Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (756) 23 августа 2010 г. Радости жизни

«Можно ли мечтать министру?»

23.08.2010
Акт гражданского мужества ПавлаЛатушко
Министр культуры Павел Латушко, согласившись на интервью «БелГазете», фактически совершил некий акт гражданского мужества - Беларусь, таким образом, выглядит абсолютно демократичной страной, где даже независимое издание может без проблем взять интервью у министра при наличии информационного повода (интервью с министром предшествовала незабываемая беседа корреспондента «БелГазеты» с пресс-секретарем министерства - см. N32 от 16.08.2010г.- «БелГазета»).
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Повод в данном случае веский: в ходе недавней встречи министра и главы государства было сформулировано поручение по принятию госпрограммы развития культуры Беларуси на 2011-15гг., а также одобрена инициатива о создании при правительстве Общественного совета по развитию культуры и искусства, в который войдут «как всем известные деятели культуры и искусства Беларуси, так и представители талантливой молодежи». О нюансах этой программы, а также об актуальном состоянии белорусской культуры с министром культуры Павлом ЛАТУШКО беседовала обозреватель «БелГазеты».

- Сложилось впечатление, что вы крайне редко даете интервью средствам массовой информации…

- Действительно, бытует мнение, что не очень часто даю интервью печатным СМИ, но на это существует ряд причин. Долго работал пресс-секретарем МИДа - там на мою жизнь уже хватило интервью. А вторая причина является основной - интервью надо давать, когда реально есть о чем проинформировать, отчитаться в том, что сделано, или представить общественности план развития сферы, которую курируешь.

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

- Решение о создании совета очень нас взволновало - обычно, если у нас за что-то отвечают конкретные люди, потом, если что-нибудь пойдет не так, они будут виноваты…

- В первую очередь надо уточнить, что создание Общественного совета - лишь один из элементов плана действий, который мы планируем реализовать в рамках министерства в ближайшее время. Совет предполагается как общественно-консультативный орган, который будет оказывать помощь в выработке направлений развития культуры и искусства в нашей стране, а также в поиске подходов к решению существующих проблем. Его планируется создать при правительстве, но это не означает, что совет заместит функцию правительства по выработке и реализации государственной политики в сфере культуры. Конечно, мы не стараемся переложить ответственность - нам важно слышать мнение различных людей, работающих в сфере культуры.

- Насколько различных людей?

- Мы составили список - но это пока что только проект. Мы еще не обсуждали его с потенциальными членами Общественного совета, но надеюсь, они меня простят, если озвучу их публично. Наряду с известнейшими и уважаемыми деятелями культуры нашей страны, такими как Михаил Финберг, Игорь Лученок, Ростислав Янковский, Геннадий Овсянников, Николай Пинигин, Виктор Манаев, в списке тех, кого мы хотели бы видеть в этом совете, есть и Олег Трусов, и Андрей Курейчик, и Евгений Чалышев, и Олег Хоменко. Надеюсь, что они согласятся. Видите, очень разные люди.

- Какие еще важные решения приняты в ходе встречи с главой государства?

- Мы предложили создать систему национальных преференций для культуры страны. Одним из ее элементов является введение льготного налогообложения для тех, кто вкладывает деньги в сферу культуры (меценаты, спонсоры), а также для учреждений культуры. Фактически мы планируем создать новое культурное поле, т.к. частный капитал сможет финансировать создание новых проектов и реализацию новых идей в сфере культуры.

В нашей стране существует латентная культура, но мы, к сожалению, не можем ее увидеть. Мы пытаемся создать условия для конструктивного проявления этой латентной сферы. Когда государство через проектное финансирование даст проявить себя людям, которые не попали в госучреждения культуры, мы будем поражены тому, сколько появится новых имен.

В ГАЛЕРЕЮ ЗАХОДИЛ, ГАЗЕТЫ ЧИТАЮ

- Каким образом, принимая решения в области политики культуры, вы формируете свое мнение о том, что в культуре происходит? Через какие медиа эта информация к вам поступает? И посещаете ли вы места, связанные с актуальной культурой - галерею «Ў», например…

- Прежде всего, формирую мнение исходя из собственного восприятия того, что увидел и посетил - как министру культуры мне приходится часто бывать на различных культурных мероприятиях.

