Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№33 (756) 23 августа 2010 г. Тема недели

Святая Русь unlimited

23.08.2010
 
Когда в сентябре прошлого года патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Беларусь, Александр Лукашенко заверил его - «это ваша Беларусь». В качестве алаверды предстоятель Русской православной церкви признался, что он «сюда приехал домой». Это было еще вполне себе диетическое время, не омраченное газовыми ультиматумами, высокопоставленными издевками и эпохальным триптихом «Крестный батька».
Дмитрий РАСТАЕВ



Cегодня, когда точка возврата в отношениях между Москвой и Минском, похоже, уже пройдена, особо любопытные граждане задаются вопросом: как это отразится на умонастроении высших иерархов РПЦ, коих большинство экспертов причисляют к составляющим российской вертикали власти? Не станет ли наступающая осень «осенью патриархов»? Не аукнется ли раздрай в политических верхах расколом в рядах церкви?

«Странно, люди почему-то склонны делать мрачные прогнозы, хотя в Евангелии сказано: «По вере вашей да будет вам». Может, лучше искренне верить в светлое?» - размышляет глава отдела по взаимодействию со СМИ Бобруйской епархии отец Дмитрий Первий, согласившийся дать интервью корреспонденту «БелГазеты» .

- Отец Дмитрий, как отреагировала церковная среда на то охлаждение отношений, которое мы наблюдаем сегодня в среде политической?

- Церкви это охлаждение никоим образом не коснулось. Этот вопрос даже нигде не обсуждался, кроме как в личных беседах священников. И на то есть две причины. Первая: таких охлаждений в нашей истории и раньше хватало, стопроцентной идиллии в отношениях между государствами не было никогда. Вторая: внутреннее - духовное - единство церкви никак не страдает от политических «холодов» и пострадать не может по определению.

- Но если процесс «заморозки» зайдет слишком далеко, разве сможет московский патриарх проводить линию, идущую вразрез с интересами Кремля?

- Абсолютного единства и тождества церкви государству нет и быть не может. Церковь имеет свои задачи и планы, главная из которых - спасение человеческой души. И эта задача - вне всякой конъюнктуры. При кажущемся унисоне отношения патриарха и российского руководства далеки от соподчинения. Да, патриарх высказывает одобрение каких-то моментов, идущих в русле политических задач, но лишь тогда, когда они совпадают с задачами церковными. То же самое происходит и у нас в Беларуси, в отношениях нашего президента и митрополита.

- Могут ли иерархи церкви оттянуть наступление «ледникового периода» в отношениях между Москвой и Минском?

- Всегда многое зависит от личности человека. Зачастую амбиции лидеров государств, их внутренние комплексы проецируются на государственную политику в целом. И это плохо, этого быть не должно. Церковь как раз ратует за то, чтобы личное - страстное - не накладывалось на такие масштабные категории, как отношения между народами. Поэтому церковь может уврачевать, возвысив свой голос в указание конкретных ошибок политических деятелей. Более того: это прямая задача предстоятеля Церкви - не допустить того раскола между народами, который наблюдается среди политических деятелей.

- Но ведь раскол может идти и снизу - вы не наблюдаете таких тенденций в современном церковном сообществе?

- Такие тенденции есть, и они вполне понятного свойства. Это давняя проблема. Видите ли, с точки зрения западного наблюдателя, славянское сообщество занимает неподобающе большое место на политической карте мира, и, коль скоро кому-то из геополитических соображений захочется разрушить славянское единство, он и православную веру не будет принимать в расчет. Для западного философа, а тем паче политического деятеля, православие - это секта, химера, и работа по этой уничижению этой «химеры» ведется давно. В православную почву регулярно вбрасываются зерна раздора. Но мне кажется, это абсолютно бесперспективная работа.

Я не верю, что между белорусами и россиянами возможен какой-то серьезный конфликт на национальной или религиозной основе. Естественным образом никакого раскола не произойдет - только посредством искусственных действий. Но действия эти опасны, и их инициаторы очень рискуют.

- А не получится так, что Москва сама даст «раскольную трещинку»? Ведь прецедентов таких в истории было немало, вспомнить хотя бы кровавые оргии Ивана Грозного в Полоцке или карательные экспедиции Александра Суворова…

- Если говорить о Москве как об источнике зла, то давайте вспомним и гражданскую войну начала прошлого века, и политические репрессии

1930-х гг. Получается, Москва сама себя высекла? Нет, зло идет не от самой Москвы, а от тех пагубных веяний и болезней, которым она время от времени подвергается. Да, между нами и Россией случались раздоры, но их лишь с большой натяжкой можно назвать национальными, тем более - религиозными. Всенародного возмущения белорусов против россиян не было никогда. Поэтому давайте отделять зерна от плевел.

- Ну а если говорить в принципе: почему, собственно, не может быть Белорусской православной автокефалии? Есть ведь Болгарская православная церковь, Сербская, Румынская, есть Украинская церковь Киевского патриархата... Разве автокефалия не является одним из залогов национальной независимости?

- Современное название нашей церкви - Белорусская православная церковь. То, что к этому добавляется уточнение - «московского патриархата» - не противоречит нашей самодостаточности, а скорее подтверждает: имея практически полное самоопределение, мы не теряем своего единства с православием, и прежде всего - с православием русским. Исторически у нас единая Церковь - вспомним Киевскую Русь. Зачем нужна Белорусская автокефалия, которая ради политической конъюнктуры будет противопоставлять себя РПЦ - чего, кстати, не отрицают ее сторонники - и тем самым нарушать наше древнее единство?

- Посещая в прошлом году Беларусь, патриарх Кирилл заметил, что Святая Русь «сегодня реализует себя в разных государствах». Не кажется ли вам, что по отношению к современной Руси меньше всего применим эпитет «святая», и это остро чувствуют там, где она пытается себя «реализовать»?

- Да, как многовековой объединяющий мотив Святая Русь, возможно, сегодня уже не звучит. Но ведь все меняется, идет процесс возрождения, и идет достаточно быстро. То, что не звучит сегодня, возможно, зазвучит через 15, 30, 50 лет. Скажу больше: я убежден, что впереди нас ждет единение братских народов не только России и Беларуси, но и Украины, хотя в это трудно сегодня поверить.

- Президент Беларуси не раз заявлял о своем намерении устроить личную встречу главы РПЦ и Папы Римского Бенедикта XVI на территории нашей страны. Каковы перспективы этой встречи в свете последних событий?

- Сегодня сложно даже представить себе такую встречу. Но рассуждать на эту тему я не могу - это уже сфера компетенции высших иерархов церкви.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Первий родился в 1966г. в Днепропетровске. С 1973г. живет в Бобруйске. Служил в воздушно-десантных войсках, потом занимался бизнесом. В 1998г. поступил на заочное отделение миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института в Москве. В 2005г. окончил его в степени магистра. В 2007г. рукоположен в священники. Руководит отделом по взаимодействию со СМИ Бобруйской епархии, а также комиссией по канонизации святых. Награжден медалью Совмина РБ «2000 лет христианства» и медалью святителя Кирилла Туровского.
Добавить комментарий
Проверочный код