Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№35 (758) 06 сентября 2010 г. Экономика

Благодать для розницы

06.09.2010
С бизнеса постепенно снимают оковы
Символично, что указ президента Беларуси N450 вышел в День знаний. 1 сентября 2010г. Беларусь узнала, что розничная торговля - не такое опасное занятие, чтобы его лицензировать, и уже с 1 января 2011г. торговать можно будет без лицензии. Указ также отменил лицензирование еще 16 видов деятельности. В итоге под лицензией на сегодня остались 37 видов деятельности.
Ярослав РОМАНЧУК



ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ С ЧИНОВНИКАМИ ДОГОВОРИЛИСЬ

Около половины белорусского частного бизнеса занято в розничной торговле. Для него и для предпринимателей, которые собираются работать в этой сфере, указ N450 существенно облегчил жизнь. Больше не придется тратить массу времени на сбор разного рода документов и справок, появится больше стабильности и предсказуемости, а успех бизнеса будет в большей степени зависеть от решений его менеджеров и собственников, чем от воли чиновников.

В четырех Платформах национального бизнеса (2007-10гг.) белорусские предприниматели требовали от властей отменить лицензирование розничной торговли и сократить список лицензируемых видов деятельности. Этой проблеме были посвящены сотни заседаний на разных уровнях власти, об этом на митингах говорили индивидуальные предприниматели.

Белорусский бизнес не просто стонал от лицензирования розничной торговли, а консолидированно и упорно требовал от властей «Отменить!» ее. Годами требование игнорировали, ссылаясь на защиту жизни и здоровья потребителей и пугая недобросовестными производителями и продавцами.

Одновременно в недрах вертикали набирала силу группа сторонников свободной рыночной экономики. Сейчас трудно сказать, предприниматели поспособствовали формированию их взглядов или жизнь вынудила чиновников-реформаторов искать решения вне рамок белорусского Госплана. Но факт остается фактом: в Минэкономики с приходом министра Николая Снопкова появился дух рыночной экономики. Старые, косные кадры мешают этому духу материализоваться, но новый министр полон решимости.

Наибольшее сопротивление переменам оказывают лоббисты из отраслевых министерств. Для них лицензия - это важнейший инструмент монетизации своего чиновничьего статуса. Это воплощение власти и денег в одном флаконе, поэтому Снопкову приходится чуть ли не зубами выгрызать проходы в запутанных бюрократических коридорах.

Сторонников у него в этой борьбе не так много: со смелыми предложениями по либерализации делового климата выступает Нацбанк, выступления в поддержку рыночных реформ можно слышать из Белстата и Минюста. Оппоненты и главные защитники бюрократической системы - отраслевые министерства. Среди них лидерами являются Минторг, Минпром и Минсельхозпрод. На стороне бюрократов выступают Комитет госконтроля, исполкомы и чаще всего администрация президента. Союзы предпринимателей делают все, чтобы помочь чиновникам-рыночникам, но одновременно не ходят попасть в немилость другой части вертикали. Рыночные реформы шли бы гораздо быстрее и последовательнее, если бы руководство Совмина встало на сторону рыночников. К сожалению, многие здравые решения тормозятся именно на уровне руководства правительства.

Указ N450 можно считать первым в 2010г. реальным достижением частно-государственного партнерства. Это третий после уведомительного принципа регистрации и плоского подоходного налога шаг, за который можно поаплодировать белорусским властям. Да, недовольны юристы - их услуги по-прежнему лицензируются. В недоумении полиграфисты - их деятельность все еще рассматривается как политико-идеологическая.

ЛИЦЕНЗИИ ОТМЕНИЛИ, КОНТРОЛЬ ОСТАЛСЯ

Государство превратило лицензии в острые шпоры для предпринимателей. Имея в руках такой мощный инструмент, можно было требовать от магазинов, торговых центров и киосков все что угодно. Цены поднимать только в рамках дозволенного, навязывать ассортимент и объемы торговли, раскладывать товары на полки, обеспечивать 90% белорусских (местных) товаров, регулировать рекламу - в таких условиях работала и все еще продолжает работать белорусская розница. Компания или ИП могли лишить лицензии за невыполнение любого из вышеперечисленных и прочих требований.

Де-факто главным акционером каждой торговой точки были чиновники и политики, т.е. распорядители чужого. Как правило, они действовали через Минторг. Отмена лицензии лишила их мощного инструмента навязывания чужой воли для частных собственников. К сожалению, у них остались и другие «кнуты», но уже не такие опасные, как лицензия. Да, есть система разрешений на право торговли разными товарами. Да, есть давление арендными ставками. Да, не отменили обязательный ассортиментный перечень товаров. Да, районные и городские управления потребительского рынка продолжают бомбардировать магазины, рестораны и кафе телефонограммами и распоряжениями. Однако без «смертельного оружия» в виде лицензии от всего этого можно отбиваться, не боясь, что твое дело закроют по решению чиновника.

Указ N450 дает бизнесу гораздо больше полномочий и забирает их у чиновников и контролеров - в этом его безусловное достоинство.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ СО ЗНАКОМ ВОПРОСА

Отмена лицензий на 16 видов деятельности воспринята многими чиновниками чуть ли не как должностное поражение. Не успел бизнес нарадоваться глотку экономической свободы, как чиновники заявили о введении новых и модификации имеющихся форм контроля. Речь идет об аккредитации, сертификации, создании реестра субъектов хозяйствования и других формах контроля. До указа N450 чиновники пугали бизнес отзывом лицензий. Минторг, Минспорта и туризма и другие «пострадавшие» органы власти наверняка попробуют восстановить некие механизмы принуждения розничной торговли к определенному поведению. Если этого не случится, магазины смогут игнорировать рекомендации Минторга, например, по поводу обеспечения 90% продовольственных и 80% промтоваров исключительно продукцией белорусского происхождения.

В списке лицензируемых видов деятельности осталось еще много позиций, которых там не должно быть. Например, адвокатские и юридические услуги, ветеринарная деятельность, нотариальная, издательская и полиграфическая деятельность. В списке находятся обобщенные позиции, которые включают десятки видов работ и услуг, которые не могут производиться без лицензии - например, «деятельность в области автомобильного транспорта», «деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду», «деятельность в области связи», медицинская и образовательная деятельность.

Не согласились чиновники с отменой лицензии и на оказание психологической помощи. Под особым контролем государства осталась заготовка лома и отходов черных и цветных металлов, а также драгметаллов. Без лицензии по-прежнему нельзя будет заниматься оздоровлением детей и трудоустройством граждан за границей. Если развернуть 37 лицензируемых видов деятельности на отдельные услуги, работы и производства, то по-прежнему получится весьма длинный список.

Существенный недостаток указа N450 - расплывчатость принципа лицензирования. Если бы лицензированию в Беларуси подвергались только те виды деятельности, которые несут непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, то количество лицензий можно было бы сократить до 10-15. Будем надеяться, что либерализация лицензирования только началась. Пока получилось как с либерализацией цен - хорошо, но мало.
Добавить комментарий
Проверочный код