В галерею «Ў» я заходил - великолепная галерея; очень важно, что подобные проекты появляются у нас в стране. Если же говорить о влиянии СМИ на министра культуры, то, разумеется, я читаю газеты, для меня важно, как там оценивают развитие сферы культуры. В Национальной библиотеке регулярно готовят обзор прессы страны в сфере культуры - там есть публикации как государственных, так и негосударственных изданий. Читаю всё.

- Составляя план о развитии культуры на ближайшие годы, думали ли вы над тем, как сделать так, чтобы творческая молодежь больше доверяла государству? Многие талантливые молодые люди стремятся в первую очередь отсюда уехать…

- Одно из направлений, поддержанное главой государства, - реализация специальной программы обучения и стажировок студентов вузов сферы культуры за рубежом, приглашение ведущих иностранных преподавателей в наши вузы. Прежде всего это касается практических профессий - режиссеры, операторы, звукооператоры. Это серьезным образом простимулирует развитие высшего образования в сфере культуры. Но конечно же, нужна контрактная основа, ведь студент должен «вернуть» государству то, что в него вложено, реализуя полученные умения и навыки на благо собственной, а не чужой страны. Нам важно создать условия, чтобы возвращались талантливые люди.

МЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

- Белорусская культура, которая идет на экспорт, представляя нашу страну за рубежом, и культура для «внутреннего пользования», которая обслуживает эстетические потребности населения, - должны ли совпадать эти категории? И какой из них вы уделяете больше внимания?

- Это во времена СССР существовал знак качества для определения товара, который создавался на экспорт. Для нас принципиально важным является обеспечение достойного представления белорусской культуры как внутри, так и за рубежом. С другой стороны, у белорусов существует ментальная проблема. Белорус критично оценивает свою культуру, но когда он видит успехи ее представителей за рубежом, у него срабатывает ментальность: если какого-то деятеля культуры приняли на парижских подмостках - уважение к нему повышается.

В рамках плана развития культуры Беларуси на ближайшие пять лет есть проект о создании пяти культурных центров Беларуси за рубежом. А внутри страны для нас принципиально важным является - не в ущерб другим культурам - пойти путем национальных преференций. Это не значит, что культура будет именно национализироваться, просто будет усиливаться роль белорусской культуры в жизни общества. В данном контексте понятие белорусской культуры достаточно широкое - в него, к примеру, может входить и исполнение белорусским симфоническим оркестром музыки Шопена или Шостаковича. Белорусская культура многогранна и неоднозначна. Но конечно, палац беларускай культуры можна пабудаваць толькі на гістарычных мурах (дворец белорусской культуры можно построить только на историческом фундаменте. - «БелГазета»).

- Может быть, планируется создание фондов, которые могли бы способстовать экспорту белорусской культуры? Во всех европейских странах такая программа есть - там оплачивают зарубежные гастроли своих артистов по Европе, например…


- То, что государство не помогает в реализации подобных проектов, - это иллюзия. Министерство и управления культуры в регионах систематически оказывают финансовую поддержку по участию наших артистов в различных международных конкурсах и фестивалях - все это финансируется из госбюджета. Еще одна иллюзия - о том, что мы не выступаем за рубежом. Если взять только наш балет, за последние годы он выступал и в Корее, и в Голландии, и в Италии. Однако этого недостаточно. Ключевым разделом нашей программы «Культура Беларуси» будет продвижение белорусской культуры за рубежом.

- Охватываться этой программой будет не только академическое искусство вроде балета и оперы, но и масс-культура?

- Разумеется. Скорее всего, на развитие музыки окажет влияние еще тот факт, что в стране скоро появится национальная музыкальная премия (и национальная театральная премия также). Это решение уже поддержано руководством страны.

ЧИСТО КУЛЬТУРНЫЙ РИСК

- Продвижение нашей культуры за рубежом должно быть связано с брендами, которые будут четко опознаваться и ассоциироваться с Беларусью, - вроде «Песняров» и «Славянского базара»… Но это ностальгические бренды, а новых пока что не появилось…

- Бренды необходимы! Нужна реклама культуры нашей страны за границей - так, как это делают и Хорватия, и Македония, и Грузия, и Украина. Важно, чтобы на CNN или Euronews появились ролики о Беларуси - и мы над этим работаем. Мы хотели бы, чтобы появились хорошие рекламные споты о нашей стране на ведущих европейских каналах; это будет способствовать притоку туристов.

