Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№27 (750) 12 июля 2010 г. Экономика

ПИИ-дефицит

12.07.2010
Пособие Всемирного банка по приручению инвесторов
7 июля Всемирный банк опубликовал 200 страниц дельных советов в рамках нового доклада «Инвестиции без границ 2010» (Investing Across Borders). «Чрезмерные ограничения и устаревшие законы являются препятствием для прямых иностранных инвестиций. Их плохое исполнение создает дополнительные расходы на инвестиции» - один из выводов, сделанный на основе опроса 2350 экспертов в 87 странах.
Ярослав РОМАНЧУК



Из экономического кризиса без прямых иностранных инвестиций (ПИИ) выходить проблематично - именно они дают новый стабильный капитал, внедряют современные технологии и методы управления, насыщают конкурентное поле и создают рабочие места. Социальные преимущества иностранных инвестиций тоже очевидны: снижение цен, расширение ассортимента товаров и услуг, повышение их качества.

Авторы доклада установили четкую взаимосвязь: страны, которые имеют хорошие оценки по критериям привлекательности для иностранных инвестиций (таким, как отраслевые ограничения на владение акциями иностранцами, создание иностранной компании, доступ к промышленной земле и режимы коммерческого арбитража), привлекают больше ПИИ.

В отличие от других исследований, используемая методология не учитывает, допустим, уровень безопасности, макроэкономическую стабильность, емкость и потенциал рынка, коррупцию, уровень квалификации и качество инфраструктуры (авторы исследования предупреждают: данные, которые положены в основу исследования, не получены в результате репрезентативного опроса юристов и консультантов, они описывают только те инвестиционные проекты, которые реализуются в самом большом городе страны (в нашем случае - Минске); авторы доклада также предупреждают: их выводы важно дополнять другими исследованиями, чтобы получить всестороннюю картину инвестиционного климата).

ГОСТЕПРИИМСТВО В ЗАКОНЕ

СПРАВКА «БелГазеты».
В 1970г. объем ПИИ был всего $13,3 млрд. В 2007г. превысил $1,9 трлн. Экономический кризис уменьшил объем ПИИ почти на 40%, а в развивающихся странах - на 35%. Пострадали все страны, сектора и формы инвестиций. В такой ситуации исключительно важно реформировать законодательство, чтобы ПИИ не обошли страну стороной. А Беларусь и вовсе не может себе позволить вводить повышенные требования к иностранных инвесторам, потому что рискует вообще остаться без них.



Сегодня в глобальной производственной сети работают 80 тыс. транснациональных корпораций с 800 тыс. иностранных филиалов, в которых задействованы миллионы работников. Осуществляется трансферт технологий, повышается качество человеческого капитала, улучшается состояние бюджета страны, и соответственно, расширяются социальные возможности государства. Кроме того, иностранные инвестиции помогают разбить национальные монополии и опасные для потребителей номенклатурные олигополии. Задача привлечения хотя бы 100 крупных ТНК в Беларуси не является неразрешимой, и именно на них, а не на правительства Ирана, Венесуэлы или Ливии, должна быть нацелена дипломатическая мощь белорусского правительства.

Иностранное владение активами вероятнее всего в строительном секторе, туризме и розничной торговле (98,1 пункта из 100, где «100» - предприятия в данном секторе в полной собственности иностранцев). В легпроме этот показатель составляет 96,6 пункта, в сельском хозяйстве - 95,9, добывающей промышленности - 92, страховании - 91,2. Менее всего вероятны иностранные инвестиции в медийный сектор - 68 пунктов из 100 возможных, а также в транспорт (78,5) и энергетику (87,6).

Чем больше земли находится в частной собственности, тем динамичнее работают инвестиции. Процесс заключения сделки по аренде частной земли у нас занимает в среднем два месяца, государственной - почти пять. В Армении или Южной Корее договориться об аренде частной земли под промышленный проект можно за две недели. Время арбитража в национальных судах также разное. Средняя продолжительность процедуры разрешения спора в развитых странах ОЭСР - 118 дней, в Восточной Европе и Центральной Азии она занимает 123 дня, а в Южной Азии - 388 дня. По мнению Всемирного банка, «страны склонны привлекать больше ПИИ, если они разрешают иностранную собственность как можно в большем числе секторов экономики, имеют легкую процедуру вхождения на рынок и процедуры коммерческого арбитража, позволяют приобретать землю и защищают его интересы».

ЗАБОРЫ И ШЛАГБАУМЫ ПОД СНОС

Большинство стран сами возводят ограничения на ПИИ, полагают эксперты. Например, в 20% исследуемых существует процедура одобрения правительством иностранных инвестиций в легпром до начала проекта. Ее прохождение удлиняет вход на рынок в среднем на один месяц, а в отдельных странах - до шести. Почти 90% стран имеют разного рода ограничения для иностранного капитала в отдельные сектора экономики. Это в первую очередь СМИ, транспорт и энергетика. Что касается международного коммерческого арбитража, то около 10% стран не имеют законодательства, которое бы его вводило; 255 стран не ратифицировали Нью-Йоркскую конвенцию Международного центра разрешения инвестиционных споров(ICSID Convention).

В странах Восточной Европы и Центральной Азии нет необходимости одобрения иностранных проектов, в то время как в Восточной Азии этой нормой грешит всякое второе государство.

В большинстве из 87 стран процедуры регистрации иностранной компании длятся дольше, чем местной (оперативнее всего зарегистрировать иностранную компанию можно в Грузии). Чаще всего дополнительной процедурой является предоставление одобрения или декларации (в 48% стран). Только в 18% стран предусмотрена электронная регистрация компаний.

В 25% из обследуемых стран иностранным компаниям запрещено владеть землей. Более чем в половине стран иностранцам запрещено использовать арендованную землю в качестве залога. Более 2/3 стран имеют процедуру дополнительного одобрения аренды государственной земли иностранцами.

Половина из 87 стран разделяют внутренний и международный арбитраж. В Чехии и Мексике арбитражные процедуры можно проводить в режиме онлайн. В большинстве стран Латинской Америки иностранные юристы не могут представлять своих клиентов в арбитражных процедурах, если они не являются членами местных юридических ассоциаций.

040080241bg27(750)-ec.mht

Де-юре в Беларуси инвестиционный климат вполне сопоставим по качеству со многими успешными азиатскими и европейскими странами, но де-факто мы крайне негостеприимны к ПИИ. Формально частная собственность на землю есть, но реализовать ее крайне проблематично. По закону иностранцы имеют право покупать активы практически во всех секторах белорусской экономики, но на деле в Беларуси ничего не продается. Создание же проекта с нуля, особенно в промышленности, может растянуться на годы. Инвестиционный, гражданский и другие кодексы у нас писать научились, а вот с созданием полноценной частной экономики явно запоздали. Постичь комплексность рыночных реформ властям пока не под силу, поэтому даже при высоких оценках за качественную процедуру регистрации и наличии арбитража прямых иностранных инвестиций в Беларуси остро не хватает.
Добавить комментарий
Проверочный код