Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№29 (752) 26 июля 2010 г. События. Оценки

Минфин в роли Минздрава

26.07.2010
Наполнить бюджет и спасти нацию от спаивания и обкуривания
В Беларуси планируется с сентября повысить ставки акцизов на алкогольную продукцию (на 10%) и на табачные изделия - (в пределах 20%). С помощью этой меры Минфин намерен убить двух зайцев сразу: выполнить обязательства перед Международным валютным фондом (МВФ), а заодно нанести сокрушительный удар по пьянству и алкоголизму с помощью акцизов, к росту которых правительство обязывает госпрограмма по борьбе с этими вредными привычками.
Сергей ЖБАНОВ



Но основная цель, решаемая с помощью увеличения акцизных сборов, - увеличение доходов и сокращение дефицита бюджета - так и не была названа начальником главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрием Кийко. Отчего и зародилось подозрение в том, что в 2010г. Минфин больше озабочен здоровьем нации и якобы добрыми взаимоотношениями с МВФ, чем выполнением своих непосредственных функций, связанных с бюджетом.

В 2009г., когда с 1 июля подняли акцизы на табак и алкоголь на 15%, в указе президента сообщалось о том, что решение принято «в связи с необходимостью принятия мер по минимизации влияния мирового экономического кризиса на экономику страны, формирования дополнительных финансовых ресурсов». И это выглядело более откровенно, поскольку одновременно был повышен акциз на сжиженный газ, используемый для заправки автомобильных двигателей. Нельзя же было в указе написать, что акциз на газ увеличивается в целях сокращения выхлопов от двигателей, заправляемых наиболее чистым, но самым дешевым видом моторного топлива.

Тогда на мелочи не разменивались, вводили в заблуждение по-крупному, утверждая, что Беларусь не ощутила мирового экономического кризиса. Что, впрочем, не исключало мер по борьбе с кризисом, которого не было. Поэтому небольшая манипуляция в перечислении причин, вызвавших необходимость повышения акцизных сборов на алкоголь и табак, просто невинная забава по сравнению с утверждениями, имевшими место в недавней белорусской экономической истории. И если здоровый образ жизни не превратился в паранойю, лишающую человека способности здраво размышлять, то он легко поймет, что к заботе о здоровье нации очередное увеличение акцизов никакого отношения не имеет.

Рост цен действительно может повлиять на объем потребления алкоголя и табака, но не акцизов, фиксирующих лишь долю доходов государства в цене товара. При неизменных розничных ценах рост акцизов приводит к сокращению не потребления, а рентабельности производства. Позаботившись об интересах производителей, с 16 июля правительство увеличило на 3% розничные цены на водку и прочие виды алкогольной продукции крепостью выше 28%. В сентябре можно смело повышать акцизы, если при этом еще раз повысить розничные цены. Однако есть сомнения, что с помощью этих мер Минфин увеличит доходы бюджета.

Согласно статистике, с начала годазапасы водки и ликеро-водочных изделий на складах предприятий уже выросли более чем в два раза. Очевидно, что очередной рост розничных цен и акцизов приведет к дальнейшему затовариванию складов и, следовательно, к увеличению задолженности предприятий перед бюджетом. Для ее погашения ликеро-водочные предприятия давно уже обращаются за кредитами в коммерческие банки. «По итогам года мы все выйдем с бюджетной задолженностью, - заявил недавно агентству «Интерфакс» представитель одного из ликеро-водочных предприятий. - Нас поставили в тупиковое положение с темпами. С одной стороны, от нас требуют, чтобы мы не спаивали население, а с другой - выполняли план».

Ничего подобного. Никакого тупика. Минфин, судя по последним заявлениям его представителей, уже определился, и стремится в первую очередь к укреплению здоровья нации, а уж потом к наполнению доходной части бюджета. Манипулируя размером акцизов на различные виды ликеро-водочных изделий, регулятору уже удалось сделать рентабельным выпуск вин улучшенного качества. Но работа еще предстоит немалая. Сравнивая величину акциза, приходящегося на 1 градус, можно прийти к выводу, что для бюджета пиво полезнее, чем плодовые крепленые вина. Однако в этом случае Минфин, установив пониженный акциз на алкогольные напитки типа «бырло», изменил своим принципам и ратует за бюджетные доходы в ущерб здоровью простого народа.

Та же история с обязательствами, взятыми перед МВФ в рамках кредитной программы stand-by. Международные эксперты действительно советовали в целях ликвидации дефицита бюджета повысить кое-какие налоги, включая акцизы. Прежде всего, они настаивали на том, чтобы правительство ограничило рост зарплаты, увязав его с опережающей динамикой производительности труда. Но правительство предпочло идти своим путем, повышая зарплату до установленных на конец года прогнозных ориентиров и одновременно увеличивая налог на добавленную стоимость и акцизы с целью сдерживания роста бюджетного дефицита. В результате, как и предупреждали эксперты фонда, сокращаются золотовалютные резервы страны и увеличивается дефицит внешнеторгового сальдо. Эти процессы еще только набирают силу, и их не остановить вплоть до грядущих президентских выборов.
Добавить комментарий
Проверочный код