Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№35 (758) 06 сентября 2010 г. Экономика

Преобразить лицо обрезанием

06.09.2010
Окончательный анализ
Наступило время рассмотрения путей и планов дальнейшего развития отечественной экономики. 1 сентября правительство должно было внести проект директивы по либерализации. Звучат предложения о необходимости в следующей пятилетке провести пластическую операцию и «придать новое лицо стране». Пластическими же хирургами могут назначить массажистов, логопедов и старших медсестер.
Александр САМАНКОВ



То, что наша экономическая модель неконкурентоспособна, становилось со временем все более очевидно. Принципы социалистического распределения некоторое время могли существовать лишь в сырьевых экономиках или за их счет. Лишение нашей страны углеводородных дотаций выбило из системы базис и остро поставило вопрос об эффективности модели. Разрыв между экономиками двух частей союзного государства постоянно усиливался. И конфликт с российским руководством носит отнюдь не «личностный характер». В его основе разные методологические принципы и экономические интересы.

Так, причиной «молочной войны» премьер-министр России назвал разный уровень госдотаций сельскому хозяйству у них и у нас. Причиной последних нефтяных баталий белорусский президент считает желание российских бизнес-структур скупить нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси. А в повышении цен на газ белорусское руководство видит угрозу конкурентоспособности наших товаров на внутреннем рынке восточной соседки.

По сути, словесные перепалки руководителей двух стран - это отражение конфликта двух экономических моделей. И Беларусь в этой борьбе вряд ли выйдет победительницей. Вопрос, пошла бы Беларусь на экономические реформы, сохрани Россия многомиллиардные энергетические дотации, является риторическим.

В проекте директивы по либерализации, по словам одного из руководителей Минэкономики, будет содержаться ряд революционных моментов. Так, будут введены нормы, связанные с амнистированием капиталов, свободным регулированием рынка труда и установлением зарплаты.

То, что в других странах считается нормой, у нас введут с помощью революционных моментов. Это раньше революционеры рождались, когда низы не хотели, а верхи не могли. Сейчас революционером можно стать, вкусив теплой кабинетной пыли и непременно имея высокий должностной оклад. Потребовалось время продолжительностью почти в жизнь поколения, чтобы понять: какие бы на уровне государства ни принимались меры по повышению эффективности экономики, совершенствованию законодательной базы, результата не будет, пока деловая активность остается под страхом ответственности - экономической и уголовной - за принятые решения.

Слова некоторых чиновников-революционеров вызывают скепсис. Обе палаты белорусского парламента уже одобрили закон «О поддержке малого и среднего бизнеса», против которого выступает бизнес-сообщество Беларуси, считающее закон рамочным и положение малого и среднего бизнеса не улучшающим. Получилась конструкция закона непрямого действия. Он носит, в основном, декларативный характер и никого ни к чему не обязывает, а госаппарату ничего в своей работе менять не надо. При этом парламент при принятии закона очень спешил, чтобы отчитаться о проделанной работе по модной сейчас либерализации. Кто предъявит претензии, что принят неработающий закон? И хотят ли вообще услышать претензии?

Маловероятно, что на такой законодательной основе малое и среднее предпринимательство поможет удвоить ВВП в следующей пятилетке, как это предлагает администрация президента. Одна и та же рука подписывает и критикуемый закон, и директиву по либерализации.

Основным тормозом для стимулирования деловой активности людей называют махровый бюрократизм. Борьба с этой проблемой в Беларуси останется одним из приоритетов государственной политики. Но парадоксально то, что чем ожесточеннее эта борьба, тем бюрократизма становится больше. Степень проявления его в обществе зависит даже не от законодательства, а от выстроенной системы управления. Верховная власть считает, что можно не прислушиваться к мнению бизнес-союзов, негосударственных организаций, независимых общественных объединений. Почему чиновники на местах, глядя на это, должны действовать по-другому?

Работа с иностранными инвесторами выпукло отражает проблему бюрократизма. Руководству пришлось услышать иностранцев, но до этого никто и пальцем не шевелил, когда игнорировались предложения отечественных предпринимателей.

Создание нового лица не обойдется без удаления атавизмов и лишних органов. Давно назрела реформа системы управления. Требуется ослабление вертикальной и усиление горизонтальной составляющей структуризации экономики. Возможно, придется в определенной степени пожертвовать т.н. управляемостью экономики и наделить субъекты хозяйствования большими правами по самоуправлению. Это как раз тот случай, когда лицо преобразится после обрезания.
Добавить комментарий
Проверочный код