Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№31 (754) 09 августа 2010 г. Экономика

Паять не перепаять

09.08.2010
Очевидное и невероятное
При посещении Пружанской мини-ТЭЦ президент дал поручение правительству освоить в Беларуси серийное производство техники, аналогичной made in Finland.
Александр ОБУХОВИЧ



Сначала порадовался. Пусть и на уровне постановки задач, но позорный импорт примитивной техники хотя бы пытаются сократить. Но как представил процедуры, которые запустит правительство во исполнение данного поручения президента, стало грустно, и в реальное выполнение поручения уже слабо верится.

В конце 1970-х гг. на НПО «Интеграл» привезли купленную на выставке американскую установку для напайки кристаллов. Пару месяцев она работала у меня на участке, и все это время над ней висели наши конструкторы, пытаясь уловить малейшие нюансы ее работы. Потом установку у меня забрали, и уже через 3-4 месяца в цех начали поступать новые установки собственного производства с существенно лучшими, чем у их американского прообраза, параметрами. И к началу 1990-х гг. следующие поколения этих установок, уже оснащенные машинным зрением, превосходили и по производительности, и по надежности большинство западных аналогов. И позже неоднократно приходилось видеть, как на базе понравившегося образца создавалась новая - и всегда усовершенствованная - техника.

Но для реализации такого подхода требуются мощное конструкторское бюро и серьезное опытное производство. В республике в какой-то степени этим требованиям удовлетворяли НПО «Интеграл» и НПО «Планар», способные разработать и изготовить оборудование на уровне западных аналогов. В других отраслях наши КБ были оторваны от потребителей, довольствовались ролью монополистов местного масштаба и уже к началу 1990-х гг. серьезно отставали от мирового уровня.

Но вместо того чтобы переориентировать лучшие в СНГ машиностроительные производства на выпуск оборудования для пищевой промышленности, упаковки, ЖКХ и энергетики, их угробили. Спрос на такого рода оборудование в СНГ был всегда, и прежде всего - со стороны малого и среднего бизнеса. Но верх взяла ведомственность: все хотели загрузить «профильные» КБ и предприятия, хотя они и мало были приспособлены для выпуска конкурентоспособной продукции.

Результат - общее снижение уровня нашего машиностроения («профильные» КБ и предприятия так и продолжают клепать продукцию на уровне 1960-70-х гг.) и массовые закупки по импорту простейшего оборудования. И важную роль в достижении этого результата сыграла не только ведомственность, но и недостатки существующей системы финансирования в освоении новой продукции и системе ценообразования.

То, что предприятия, имеющие излишнюю численность работников и несущие непомерные затраты на содержание излишних фондов, не в состоянии обеспечить конкурентный уровень цен, давно уже очевидно. Без жесткой, а местами и жестокой рационализации производств обойтись сегодня невозможно. А социальные издержки рационализации как раз и необходимо компенсировать за счет освоения новой продукции. Однако система финансирования освоения новой продукции функционирует крайне неудовлетворительно.

Имею опыт. Несколько лет назад россияне предложили для освоения производства перспективное по энергосбережению изделие. Установили стоимость разработки - Br30 млн. Чтобы определить, много это или мало, мы обратились в профильные КБ. И выяснилась любопытная картина.

Для частной фирмы разные разработчики просили Br45-60 млн. Для госпредприятия - Br70-80 млн. В случае если финансирование намечалось из бюджета или инновационного фонда, стоимость разработки превышала Br100 млн. при одном и том же техническом задании на разработку. Просто при формировании и затрат разработчиков, и сметы подготовки производства в заявке на внешнее финансирование госпредприятия беззастенчиво включают расходы на затыкание всех возможных своих дыр.

Дальше - больше. Это на Западе конструктор озабочен только характеристиками изделия и лимитной ценой. Где заказать детали, закупить комплектацию - не его проблемы. Он опирается на развитую производственную инфраструктуру, где на рынке есть все. Наш разработчик, кроме характеристик и цены, должен вписать конструкцию в имеющиеся у заказчика оборудование и технологии. Если заказчик - госпредприятие, для которого характерны сегодня устаревшие оборудование и технологии, несуразные накладные расходы, продукция получается либо непомерно дорогой, либо низкого качества (больше экономить не на чем). Что мы и наблюдаем.

Даже если отвлечься от того, что кадры в наших КБ уже немолоды и их квалификация с советских времен выросла незначительно, что на предприятиях остро не хватает инженеров-технологов, способных обеспечить сопровождение освоения, что товаропроводящие сети только создаются, сама система организации освоения производства новой продукции в привязке к госпредприятию, не прошедшему рационализацию производства, через заказ разработки в наших НИИ и КБ не позволит осваивать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

Показательна история с поручением освоить производство аналогов Пружанской мини-ТЭЦ. Идея очень привлекательна - производство, поставка и монтаж такого оборудования перспективны не только для рынков СНГ. Как и мини-птичников и мини-маслосырозаводов. Но кажущаяся легкость задачи обманчива. Даже спроектировать и организовать серийное производство зданий из легких металлоконструкций под монтаж для мини-ТЭЦ будет проблемой: цены на наших госпредприятиях для таких работ непомерны. Ну освоим еще производство деталей системы трубопроводов. И все? Остальное будем ввозить? И назовем это освоением новой продукции, инновациями и победой белорусской инженерной мысли? И смиримся, что наша плохая копия намного дороже импортного оригинала?

Это все уже проходили. Не указания важны, как бы выигрышны они ни были в пропагандистском плане, а системная кропотливая работа по реиндустриализации страны. Которую за 19 лет независимости так и не удосужились начать.
Добавить комментарий
Проверочный код