедийных и игровых приложений. Последние три года занимает должность технического директора крупного совместного предприятия.
Добавить комментарий
Проверочный код