Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (750) 12 июля 2010 г. События. Оценки

Завалят контрольную

12.07.2010
Чиновники скучают без проверок
Порядок контрольной деятельности в Беларуси может быть кардинально ужесточен. Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в органах госуправления, рабочая группа под руководством вице-премьера Андрея Кобякова обсуждает предложения по расширению оснований для назначения внеплановых проверок на территориальном уровне и в рамках ведомственного контроля, а также по ужесточению подходов к приостановлению и продлению проверок.
Валентина ОВЧИННИКОВА



Перечень ведомств, которые смогут проводить внеплановые тематические оперативные проверки, предлагается расширить. Такие полномочия, как предполагается, будут предоставлены МЧС, Минтруда, департаменту ценовой политики Минэкономики, Минторгу, Минфину, концерну «Белнефтехим» и местным госорганам. Из поля действия указа, возможно, будет выведен банковский надзор.

Эти шаги предполагают масштабный пересмотр указа президента N510 от 16 октября 2009г., названного самым либеральным и прогрессивным нормативным актом в области проверочной деятельности и поддержанного как белорусским бизнес-сообществом, так и международными финансовыми организациями.

Указ, вступивший в силу с 1 января 2010г., был направлен на сокращение проверок субъектов хозяйствования. Документ, в частности, разделил все предприятия на группы риска, в зависимости от которых определяется частота проверок организаций. Сейчас контролирующий орган вправе назначать плановые проверки предприятий, относящихся к высокой группе риска, не чаще одного раза в течение календарного года, к средней группе риска - не чаще одного раза в три года, к низкой группе риска - не чаще одного раза в пять лет. Кроме того, указ ввел двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования.

Также по указу плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими и надзорными органами только в форме совместной проверки. За один и тот же период и по одному и тому же вопросу проверки одного и того же предприятия не допускаются.

Одним из основных прогрессивных моментов указа эксперты назвали сокращение ведомств, имеющих право на внеплановые проверки, и оснований для их назначения.

Вероятно, если в указ будут внесены консервативные изменения, это даст основание полагать, что, по мнению власти, либерализация деловой среды в Беларуси идет слишком быстро и государство не готово так резво откручивать гайки.

Представители бизнес-сообщества называют сразу несколько причин, которые могли подтолкнуть чиновников к ревизии указа N510. Во-первых, это появившиеся дыры в госбюджете, для латания которых хороши все средства, включая штрафы. Проведенный Международной финансовой корпорацией в 2009г. опрос предприятий малого и среднего бизнеса показал, что в среднем предприятия, на которых прошли проверки, уплачивали в виде штрафов $617 в эквиваленте в год, а средний индивидуальный предприниматель - $144. Тот же опрос показал, что лишь 20% малых и средних предприятий в 2008г. избежали проверок, а в среднем на предприятии малого и среднего бизнеса, которое подвергалось проверкам в 2008г., побывало 3,3 плановых и 1,8 внеплановых проверки. Это значит, что сокращение проверок неминуемо ведет к сокращению поступлений в бюджет.

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов отмечает, что у проблемы есть также и иной аспект, связанный с лоббированием ведомствами своих интересов: «Представители этих ведомств четко знают, как на внеплановых проверках заработать средства и авторитет».

С другой стороны, собеседник соглашается, что за время действия указа у субъектов хозяйствования еще не выработалась ответственность «и где-то мы получили перегибы в другую сторону - в сторону бесконтрольности и безответственности, хотя это явление не стало массовым». Это также могло стать стимулом для закручивания гаек.

«Сейчас нам нужно не навешивать хомут проверок на весь бизнес, а воспитывать у субъектов хозяйствования ответственность. Иначе рано или поздно в Беларуси произойдет случай, аналогичный «Хромой лошади» в России [клуб в Перми, где несоблюдение правил противопожарной безопасности привело к массовым жертвам. -БелГазета], и под этим предлогом чиновники осуществят свою голубую мечту - контролировать весь бизнес», - полагает Маргелов.
Добавить комментарий
Проверочный код