Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№31 (754) 09 августа 2010 г. Радости жизни

Вырезать и клеить

09.08.2010
15 минут Энди Уорхола в Минске
Энди Уорхол очень любил сладости, рекламу, масс-культуру, знаменитостей и творческую молодежь. Неудивительно, что каждое молодое поколение рано или поздно открывает для себя Энди Уорхола. Минская арт-группа «Метод Санкальпа» так прониклась творчеством Энди, что решила отпраздновать его день рождения - 6 августа - недельной выставкой в Музее истории белорусского кино (Энди Уорхол любил и кино, снимал хенд-мейд фильмы, записывая драматичные откровения своих юных подопечных на камеру).
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Выставка Make Art Pop является еще и конкурсом: более чем разнообразные студенческие работы (далеко не все выдержаны в стилистике поп-арта) оценивает приглашенное жюри - художники и арт-критики. Что получит победитель - непонятно; возможно, по законам жанра помещение для собственной «Фабрики» или всемирную славу на 15 минут (именно Уорхол изобрел это расхожее клише).

Гостей выставки угощают сладостями: по столу расползся торт в виде гигантского чизбургера, всюду рассыпаны конфеты в цветных бумажках, огромные банки с этикетками знаменитого томатного супа «Кэмпбелл» наполнены приторным попкорном. В тридцатиградусную жару кремовый торт идет плоховато, но гости заговорщицки кивают друг другу: ведь Энди Уорхол так обожал сладости, что питался в основном только ими.

(На фото: «А эти рогалики тоже самодельные? Или вы их покупали? Вкусные очень!» - вдруг выяснилось, что по выставке, посвящённой Энди Уорхолу, вовсю разбрелись любопытствующие старички, воздушные бабушки и ползающие младенцы)

Поп-арт, по идее, должен размывать грани между высоким и массовым искусством. В идеале белорусский поп-арт обязан держаться местных реалий, черпая вдохновение в масс-культе: иными словами, выставка белорусского поп-арта без размноженных кислотных портретов Александра Солодухи, по идее, невозможна. К сожалению, белорусские студенты охотнее перенимают метод, чем идею, - они интуитивно чувствуют, что надо делать коллажи, вырезать и клеить. Поэтому коллажей на выставке много; есть и характерный для белорусского современного искусства жанр «Новая жизнь старым предметам» (картина из микросхем, музыкальный коллаж из старых пластиночек «Мастера советской эстрады»). Коллажи, к счастью, тематические. Например, работа «Тоталитаризм» (коллаж из советских газет) достаточно беспомощна как арт-объект, но в плане техники и эстетики точно повторяет формулу поп-арта: массовая идеология, поп-культура, бумажный мусор, кислотные цвета. Есть тут и работы, скорее относящиеся к наивному искусству: «Декаданс», «Сон профессора», «Бабушкино одеяло». Хватает и трибьютов - коллажей с портретами Уорхола, один художник даже нарисовал розового Микки-Мауса. Присутствует на выставке и хипстер-арт - разрисованные странички из журналов авторства Вероники Алексеевой тоже довольно наивны, зато совпадают с жутко модным течением в искусстве. Фактически «переделывание» страниц из журналов является почти самостоятельным арт-направлением. В общем, заметно, что молодежь мыслит в правильном ключе, только вот воплощение этой мысли бывает разным: если поверх пожелтевших страниц старой советской книжки про разведчиков наклеить лик Мэрилин Монро, это еще не значит, что вы сделали поп-арт.

«А эти рогалики тоже самодельные? Или вы их покупали? Вкусные очень!» - вдруг выяснилось, что по выставке вовсю разбрелись любопытствующие старички, воздушные бабушки и ползающие младенцы. Все ели торт, ковырялись каблуками в земле (вдоль стен посадили траву) и обсуждали, почему же на выставку не пришел главный городской арт-персонаж «Алена, которая повсюду». Возможно, мистическая Алена является местной репрезентацией Энди Уорхола, поэтому оказаться на выставке имени себя она не могла по эзотерическим соображениям.

Первый день выставки закончился очень достойным кинопоказом, на который, помимо творческих людей, начали подтягиваться какие-то посторонние кафкианские персонажи. Посланцами расположенных неподалеку веселых фонтанов явились лысые суровые купальщики, в руках у них были бутылки из-под кока-колы с чем-то тяжелым и мутным, это все выглядело как неплохой проект в духе Энди Уорхола: будто Уорхол нашел себе в фонтанах странных новых друзей, раздал им кока-колу и повел на кинопоказ. Периодически друзья поднимали бутылки, со значением смотрели друг другу в глаза и отпивали по глоточку кока-колы: праздновали день рождения старины Энди. «Пойдем, ну пойдем, я не хочу, давай пойдем на улицу», - ныл маленький мальчик на заднем ряду. «Слушай, что рассказывают!» - одергивал его отец. Рассказывали же очень увлекательно - документальный фильм, выдержанный в гуманном жанре «Знакомство неподготовленного человека с Энди Уорхолом», увлек даже мужчин из фонтана - они смотрели с неподдельным интересом и хихикали, когда Энди односложно отвечал на вопросы интервью, чередуя «да» и «нет» и советовал журналисту: «Ну, вы придумывайте за меня, что я должен отвечать, а я просто буду повторять». Все это выглядело как интересная встреча и начало прекрасной новой дружбы.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ГЕНИЙ - НЕ ВАЖНО, КАКОЙ ОН ЧЕЛОВЕК»

Анна Альховик, куратор проекта: «Выставка родилась потому, что мы вначале хотели как-то отпраздновать день рождения Энди Уорхола - тот, который он сам себе выдумал, он придумал, что родился 6 августа. На выставке, помимо собственно работ молодых художников, еще будут тематические фильмы, в т.ч. художественные - «Я стреляла в Энди Уорхола», например, который больше говорит о жизни Энди, чем даже биографические фильмы… Чем больше мы собирали всякой информации об Уорхоле, готовясь к этой выставке, тем больше мы понимали фразу, сказанную кем-то о нем: «Если человек гений - не важно, какой он человек» - эта фраза очень про него! На самой выставке у нас не очень много поп-арта как такового, но все эти люди тоже искренне увлечены Уорхолом. Есть тут, например, две очень интересные работы художницы Надежды Саяпиной-Гендрусевой, которые на первый взгляд вовсе не поп-арт, но на самом деле они в духе Уорхола - он ведь обожал знаменитостей, преклонялся перед ними. Надежда изображает знаменитых женщин в ипостасях, которые им придумали люди: вот смотрите, Жанну Агузарову все зовут «марсианкой», и она тут изображена на фоне Марса, а Бриджит Бардо тут в образе Евы с яблоком - потому что люди называли ее Евой. Эта серия будет очень интересная, и она будет продолжаться».
Добавить комментарий
Проверочный код