Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№29 (752) 26 июля 2010 г. Мнения

Призрак директивы

26.07.2010
ПравоТолк
Судьбоносные нормативные акты бывают двух видов. Одни сваливаются как снег на голову (и хорошо, если не «задним числом»), а других можно устать дожидаться. Реклама грядущих нормативных нововведений - новое слово в отечественном законотворчестве. После того как был объявлен курс на либерализацию экономики, представители органов госуправления, словно грамотные пиарщики, регулярно анонсируют нормативные новинки, рассказывают, как продвигается работа, и обещают их скорейшее принятие.


Бизнесмены обещанного терпеливо ждут, надеются и верят. При этом главная надежда - на директиву N4 о «дальнейшей либерализации экономики, направленной на раскрепощение предпринимательской инициативы», необходимость принятия которой более трех месяцев назад обозначил президент в своем послании к народу и парламенту.

30 апреля проект директивы N4 был направлен «на согласование и апробацию в органы управления». Очевидно, процесс еще не завершен, зато 16 июля разработчики проекта (специалисты Минэкономики) поделились очередной порцией сведений о документе. Отмечено, что основным его приоритетом стала модная нынче триада - инновации, инвестиции и экспорт. Кроме того, названы направления, учитываемые при формировании проекта директивы. Это такие приятные темы, как снижение налоговой нагрузки, упрощение хозяйственного законодательства, либерализация ценообразования, оптимизация штрафов и исключение излишних проверок. В общем, почти как в плане либерализации экономики, только теперь на уровне директивы.

Когда примут директиву N4, не ясно, но можно попробовать оценить, насколько обоснована вера в данный документ и может ли он стать панацеей, гарантирующей дальнейшую либерализацию экономики. Для этого стоит разобраться о месте директив в системе белорусского законодательства.

Первая директива, утвержденная президентом, касалась деятельности Совмина и была утверждена указом N18 еще в 2000г. Однако по-настоящему широкую известность директивы приобрели после принятия в 2004г. самостоятельного акта - директивы N1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», за которой последовали директивы NN2 и 3 - в 2006г. и 2007г. соответственно.

Несмотря на немедленное включение всех директив в национальный реестр правовых актов, что косвенно подтверждало их нормативный характер, оставался неясным статус изданных документов. Ни в Конституции, ни в одном из законов такой вид нормативно-правового акта, как «директива», не упоминался. Ситуация прояснилась только после принятия последней из директив - в 2008г. в закон «О нормативно-правовых актах РБ» были внесены изменения, из которых следовало, что директива - это указ программного характера, издаваемый в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Таким образом, несмотря на глобальность затрагиваемых вопросов, любая директива - это частный случай указа. В свою очередь, указы издаются в целях реализации полномочий президента и наиболее распространены среди его нормативно-правовых актов (ежегодно издается несколько сотен). Уникальность указов в том, что это они обладают преимуществом временных декретов, но лишены их недостатков. Так же как и декреты, указы обычно имеют большую юридическую силу, чем законы (ст.137 Конституции). При этом в отношении указов не названы условия их принятия (для временных декретов - случаи «особой необходимости» для регулирования наиболее важных общественных отношений). Наконец, главное - временные декреты теоретически могут быть отменены Нацсобранием (большинством, не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат), а в отношении указов такой нормы в законодательстве не содержится.

Соответственно, директива в случае ее принятия, как указ, будет обладать наивысшей юридической силой (если не считать Конституцию) и как более поздний нормативный акт может отменить либо изменить нормы любого закона, декрета или указа. Получается, что директива N4 теоретически может решить все проблемы предпринимательства, однако на практике это вряд ли произойдет.

Пожалуй, самое сильное во всех предыдущих директивах - это идеологический посыл, содержащийся во вводной части. С использованием нетипичного для нормативно-правовых актов стиля изложения описываются проблемы, которые необходимо решить. Резолютивная часть прошлых директив представляет собой что-то среднее между руководящими указаниями (как, например, в директивах ЦК ВКП(б), СНК СССР) и нормами непрямого действия (можно вспомнить директивы ЕС, которые реализуются через национальное законодательство).

В директиве N4 прямых норм, видимо, также не планируется. По сообщению Минэкономики, проект документа состоит из двух частей: в первой планируемые к принятию нормативно-правовые акты президента, а во второй - правительства. Чем-то это похоже на очередной план законотворческой деятельности либо план либерализации экономики.

Если главное в директиве - это формирование идеологического фундамента, то можно считать, что эта цель успешно достигнута: президент сказал - и предпринимательская инициатива готова к дальнейшему раскрепощению. А для того чтобы сбылись надежды верующих в директиву предпринимателей, здорово было бы перейти к решению проблем в нормативно-правовых актах прямого применения вместо очередной стадии планирования, согласования и апробирования новых проектов в потенциально бесконечном процессе либерализации.
Добавить комментарий
Проверочный код