Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (748) 28 июня 2010 г. Тема недели

От моря до мора

28.06.2010
 
Если допустить, что одним из трех китов, на которых держится любая нация, является музей, то среднестатистическая музейная экспозиция в РБ представит всю сермяжную правду национальной истории: в ней обязательно обнаружатся наконечник копья, бивень мамонта, лапоть и вся атрибутика плотного сосуществования с Россией с 1772г. в формате «от мора до мора». Однако довольно редко - вещдоки былого величия и независимости ВКЛ в границах «от моря до моря». Делегации детишек, планово посещающих музеи, вряд ли обнаружат здесь веские поводы для гордости за предков - за стеклом экспонировано сплошное разочарование для национальной самоидентификации.
Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ



Половина экспозиции Государственного исторического музея посвящена отдаленному детству нации: на художественных иллюстрациях потенциальные белорусы восторженно гоняются за съедобным «допотопным» зверьем, настигают, проходят естественный кастинг и сытным пайком укрепляют мощь будущей нации. Рядом с изображениями располагаются многочисленные наконечники стрел и копий, всем своим видом указывающие на то, что через несколько тысячелетий связываться с многомудрыми изобретателями этого оружия массового поражения живности будет довольно опасно.

(На фото: В основной экспозиции исторического музея «крамольный» период Великого княжества Литовского «ад мора да мора» - то время, когда белорусская территория ещё не находилась под сестринской опекой России - представлен отрывочными фрагментами )

Над неолитическим агрогородком в Бешенковичском районе курятся седые дымы, будущие белорусы исполняют ритуальные колдовские пляски, а первобытные жнеи празднуют первобытные «Дажынкi». Однако заметно, что и культурно-массовая жизнь будущего независимого государства в циркульном центре Европы била ключом: с просверленными боевыми топорами на стендах соседствуют ожерелье из стеклянных бус, «падвеска каньковая двухгаловая», «бранзалеты», «шыйнае ўпрыгажэнне з пласцiнчатай засцёжкай», «падвеска-капавушка» и многие другие способы приукрасить действительность. За стеклом музея первые зачатки белорусской нации изготавливают горшки, сеют, жнут, поклоняются «паганскаму iдалу», чистят уши «вухачысткай» с изображением музыканта, беспечно кочуя из эпохи в эпоху. Крамольный период ВКЛ «ад мора да мора», когда белорусская территория еще не находилась под сестринской опекой России, также не проигнорирован экспозицией: здесь можно получить конспективные сведения о великих князьях, в частности Гедимине, чей сон растолковал священник Лидзейка, предсказав Вильне величие. А также взглянуть на зарисовку Грюнвальдской битвы, ознакомиться с древними видами Вильни на картах Г. Брауна и оценить драматизм картины «Люблинская уния».

В гигантском альбоме с тяжело перелистывающимися страницами, кроме прочих отрывочных фрагментов истории ВКЛ, представлено оружие - бомбарды XIV - XV вв., которые стреляли каменными ядрами, нередко окованными железными обручами, дальность стрельбы составляла 200-600 м. Вслед за изображениями бомбард сообщается тот факт, что в XIV - XV вв. основной материальной базой развития ВКЛ было сельское хозяйство (изображения пашни, жнива и древнего животного тура прилагаются). Именно туром альбом и заканчивается.

Большой портрет канцлера ВКЛ Льва Сапеги и статут ВКЛ на мове соседствует с рыцарским нагрудником, шлемом и родоводом королей польских и великих князей литовских из «Родоводов правящих домов Европы» (Париж, 1603г.). Тут же нашлось место для иранского шлема XVII ст.: в экспозиции он маячит как предчувствие белорусско-иранской дружбы и нефтяного месторождения новейшего времени. Во всем этом кратком конспекте к госэкзамену не чувствуется злорадного месседжа в адрес РФ, и сделать выводы об утерянном величии державы «от моря до моря» для непосвященного проблематично.

Влияние России также представлено в общих чертах, но каждый представленный эпизод выглядит многообещающе. Особенно эффектно изображение пожара Могилева, учиненного Петром I в сентябре 1708г. За неделю до трагедии в городе наблюдали дурное предзнаменование: «медведь дикий, лесной, черный» забежал в город на восходе солнца, убил в саду мальчика и ранил женщину, а потом как ни в чем не бывало улегся отдохнуть. Там его и убили горожане с мушкетами. Городские старики сразу поняли: не к добру. Петр I, расстроенный тем фактом, что горожане безропотно уплачивали дань шведской армии, вследствие чего самому Петру почти ничего не осталось, велел город сжечь, но предоставил отсрочку на час, дабы жители успели извлечь скудные пожитки из домов. Что интересно, за стеклом представлен отпечаток громадной ладони Петра I, выглядящий рядом с унылым пожарищем как наглядная иллюстрация медийного понятия «рука Москвы». Очевидно, что тогдашняя система угроз и отсрочек их исполнения также имела много общего с современностью.

Не без грусти можно наблюдать за стеклом пожелтевший указ Сената о присоединении Восточной Беларуси к России в 1772г. и памятную медаль Катерины II «отторженная возвратихъ», также в честь присоединения тутэйшых территорий, которые «будто бы некогда принадлежали России». Тут же находятся муляж метрики о рождении Т. Костюшки и изображение героя, восставшего против заглотчиков из тогда еще не очень братской страны. Напротив экспонировано оружие повстанцев-косинеров - коса лезвием вперед, а по соседству, на небольшом постаменте, - троица российских пушек XVII ст., на которые вскарабкался пятилетний кроха, зашедший в музей с худосочной мамашей. Смотрительница настигла его и принялась объяснять суть устройства: «Вот сюда насыпали порох, а вот сюда бросали ядрышко. Сжатые пары выталкивали ядрышко, и - ба-бах!» Крошка с немым восторгом повторил «Ба-бах!» и попытался вползти в жерло, не обращая ровным счетом никакого внимания на нехитрое оружие героев, навостривших косы против российских пушек.
Добавить комментарий
Проверочный код