Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№33 (756) 23 августа 2010 г. Экономика

Дело - труба

23.08.2010
Расклад недели
Выступая на заседании Кабинета министров Украины, министр транспорта и связи Константин Ефименко напомнил присутствующим, что на т.г. Беларусь задекларировала для поставки через Украину около 4 млн. т нефти. Однако фактически «в 2010г. Беларусь протранзитирует всего 1 млн. т венесуэльской нефти». Таким образом, Беларусь, по мнению министра, «не в полной мере выполняет ранее задекларированные обязательства», поэтому Украина не намерена снижать железнодорожные тарифы на перевозку нефти по своей территории с сентября т.г.
Сергей ЖБАНОВ



С использованием же труб нефтепровода Одесса - Броды дело обстоит пока туго. В то время как посол Украины в Беларуси Роман Безсмертный дипломатично не исключает такой возможности в будущем, Константин Ефименко откровенно назвал причины, мешающие переводу пресловутой трубы в аверсный режим работы для транзитной прокачки нефти в направлении Беларуси.«У нас было принято решение, что если объем будет более 9 млн. т, то тогда будет Одесса - Броды, а если будет порядка 4 млн. т, то останется тот маршрут, который сейчас есть - поставки железнодорожным транспортом с Одесского порта на белорусский НПЗ», - цитирует заявление Ефименко агентство «Интерфакс-Украина». В общем, хотел министр того или нет, но тем самым он четко дал понять, что у белорусской стороны с венесуэльским проектом не все ладно.

И следовательно, то же самое с «первой ступенью независимости», которая, по оценке главы Беларуси, начинается с 10 млн. т нефти нероссийского происхождения. Таким образом, сомнения в успехе венесуэльского проекта, высказанные две недели тому назад (см. «Белгазета» N31 от 9 августа) получили подтверждение с украинской стороны. Однако неожиданными назвать их трудно, поскольку самое слабое место в проекте - логистика. Именно в этом вопросе пока не удается добиться прогресса. Поэтому перспективы поставки нефти трубопроводным транспортом на белорусские нефтеперерабатывающие заводы выглядят сегодня еще более неопределенными, чем в начале года. Хотя Александр Лукашенко требовал решить этот вопрос к концу 2010г.

Очевидно, возникшие проблемы на южном векторе доставки ценного энергетического сырья вынудили Белорусскую нефтяную компанию (БНК) попытаться подойти к решению проблемы с другой стороны, т.е. с севера, транспортируя нефть через страны Балтии. Например, через Клайпедский порт. Но украинский министр уверен, что этот маршрут менее выгоден, чем украинский. «Там есть проблема: переход между Латвией и Литвой. И там, на границе, существуют дополнительные сборы, и этот маршрут не совсем выгоден для Беларуси. Они привезли туда один танкер и сейчас все прекратили», - отметил глава Минтранссвязи.

Однако Ефименко что-то путает. По северному маршруту пробная партия венесуэльской нефти уже была доставлена в эстонский порт Мууга (Таллин). Доставка пробной партии размером в 80 тыс. т через Клайпеду запланирована только на конец августа. Однако Ефименко, безусловно, прав насчет сравнительной эффективности маршрутов доставки сырья. Белорусские специалисты до сих пор тоже были уверены в экономических преимуществах южного маршрута. И проблема не только в количестве пересекаемых границ, а в экономической эффективности пункта назначения - Новополоцкого НПЗ, который сегодня потребляет 70% беспошлинной российской нефти и демонстрирует при этом еле-еле заметную рентабельность - не более 3%.

И это все из-за бесценного довеска в виде «Полимира», который тоже привык потреблять дешевые российские нефтепродукты. Но сегодня «Полимир» очень страдает из-за обложения экспортной пошлиной российских нефтепродуктов. Если же начать еще и «Нафтан» кормить дорогущей заморской нефтью ($629 за т в I полугодии), то комплекс растеряет последние крохи экономической эффективности, полученные путем невероятных усилий в первой половине 2010г. Поэтому использование труб во имя сокращения транспортных издержек на северном маршруте доставки сырья является обязательным условием. Но перспективы использования северной ветки нефтепровода «Дружба» на благо белорусских НПЗ ничуть не лучше, чем у трубопровода Одесса - Броды. И описывать лишний раз эти непреодолимые трудности вряд ли стоит.

Однако на прошлой неделе неожиданно всплыла проблема другого рода, о чем оповестило польское издание Warsaw Business Journal, которое утверждает, что увеличение перевалок венесуэльской нефти, направляемой в Беларусь, может создать «угрозу сокращения и даже полного прекращения поставок нефти Мажейкяйскому НПЗ», принадлежащему польской компании Orlen. Конфликт интересов вполне возможен, поскольку Orlen - компания частная, а порт контролирует правительство Литвы (70% акций), которому предстоит сделать выбор или в пользу налогов, получаемых от МажейкяйскогоНПЗ, или в пользу доходов, которые могут быть получены портом от ежемесячной перевалки 160 тыс. т нефти, и остановиться на наиболее предпочтительном варианте.

Зато у владельцев МажейкяйскогоНПЗ не останется выбора. Им наверняка придется продавать завод, который они когда-то приобрели сгоряча. Если его хозяевами вновь станут россияне, то и завод опять начнет приносить прибыль, поскольку и сырье для завода подешевеет, и нефть потечет по северной ветке «Дружбы» в привычном направлении, т.е. все вернется на круги своя. Впрочем, наверняка точно такая же судьба в конечном счете ждет и Новополоцкий НПЗ, и Мозырский НПЗ, которые давно уже следовало продать по божеской цене тому, кто способен организовать их эффективную работу без всяких заморочек с венесуэльской нефтью. Иначе дело - труба.
Добавить комментарий
Проверочный код