Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№37 (760) 20 сентября 2010 г. Экономика

Пластмассовый Минпром

20.09.2010
Очевидное и невероятное
В условиях острейшего дефицита ресурсов, вызванного ходом мирового кризиса, потребностью в срочной модернизации промышленности и неожиданным для руководства республики введением россиянами пошлин на энергоносители, много разговоров о необходимости привлечь инвесторов. Которым нам нечего предложить, кроме кусков земли под гражданское строительство и объектов альтернативной энергетики.
Александр ОБУХОВИЧ



Проблемы нашей экономики известны: модернизация предприятий с выводом их на конкурентоспособный мировой уровень, создание новых рабочих мест, устранение структурных и территориальных диспропорций. Все - требуют ресурсов. И больших. В бюджете такого объема ресурсов быстро не собрать. И естественно, возникает искушение хоть часть ресурсов взять со стороны - от внешних и внутренних инвесторов.

Продажа предприятий в их нынешнем состоянии и в нынешних условиях кризиса неперспективна. Сначала необходимо провести их рационализацию (убрать лишнюю численность и неиспользуемые фонды), модернизацию (обновить оборудование, технологии) и финансовое оздоровление. А продавать за «любую цену», как предлагают либералы, нет смысла. Опыт России это доказал. Да и не решает такая продажа сама по себе никаких проблем - ни нашей промышленности, ни нашего бюджета. Намного перспективнее выглядит привлечение портфельных инвесторов.

Но здесь не все просто. Мы откровенно не готовы. Во-первых, имеют место субъективные факторы: у наших руководителей - директоров и чиновников - нет ни опыта, ни желания выстраивать с инвесторами отношения сотрудничества. Каждый из них желает быть полновластным хозяином. А выстроить отношения с посторонним, который побаивается за свои деньги и желает все видеть и принимать участие в подготовке решений, не так просто. К тому же такой партнер в любой момент может поменяться.

Во-вторых, никакой инвестор своими деньгами не хочет оплачивать содержание лишней численности и неиспользуемых фондов. В-третьих, стратегического инвестора, заинтересованного в долгосрочном сотрудничестве, в условиях мирового кризиса найти непросто. Тем более что у наших предприятий нет привычки платить дивиденды. В мире портфельными инвесторами выступают чаще всего спекулятивные фонды. Но у них свои требования: они надеются через какое-то время продать акции подороже. Поскольку такую продажу им придется гарантировать (на биржах наши акции не торгуются, и оценить вероятность такой продажи невозможно), реально инвестор выступает как кредитор. А насколько дорог такой кредит? Зачастую, с учетом оценки рисков, дороже, чем в банке.

И в-четвертых, любому инвестору нужно предъявить реальный, обоснованный бизнес-план, из которого он мог бы увидеть и просчитать собственные выгоды. Предъявить то, чем мы его завлекаем. Тут у нас - самое гиблое место: не зная потенциального инвестора и не представляя его потребностей, составить такой бизнес-план практически невозможно.

Если в сельском хозяйстве, энергетике, связи, транспорте и логистике у нас есть наработки и понимание того, что мы хотели бы получить в результате освоения инвестиций, в промышленности - ничего. Иллюстрация тому - содержание раздела «Инвестиционные предложения» на сайте Минпрома.

Строго говоря, инвестиционных предложений в этом разделе нет. Там просто свалены пожелания и планы некоторых предприятий. Уровень обоснованности этих планов, как и всех бизнес-планов Минпрома, - никакой, какая роль в их реализации отводится инвестору и что за вознаграждение ему предлагается - не сообщается.

Мало того, этот набор благих пожеланий никак не соотносится с проблемами, стоящими перед экономикой страны: никак не отражены проблемы перестройки структуры промышленности, создания рабочих мест в малых и средних городах, а также создания межотраслевых производств.

Взять, к примеру, пожелания завода «Термопласт»: «Техническое перевооружение пластмассового производства», «Техническое перевооружение инструментального хозяйства». Кстати, пластмассовое производство Запад не развивает, а выносит в Китай. Нам тоже желательно было бы развивать его не в Минске, а в малых городах. Ведь если не такие производства там развивать, то что? Что же касается инструментального хозяйства, то проблема эта остро стоит перед добрым десятком минских предприятий: инструментальные цеха устарели, средняя пресс-форма вместо двух недель делается три месяца и обходится дороже, чем заказ ее в Чехии или Хорватии.

Но современное оборудование высокопроизводительно, хорошо оснащенное производство по мощностям заведомо превысит потребности любого нашего завода. Не получается и кооперация: использование дорогостоящего незагруженного оборудования в сочетании с желанием директоров «повесить» на современные станки все свои накладные расходы делают кооперацию заведомо неконкурентоспособной по сравнению с импортом из той же Чехии. Не говоря уже о Китае. Выход - создание специализированных высокотехнологичных предприятий в оптимальной конфигурации. Но таких задач Минпром даже не ставит.

В этом примере - весь Минпром. Нена- много лучше выглядят пожелания и других директоров. С моей точки зрения, реализация таких инвестиционных предложений принесет стране больше вреда, чем пользы. Уже сегодня закупленные несколькими предприятиями однотипные современные станки не загружены, а желание директоров загрузить их хоть как-то препятствует организации специализированных производств: портфель заказов становится недостаточным, цены на услуги по кооперации - слишком высокими.

Как результат нашей неподготовленности - инвесторов мало. Намного меньше, чем требуется стране, исходя из складывающейся обстановки. А это значит - и дальше будут нарастать наше техническое отставание, зависимость от «Газпрома», иностранных правительств и банков.
Добавить комментарий
Проверочный код