Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№27 (750) 12 июля 2010 г. Радости жизни

Сырьё для «Даха»

12.07.2010
 
С 13 июля по 4 августа в минском Дворце искусства пройдет 11-й фестиваль современного искусства «Дах»; теперь под сложносочиненным названием «Дах-Жах-ХI; Цёмныя Таямнiцы Мозга». Организаторы этого мультикультурного действа, объединяющего Минск с берлинской галереей «Тахелес», те же - Змитер «Митрич» Юркевич и художник Алесь Родин. Фестиваль традиционно соберет под одной крышей художников, поэтов, перформеров - в общем, людей, которые «экспериментируют со словом, звуком, жестом, краской». Экспозиция сменится три раза, а на ее фоне будут проходить музыкальные и театральные действа не всегда дружественного для восприятия характера.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Во время монтажа выставочных конструкций пространство фестиваля открыто для желающих. Мэтры электронной музыки играют увлекательные вечерние сеты, чтобы художникам веселее пилилось, монтировалось, лепилось и клеилось. За три дня до открытия фестиваля «БелГазета» посетила Дворец искусства, чтобы послушать выступление корифеев белорусского нойза Kritchev Vs Ban и посмотреть на нераспакованное, еще не встретившееся со зрителем белорусское современное искусство.

Как ни странно, контемпорари-арт - в иные моменты недружелюбный - в виде нежных заготовок, деревянных рам и лишенных подписей картин выглядит гораздо более открытым и славным, чем в привычном контексте: перегруженный концепциями и под шокированными взорами зрителей будто разбухший от своей многозначности.

В огромном зале пахнет свежей краской и строганым деревом, Митрич в инквизиторском одеянии и с фонарем ходит по стенам и потолку властными, уверенными шагами, вымеряя расстояния; тихие девочки в уголке мастерят из старой белорусской прессы вязкую массу папье-маше, которая превращается в части тела - раскрашенные бирюзовые глазоньки, сальные ушки. Шумно, на манер жарких южных цикад стрекочет нойзовый эмбиент от Kritchev Vs Ban, удивленно всматривающихся в свои экранчики-вертушки.

Блуждая по залу, натыкаешься на ампутационные мотивы тут и там: газетные глазки смотрят с тотемных столбов, за красной занавесью прячется гигантская грудь, мозг из строительной «пенки» оказывается портретом командира партизанского отряда; на стенах висят гигантские лица, под лестницей стоят половинки людей-манекенов. Складывается впечатление, что если прошлый фестиваль мощно эксплуатировал тему артефактов человеческого труда (большинство экспонатов выглядели так, будто художники растащили блошиный рынок на Ждановичах), нынешний негласно исследует человеческое тело как базовый конструктор, набор разрозненных объектов: мозг, нога, челюсть…

Искусство, которое еще не попало на глаза потребителю, очень хрупкое, открытое. Картины никак не называются. Объекты не подписаны. Безымянный арт воспринимается непосредственно и честно - без предуведомлений. Белокаменный унитаз с глобусом внутри - это не концептуальная репрезентация планетарной жути, а просто унитаз с глобусом (и уже пищат какие-то девочки с «мыльницами»: «Ой, смотрите, унитаз!»). Попадаются и знакомые мотивы: например, компьютерная клавиатура, подключенная к деревянной колоде. Радует то обстоятельство, что в нынешнем году фест задействует новые вещи, без блошиных рынков: клавиатура с иголочки, унитаз - из магазина, и только инсталляция из ржавых ведер не оставляет шансов. «Коробки - это уже инсталляция или просто коробки?» - хихикают редкие посетители. «По каким именно черным полосам надо ходить, чтобы тебя убили?» - кричат с лестницы, где написано: «Не ходить по черным полосам! Убьем!»

В одном из ящичков сидит психоделическая куколка из металла и чего-то мягкого, на ней висит ярлычок: «Богиня Солнца» и параметры: рост, вес, автор. К стенам прислонены милые молодежные картинки: кислотные портреты, глазастые человечки, невыносимо трогательные козявки Змитера Вишнева, пожирающие друг друга. Скоро это превратится в безжалостно атакующее зрителя концептуальное искусство, пока же это набор абсолютно беззащитных визуальных образов, лишенных своей вербальной поддержки. Возможно, многие выставки стоило бы такими и оставлять: никаких имен, минимум общения, объекты как они есть.
Добавить комментарий
Проверочный код