В качестве примера можно назвать проект «Беларусь - краіна замкаў». Кто-то говорит, что в Европе замков больше, но знаете, из последних 15 лет 10 я прожил за границей и только последние несколько лет много ездил по Беларуси - и был потрясен увиденным. Какое количество памятников истории и культуры находится в нашей стране! О них мы, к сожалению, мало знаем - это уже вопрос информирования общества посредством СМИ. Мы можем гордиться тем, что, например, в Жемыславле находится абсолютно идентичная, только небольшая, копия Варшавского дворца в Лазенках. И таких объектов у нас очень много. Невозможно, конечно, быстро восстановить все, что находится на нашей земле - многое пришло в плачевное состояние. Но то, что уже делается в последние годы в этой области в Беларуси, нельзя сравнить ни с одним периодом развития страны, в т.ч. с периодом БССР.

Кстати, по поводу «Песняров». Вчера мне предложили повезти «Песняров» на «Дни культуры». Сказал - нет. «Песняры» должны ездить с гастролями и зарабатывать в тех странах, куда мы ездим с «Днями культуры», потому что их в этих странах уже знают. А на «Дни культуры» мы повезем тех, кого там не знают. Это рискованно, мне сказали. Но мы будем рисковать. Это шанс для тех людей, которым мы даем возможность выступить на хорошей площадке в европейской стране.

ВСЁ НАПОКАЗ, ВСЁ НАРУЖУ

- Какими явлениями белорусской культуры лично вы восхищаетесь? Если бы, например, у вас гость страны спросил, что в Беларуси есть уникального, чем можно гордиться, вы бы ему что сказали?

- Этот вопрос поставлю сам себе: может ли министр культуры в театре или на концерте восклицать «Браво!» тому или иному артисту? Могу ли я сказать, что этот художник наиболее близок моему сердцу? Наверное, это было бы неправильно - я должен быть максимально объективен. Хотя так часто хочется это воскликнуть. В то же время мои личные вкусы довольно классические. Например, когда ко мне приехал друг, я, разумеется, сразу повез его в Мирский и Несвижский замки. Мы можем гордиться тем, что у нас уже в XVII в. появились первые оперы, в 1750г. в Несвижском театре Уршули Радзивилл также были поставлены оперы, затем Слоним, Шклов… Конечно, повел друга и в Купаловский театр - там потрясающая театральная труппа, и я тоже ею горжусь. Еще лично я получаю огромное наслаждение, когда посещаю Горьковский театр. И недавняя дискуссия, связанная с постановкой там пьесы Курейчика «Пане Коханку» меня очень порадовала - тем, что была диаметральной. Культура живет только тогда, когда существуют различные точки зрения. Я с удовольствием посещаю и Большой театр и горжусь не только стенами и внешним видом этого уникального объекта, но и балетной школой, созданной Валентином Елизарьевым. Этот список можно продолжить и потрясающим симфоническим оркестром под управлением Александра Анисимова. В общем, показать у нас есть много чего - начиная с истории и продолжая современностью. И в будущем, убежден, появится много интересного.

- Например?

- Один из проектов, о котором мы сейчас думаем - создание центра современных искусств. Все столицы наших соседей имеют подобные объекты, а мы, к сожалению, нет. Я недавно посетил подобное учреждение в Москве - центр современного искусства «Гараж». Я был потрясен, прямо мурашки по телу. Мы уже начали дискутировать на эту тему с председателем горисполкома, надеюсь, найдем взаимопонимание, и подобный объект появится в нашей стране. Так мы создадим возможность проявить себя не только современным художникам, но и дизайнерам, и архитекторам, сможем предоставить сцену экспериментальным театрам, видеоарту. Это пока что только мечта. Можно ли мечтать министру? Я думаю, что немного можно.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОД КОНТРОЛЕМ

- В белорусской культуре существуют какие-либо явления, за которые вам стыдно? Такие, которые уж лучше как-нибудь «свернуть»?

- В культуре ничего «сворачивать» нельзя. Чем больше в культуре свободы, тем больше возможностей появления чего-то талантливого. Я бы ни в коем случае не ограничивал никакого проявления творчества - каждый человек имеет право на самореализацию. А оценку должно давать общество. Если люди не пойдут на выставку художника, я думаю, что в следующий раз он подумает над тем, стоит ли делать такую выставку; если режиссер поставит неудачный спектакль, то он провалится. Я думаю, что здесь применим подход либерального рынка - все определяет зритель. Представляет все талантливый человек, а определяет зритель.

- Но вам не кажется, что нынешние сложности в отношениях интеллигенции и государства чем-то похожи на аналогичное состояние в культуре в советское время, в 1920-30-е гг.?

