Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№25 (748) 28 июня 2010 г. Мнения

Долбают и теснят

28.06.2010
Очевидное и невероятное
Очередная «газовая война», которая выглядит как реакция на отказ нашего президента войти в Таможенный союз (ТС) на продиктованных Россией условиях, на деле может являться симптомом грядущих более неприятных событий. Уж слишком много проблем накопилось в наших двусторонних отношениях. Замечание посла РФ в РБ Александра Сурикова о том, что отказ Беларуси подписать договор о ТС поставит под вопрос договор о союзном государстве, показывает, что нынешний уровень отношений наших стран Россию уже тяготит. И дело не в экстравагантности нашего президента - просто серьезно разошлись экономические интересы.
Александр ОБУХОВИЧ



Кризис заставил руководство России пересмотреть и приоритеты, и принципы своей экономической политики. И похоже, в новой экономической политике России места союзному договору уже нет.

Во-первых, выяснилась несостоятельность основного тезиса экономической политики Бориса Ельцина - «Россия проживет, продавая сырье за тряпки». Как оказалось, не проживет. Доходов от экспорта сырья хватает на какие-то затраты по обустройству России только в периоды пикового повышения цен на мировых биржах. Для обеспечения бюджета в начале 1990-х гг. хватало цены нефти на уровне $15-20 за баррель. Сегодня, по некоторой информации, требуется цена на уровне $90-95 за баррель (имеем - $75-80). При меньших ценах бюджет становится дефицитным.

Потребность страны в ресурсах для обеспечения функционирования инфраструктуры настолько велика, что даже в «тучные годы» мало что сумели сделать. В условиях дефицитного бюджета проблемы российской глубинки только нарастают, а бюджет будет таким все ближайшие годы. Модернизация экономики стала вопросом выживания страны. В «тучные годы» можно было с барского плеча финансировать Беларусь (Англия тоже временами финансировала свои колонии), которая платила военными и политическими услугами, поставками дешевых товаров, закрывавшими на внутрироссийском рынке ниши, возникшие там вследствие развала собственной промышленности. Сегодня и здесь ситуация изменилась: из-за укрепления позиций России ценность военных и политических услуг Беларуси серьезно снизилась. А белорусские товары на российском рынке все чаще выступают конкурентами.

Во-вторых, крупный российский капитал, имеющий, как правило, сырьевое или торгово-финансовое происхождение, уже убедительно доказал свою несостоятельность в деле реиндустриализации страны. Некоторое время он поддерживал союзное государство, контролируя товарно-денежные потоки в нашей торговле и рассчитывая на приватизацию наших ведущих предприятий по российским лекалам. С целью последующей перепродажи. Но в кризис и из торговли он почти вытеснен (созданы и начали функционировать наши дилерские сети, обороты упали), и риск не поднять и не продать устаревшие белорусские предприятия после их покупки слишком велик. Интереса к Беларуси со стороны российских олигархов уже нет.

В-третьих, российский рынок насыщен. Пусть и импортом. Для модернизации своей промышленности желательно иметь постепенно освобождающиеся рыночные ниши, которые могли бы осваивать создаваемые предприятия. Постепенное удушение белорусских предприятий, контролирующих заметные сегменты российского рынка, - оптимальная с точки зрения Москвы стратегия обеспечения модернизации.

Если сюда добавить трудности в психологической совместимости лидеров, всю историю «телевизионной», «газовых», «молочных» войн, «Восточное партнерство», так и не признанные Абхазию и Южную Осетию, регулярные упреки западных партнеров Кремлю в поддержке «последнего диктатора в Европе», то для московских стратегов союзный договор - почти рудимент эпохи Ельцина. Замена его новым ТС видится в Кремле оптимальным выходом. И отказ Беларуси ратифицировать договор о ТС потому и вызвал такую истерическую реакцию.

Силовые методы, примененные руководством России, чтобы принудить Беларусь войти в ТС на российских условиях, вряд ли были бы возможны без какого-то согласования с США и ЕС. И, судя по всему, нашли там поддержку. Так что выбираться из кризиса и модернизировать свою экономику нам придется, не имея поддержки ни на Востоке, ни на Западе. Возможности политического маневрирования и демагогии исчерпаны. Пора предъявлять конкретные экономические аргументы. А они есть?

Обстановка на рынках лучше не будет. Кризис кончится не завтра. Твердо рассчитывать можно на то, что из российской модернизации ничего путного не получится. Не все решает наличие денег. Кроме системных ошибок в выборе стратегии действий, решающее значение здесь имеют два фактора: отсутствие механизма аккумуляции внутренних накоплений и крайний дефицит кадров.

Сидят на бюджете в России почти 100 млн. человек: госаппарат, пенсионеры, заключенные, безработные в депрессивных регионах. Добавим сюда транспорт, связь, услуги, торговлю. Работать просто некому. Неудивительно, что во многих регионах на заводах задействованы в основном китайцы и таджики. Квалифицированных кадров для развертывания промышленности просто нет. Не говоря уже о крайнем дефиците основных кадров современной промышленности - инженеров-технологов. Которых и обучить-то негде: технология передается «из рук в руки», инженер может состояться, только поработав в работающем коллективе, которых в России почти нет.

С 1991г. по 2008г. чистый отток капитала из России составил не менее $2 трлн. В 2005г. эта цифра составила $14,8 млрд. по сравнению с $9,2 млрд. в 2002г. За 2007г. из России за рубеж ушло около $26 млрд., в 2008г. отток составил $129,9 млрд., в 2009г. - около $90,8 млрд. За три месяца 2010г. за рубеж ушло $19,76 млрд. Правда, частично эти деньги возвращаются: 92% крупной российской промышленности, банков и пр. - это иностранная собственность, но 1,5% населения РФ владеют 50% национальных богатств. Владеют через свои иностранные фирмы. Тем не менее отток продолжается. Расчет провести модернизацию экономики и реиндустриализацию страны за счет иностранного капитала - пустое. Опыт Латинской Америки показал, что иностранный капитал может играть только вспомогательную роль. А сочетание оттока собственных накоплений с господством иностранного капитала - верный путь к деиндустриализации. Что мы и наблюдаем.

Так что потуги модернизации будут, результата - нет. А нас долбать и теснить будут систематически. На радость нашим западным и китайским конкурентам. Вопросы модернизации нашей промышленности, освоения новых рынков и новой продукции - главные вопросы для нашего выживания.
Добавить комментарий
Проверочный код