Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№27 (750) 12 июля 2010 г. События. Оценки

«У нас сложно с валютой»

12.07.2010
 
Специалисты продолжают зачистку последствий газового скандала. Еще 25 июня Александр Лукашенко потребовал, чтобы «Газпром» в течение суток перечислил остаток задолженности за транзит газа в размере $32 млн. В противном случае белорусский президент угрожал перекрыть транзит в Европу не только газа, но и нефти. Теперь, после того как стороны заключили дополнительное соглашение, белорусская сторона категорически на доплате уже не настаивает.
Сергей ЖБАНОВ



Сейчас, т.е. в «послевоенное» время, стороны увлеченно заняты актами сверки. «После завершения актов сверки в соответствии с подписанным допсоглашением будет проведен дорасчет за транзит», - сообщил анонимный представитель газовой отрасли агентству «Интерфакс-Запад». Это значит, что требовать доплату с «Газпрома» даже сегодня еще преждевременно, поскольку непонятно, кто и сколько кому должен в конечном счете. Подписав допсоглашение,

(На фото:Владимир Семашко: страна должна брать валюту везде, где дают )

«Белтрансгаз» фактически признал справедливость требования российского газового холдинга о повышении внутренней оптовой надбавки с $10,47 до $11,09 за 1 тыс. куб. м газа в связи с ростом тарифной ставки, установленной за транзитную прокачку 1 тыс. куб. м российского газа на 100 км, с $1,74 до $1,88. И надбавки, и тарифная ставка должны быть изменены синхронно, т.е. с 1 января 2010г.

Однако еще в ноябре-декабре 2009г. «Белтрансгаз» в одностороннем порядке также повысил транзитные тарифы с $1,45 до $1,74. При этом оптовые внутренние надбавки не были изменены, и «Белтрансгаз», которым стороны управляют на паритетных началах, понес потери. Для их компенсации белорусская сторона была вынуждена пойти на компромисс, согласившись снизить в 2011-12гг. норматив отчислений (от себестоимости продукции и услуг) в инновационный фонд Минэнерго РБ с 8,1 до 0,25%, т.е. до минимально возможного значения норматива. Хотя были времена (до мая 2008г.), когда отчисления «Белтрансгаза» в этот фонд составляли 19%.

От других видов поборов «Газпром» тоже застраховался, получив от белорусской стороны гарантии в том, что правительство не будет устанавливать «Белтрансгазу» иные индивидуальные налоги, сборы и отчисления. А утешительным призом для республики можно считать то, что средства, высвобождаемые от уменьшения отчислений в инновационный фонд, планируется направлять на строительство подземных хранилищ газа на территории Беларуси. Впрочем, выполнить условие о строгом соблюдении норматива внутренней оптовой надбавки будет непросто, поскольку, по мнению анонимного собеседника агентства, «цена импорта газа меняется ежеквартально, а внутренние цены на газ практически зафиксированы». В III квартале ожидается рост входной цены газа для Беларуси со $185 до $193.

Повесить на «Белтрансгаз» дополнительные расходы правительству не удастся - «Газпром» не только продекларировал свое намерение добиться повышения рентабельности СП, но и зафиксировал базовые условия его эффективной работы в допсоглашении. Чтобы покрыть дополнительные бюджетные расходы, правительству следовало бы, прежде всего, увеличить цену газа для конечных потребителей. Но вряд ли администрация президента позволит капитанам белорусской экономики проделать столь рисковую операцию в канун президентских выборов. К тому же тарифы на электрическую и тепловую энергию для белорусских промпотребителей были повышены авансом - с 17 февраля 2010г. - в связи с тем, что «с 1 января стоимость природного газа, поступающего в Беларусь, выросла».

Поэтому слухи о том, что Беларусь выдала BNP Paribas, Deutsche Bank, Royal Bank of Scotland и Сбербанку РФ мандат на организацию road show евробондов в Европе, стартующего 12 июля, имеют под собой веские основания. Эти разговоры вполне укладываются в планы по дебютному выходу республики на рынок евробондов «в июне-июле текущего года», ранее обнародованные главой Минфина Андреем Харковцом. Сумма намеченного дебюта - $500 млн. (срок пять лет), а до конца года республика собирается привлечь с помощью евробондов $1 млрд. Осенью «Беларусбанк» также планирует разместить дебютные евробонды на сумму $100 млн. и сроком на три года.

Но есть и еще одна веская причина (кроме растущего бюджетного дефицита), чтобы стране разжиться деньгами на стороне. В период кратковременной кредитной передышки стране необходимо сохранить золотовалютные резервы (ЗВР). Но пока это не удается сделать. Второй месяц подряд международные резервы страны снижаются более чем на $250 млн. В мае ЗВР, лишившись зарубежной кредитной подпитки, сократились сразу на $253,4 млн. (на 4,2%). В июне история повторилась: ЗВР, рассчитанные по стандартам МВФ, уменьшились еще на $253,9 млн. (на 4,4%).

Таким образом, на 1 июля рубль был обеспечен резервами в сумме $5,5 млрд., из которых 65% ($3,6 млрд.) приходится на активы МВФ. И в ближайшем будущем эта тенденция не изменится, пока страна не освоит новые источники пополнения валютных резервов. Впрочем, то, что страна должна брать валюту везде, где дают, власти не скрывают. «Мы не скрываем, у нас сложно с валютой, чтобы войти в режим реального времени и оплачивать газ. Мы должны заимствовать», - заявил во время газового кризиса первый вице-премьер Владимир Семашко. И к этому трудно что-либо добавить.
Добавить комментарий
Проверочный код