Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№33 (756) 23 августа 2010 г. Экономика

Белорусское не продаётся

23.08.2010
 
На первые конкурсы по продаже акций белорусских открытых акционерных обществ не было подано ни одной заявки. 18 августа желающих купить акции Бобруйского машиностроительного завода, ОАО «ВолМет» и Лидского литейно-механического завода не оказалось. Есть опасения, что 23 сентября продажа акций барановичского «Бархима» и ОАО «Речицкий текстиль» может закончиться так же безрезультатно.
Ярослав РОМАНЧУК



Совмин ведет себя так, как будто на дворе инвестиционный бум, а белорусские госактивы - горячие пирожки. Требования к инвесторам сильно завышены, а привлекательность внутреннего рынка остается весьма сомнительной. Совмин активно консультировался со Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития, как проводить приватизацию. Международные организации наверняка повторяли нашим чиновникам прописные истины о том, что нужно ориентироваться на рыночную цену, какой бы она ни была, что нужен полный контроль над приобретаемым предприятием, что практика навязывания инвестиционных условий не сработала ни в одной из стран Центральной и Восточной Европы.

В результате диалога с международными экспертами власти приняли компромиссное решение, но явно в свою пользу. Сегодня они говорят, что приватизация в Беларуси проводится с учетом международного опыта, а если что-то не получится, стрелки переведут на иностранных консультантов. Роль инвестиционных агентов в лице KPMG, Ernst&Young и отечественного «Юнитера» - не столько говорить, как надо делать, сколько быть в процессе, «освящать» своей репутацией проводимые белорусским правительством сделки. Это своеобразная цена за право работать на белорусском рынке. Так зарабатываются очки для получения выгодных заказов от белорусских властей на будущее.

АУКЦИОН ВЫШЕЛ КОМОМ

В народе говорят: «Хорошее начало половину дела откачало». Совмин игнорирует не только наработанный за 20 лет опыт приватизации в Европе, но и эту народную мудрость. Первый блин аукционной приватизации с участием инвестиционных агентов оказался неприглядным комом. Для продажи были выбраны предприятия с весьма сомнительной рыночной репутацией. Если бы Совмин реально хотел послать сигнал всему миру о том, что Беларусь очень серьезно относится к приватизации, то в список первых, показательных, сделок попали бы, например, Новополоцкий НПЗ, «Белгосстрах», «Беларусбанк» или «Белтелеком». Выбор же Совмина означает принципиально иной подход к приватизации. Его неоднократно озвучивали руководители исполнительной власти: «Мы будем продавать убыточные, нерентабельные предприятия, оставляя контроль над экономикой в целом».

Инвесторы - не чукчи, они тоже понимают букву белорусского закона и особенно дух его исполнения. Поэтому в ситуации, когда серьезные иностранные компании и банки берегут кэш, «зализывают» раны от глобального кризиса, интерес к белорусской приватизации с 25 инвестиционными условиями могут проявлять разве что спекулянты с острым дефицитом адреналина или продуманные чиновники. Последние имеют возможность так обставить условия проведения аукционов, чтобы в конечном итоге госимущество попало в нужные лично для них руки. Манипуляционные техники отсечения нежелательных участников разного рода конкурсов уже отработаны при проведении тендеров.

Контроль над процессом осуществляется на этапе выбора предприятий для аукционной приватизации. Сегодня в список в принципе не могут попасть те объекты, по которым власти предпочитают вести исключительно кулуарные переговоры.

Международные организации и инвестиционные агенты также не могут повлиять на выбор ОАО на продажу. Им приходится иметь дело с тем, что им дает правительство РБ.

ПРОДАЁМ НЕ ТО И НЕ ТАК

Беларусь вступила в период высоких политических рисков. Даже сделки на пару миллионов долларов будут, скорее всего, отложены до завершения президентской кампании. Второе препятствие на пути аукционной продажи - высокая степень неопределенности по реформе делового климата. Покупка акций белорусских ОАО - это не благотворительность. Инвестор должен четко знать, через сколько лет он вернет свои инвестиции и сколько он на них заработает. Сделать такой прогноз сегодня, когда шатается макроэкономическая стабильность, под девальвационным давлением находится белорусский рубль, а торговый режим даже с Россией покрыт мраком, невозможно. В такой ситуации следовало бы ожидать создания благоприятных условий при продаже акций, но и этого нет.

Госкомимущество оценило чистые активы Бобруйского машиностроительного завода в Br33,5 млрд. К продаже предлагается пакет 50% плюс одна акция. В течение года инвестор должен внести в уставный фонд вклад Br15 млрд. и в течение двух лет сохранить почти 1200 рабочих мест.

ОАО «ВолМет» вообще стоит всего Br5,2 млрд. Ничего стратегически важного в производстве скобяных и замочных изделий нет. К продаже предлагается пакет 48,9%. Лидский литейно-механический завод льет чугун, перерабатывает лом металлов. Правительство обязывает потенциального инвестора сохранить профиль предприятия, предоставить ему $1 млн. на развитие и никого не увольнять в течение двух лет.

Еще больше условий выставляет правительство при продаже акций «Бархима». В течение двух лет после покупки акций инвестор должен создать дополнительные мощности в объеме не менее 20 тыс. т моющих средств. В течение пяти лет нельзя менять профиль предприятия и число занятых. Таким образом, даже после того как в «Бархиме» не будет ни одной акции государства, последнее будет невидимым, но весьма влиятельным акционером. Оно будет навязывать собственнику не только параметры рабочей силы, но и определять объемы выпуска.

Чтобы акции ОАО «Речицкий текстиль» попали в руки инвестора, он должен предоставить ему на развитие заем в 4 млн. евро на 10 лет под 5% годовых с началом расчета по займу не ранее пяти лет после его предоставления в полном объеме. Об изменении профиля завода и увольнении работников в течение пяти лет не может быть и речи. Более того, инвестор обязан будет содержать объекты социальной сферы, которые находятся у него в «безвозмездном пользовании».

Найти инвестора, который бы в здравом уме и при крепкой памяти пошел бы на такие условия даже с привлечением к поиску KPMG или Ernst&Young, будет очень сложно.

Возможен и такой вариант. После кулуарных договоренностей инвестор Х приобретает завод. Потом в течение года он со своим номенклатурным партнером пишут слезливое письмо в правительство с просьбой пересмотреть требования в связи с изменившимися условиями на рынке. При соблюдении баланса интересов дисижнмейкеров и конкретных лоббистов такая правовая модификация вполне возможна. Естественно, результаты приватизационных конкурсов пересматриваться не будут.

А пока вполне можно констатировать неготовность белорусских властей к приватизации и нарастание тревожных тенденций в инвестиционной сфере. Так, за первые семь месяцев 2010г. в объекты производственного назначения заинвестировано на 2,5% меньше, чем за аналогичный период 2009г. Зато в объекты незавершенного строительства вложено на 17,3% больше. Вал делать гораздо легче, чем производить качественные имущественные трансформации.
Добавить комментарий
Проверочный код