- Не совсем понятна логика этого вопроса. Но даже если мы возьмем 1920-е гг. именно в БССР в области культуры и искусства, то этот период, скорее, можно считать периодом контролируемого возрождения культуры. Тогда на госуровне появилась поддержка большого количества писателей, литераторов, были огромные тиражи, был создан Инбелкульт, поддерживались белорусские театры.

- Госзаказы в области искусства - распространенная практика в Беларуси?

- Госзаказы в сфере культуры - нормальная и распространенная практика во всех странах. Мы, конечно же, например, заказываем пьесы у наших драматургов и финансируем постановки в театрах, чтобы развивалась белорусская драматургия. Что касается госзаказа в сфере изобразительного искусства, министерство в прошлом году рассчиталось с долгами за пятилетний период со всеми художниками нашей страны; я надеюсь, таких долгов больше не будет появляться.

Но здесь необходим системный подход - для чего мы покупаем эти произведения? Создаем ли коллекцию современных художников? Или периодически покупаем то, что попадается нам под руки? Мы должны серьезно проанализировать, на что тратятся эти деньги. Я могу впервые озвучить нашу новую идею - осуществить госзаказ на закупку произведений к юбилеям наших писателей - Купалы, Коласа, Богдановича. Это не должны быть именно портреты - просто что угодно, связанное с их жизнью. Это шанс, в т.ч. для молодых художников. Так что госзаказ будет, и поддержку - начиная со следующего года - планируем увеличить.

Господдержка может распространяться и на частные учреждения культуры. Министерство в этом году уже профинансировало три постановки Современного художественного театра. Но эта деятельность должна осуществляться прежде всего по проектному и конкурсному выбору.

КОРОТКЕВИЧА - НА БИЛБОРД

- Довольны ли вы тем, насколько интенсивно происходит возрождение образа белорусских классиков в национальном самосознании Беларуси?

- Каждый народ создал хотя бы одно гениальное произведение. У нас этим гениальным произведением является язык. Я недавно прочитал критику в адрес Минкульта о том, как мы реализуем план мероприятий по празднованию юбилея Короткевича. Вообще, лично я считаю, что Короткевич и Быков - самые выдающиеся литераторы второй половины XX ст., трудно найти более ярких личностей. Их произведения являются классикой нашей литературы. А значит, актуальны и сегодня. Что касается юбилея Короткевича, то мы обязательно реализуем то, что запланировали, просто это сложный процесс, в т.ч. в финансовом плане. Мы обязательно снимем фильм «Каласы пад сярпом тваiм» - сценарий уже представлен в министерство, и мы вернулись к идее снимать этот фильм с Николаем Пинигиным. Будет и памятник Короткевичу в Киеве, и издание его книг на иностранных языках.

Аналогичные подходы будут осуществляться при проведении юбилеев Богдановича, Купалы и Коласа. И недавний юбилей нашего живого классика Рыгора Бородулина тоже не должен остаться незамеченным - классиков надо уважать и любить, когда они рядом. Конечно, такую работу стоило бы проводить не только к юбилеям.

Мне хотелось бы, чтобы на улицах нашей страны появились баннеры, не только рекламирующие косметику, но и говорящие о том, что стоило бы перечитать Короткевича. Нужно проводить информационную политику таким образом, чтобы в сознании людей появилось убеждение, что наша культура очень богатая, глубокая, что когда мы, например, говорим о том, что Богданович - это белорусский Лермонтов, мы на самом деле имеем право и предполагать, что Лермонтов - это русский Богданович. Надо говорить о том, что мы - полновесная часть европейской культуры. Когда мы в это поверим, тогда и наступит реальное возрождение белорусской культуры.

- По вашему мнению, на какой стадии развития находится сейчас белорусская культура? В какой точке, в каком периоде?

- Целый ряд стран на определенном этапе исторического развития шел путем создания легенд о собственной истории и культуре - чтобы воспитывать у народа патриотизм и чтобы граждане, живущие на некоей земле, будто врастали в нее корнями. Нам не надо создавать легенду - достаточно просто поднять реально существующий исторический пласт и показать его нашему обществу. И на этой основе построить современную белорусскую культуру. Наша культура слишком многоплановая, неординарная, неоднозначная. Она оптимистична и критична, она дает желание жить, творить, и я убежден в том, что это желание переборет все другие настроения.
Добавить комментарий
Проверочный код