Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№23 (746) 14 июня 2010 г. Радости жизни

Вниз головой

14.06.2010
Культпрогон
В эти дни в Музее современного изобразительного искусства проходит выставка работ известного немецкого художника и скульптора, классика постмодернизма Георга Базелица «Печатная графика 1965-1992».


Немцы не дают спокойной жизни белорусскому Обломову. В марте его по-интернетовски звонко поднимали на опальных рокеров из «Раммштайн», сегодня - заставляют трижды бить по мату от болевого приема идеолога «Новых диких» (Neue Wilde) Георга Базелица. Художник, который вот уже почти полвека рисует «перевернутые картины», способен, находясь далеко от пр. Независимости, 47, заставить зрителя «ходить на голове», а если учитывать количество работ на выставке (около 50), то и свернуть шею.

Выставка, организованная Институтом им. Гёте в Минске, знакомит с личностью самого художника, меньше - с интереснейшим течением «плохая живопись», которое представляет Базелиц. Но в этом как раз и ее особое очарование, потому как наблюдать за эволюцией творчества Базелица - одно удовольствие. И, когда мы среди всей «плохой живописи» случайно находим милую графическую работу юного примерного мальчика, будущего художника, по делу возникает наивный вопрос: «А чего ради люди, которые могут делать хорошо, поступают плохо?» К чему эти намеренная неряшливость, грубость, несдержанность, самолюбование? Наконец, зачем переворачивать картину на 180 градусов? Просто ему так хочется. А на вопрос «В чем сила, Базелиц?» наверняка в ответ получишь: «В свободе».

Отвергнув традиции кубизма и абстрактного, Базелиц каким-то удивительным способом спрятал в рукаве их главные козыри, которые позже пригодились ему для создания собственного, ни на кого не похожего почерка. В 60-х гг. он так бурно увлекся этим поиском, что едва не угодил за решетку за две непристойные работы - «Обнаженный мужчина» и «Какая ночь сорвалась!». Уголовное дело позже приостановили, но работы конфисковали.

Базелиц непредсказуем и в то же время всегда легко узнаваем по «перевернутым картинам» и экспрессивной полуабстрактной манере письма. Художник беспощаден к зрителю. Он заставит страдать кого угодно. Подготовленных поклонников все равно утомит разминкой шейных мышц, новичков - загрузит оторванностью от реальности и своим наплевательским отношением к изображению.

Закроем глаза на стоимость его работ. Забудем, что он модный. Останется образ «хорошего художника плохой живописи», создавшего новый подход зрителя не к изображению, а к картине. Базелиц, обладая болезненно обостренным чувством свободы, открыто понося с начала 60-х гг. все гладкое да красивое, склоняет по-новому прочитать хорошо известные знакомые места («Уличный пейзаж»), очищая предмет или улицу от неизбежного наносного сора «культуры», постоянно твердя: «все гораздо хуже».

Как колдун - он обманно прост, но всегда обаятелен. Формалист чистой воды, Базелиц указывает на то, что виноват здесь не он, а как раз мы, зрители. Мы разучились ценить искусство. Иногда складывается впечатление, что Базелиц стоит рядом и тихо смеется над всеми художниками и публикой. Самовлюбленно восторгаясь своим очевидным, только не всем понятным, превосходством и смелыми, даже агрессивными крестовыми походами в искусстве.

Как ярый патриот (он даже взял себе в псевдоним название родного города - Дойчбазелица в Саксонии, настоящее имя художника Ханс-Георг Керн), он часто релаксирует над историческим прошлым своей страны: на выставке это три работы о разрушенном в 1945г. Дрездене или женщины за решетками и в клетках. Или «Ленин на трибуне» - повернутый вниз головой уже на гамбургской выставке несколько лет тому назад. То же, кстати, он проделал и со Сталиным, еще раньше, в 2001г., - портрет «За твое здоровье».

Сюжеты до неприличия банальны, антисюжеты. Он принципиально отказался от каких-либо содержательных мотивов, предпочитая шокировать зрителя эстетической небрежностью исполнения: орлы на ветках деревьев (цикл «Орлы»), «Восемь натюрмортов», романтический герой «Мятежник», лошадки и горы, пляж, а на нем женщина. Иногда забрасывает картины камушками. Причем не всегда до конца понятно, где эти пятнокамушки оставляют снарядные выбоины, где - оттиск домино, а где - и вовсе булыжники с пляжа, которыми держится на песке полотенце, чтобы ветром не сдуло.

Базелиц в Минске не стал потрясением, скорее, вызвал сдержанные восторги, но несомненно, что проходящая в эти дни выставка - большой белорусский прорыв на линии культурного фронта. Базелиц в первую очередь представляет ценность как художник, нашедший Эльдорадо. На выставке смело можно сказать:«Этот не то, что те». Действительно, совсем не то, что остальные.

Выставка Георга Базелица в Музее современного изобразительного искусства продлится до 20 июня.
Добавить комментарий
Проверочный код