Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№23 (746) 14 июня 2010 г. Контекст

Арье Шаликар: «Не было иного выхода, как начать стрелять в ответ»

14.06.2010
 
После того как правительство Израиля «случайно» распространило ссылку на ролик, в котором переодетые активистами «Флотилии свободы» актеры поют на мотив песни Майкла Джексона We are the World о том, как ловко они одурачили мировую общественность, стало окончательно понятно, что вся эта история выходит за этические рамки. Причем как со стороны исламистов, направивших в находящуюся в состоянии блокады Газу конвой, который Израиль не мог не атаковать, а потом поднявших шум в мировых СМИ, так и со стороны Израиля, впервые не сумевшего обосновать толком свою позицию.
Виктор МАРТИНОВИЧ



Просмотренный уже 2 млн. пользователей на YouTube «комический» ролик российский журнал «Власть» назвал «очередной попыткой Израиля выиграть «информационную войну». Пока же мировое общественное мнение скорее на стороне расстрелянного конвоя.

Напомним, что в ночь на 31 мая израильский спецназ в нейтральных водах перехватил шесть судов из «Флотилии свободы», шедших в сектор Газа с гуманитарным грузом. В уже упомянутом ролике поется о том, что все забыли о ножах, которые были в руках у активистов конвоя. От души посмеяться над «приколом», распространенным правительством, мешает то, что на борту судна Mavi Marmara при штурме израильтянами погибли девять человек (мировые СМИ утверждают, что жертв 19). Подтверждением того, что убитые были боевиками, предлагается считать наличие у них бронежилетов и приборов ночного видения. Сама атака на конвой была предпринята для того, чтобы удержать блокаду Газы от прорыва.

Теперь, правда, кампания помощи Газе набирает обороты, а «из-за последних событий Израиль лишился поддержки своего основного покровителя - США - и оказался крайне уязвим», - сообщает Newsru.com. Антиизраильские настроения в Турции (а именно ее граждане погибли на бортуMavi Marmara) и вовсе становятся угрожающими. Турецкий премьер Реджеп Эрдоган пригрозил лично взойти на борт следующего гуманитарного конвоя в Газу, который Израиль тоже может штурмовать. Решив дать Израилю еще один шанс внятно объяснить свою позицию, обозреватель «БелГазеты» связался со стороной, непосредственно вовлеченной в конфликт. На вопросы обозревателя издания ответил капитан ЦАХАЛ (армия Израиля) Арье ШАЛИКАР, лично участвовавший в операции на одном из судов.

- Почему Израиль решил атаковать этот конвой?

- Несколько лет назад государство Израиль наложило запреты и ограничения на сектор Газа. С момента проведения операции в Газе в 2009г. дела там стали обстоять еще хуже: террористическая организация Хамас продолжает поставлять туда оружие. Мы установили блокаду этого района, что, согласно международным законам, является нашим правом. Также, согласно международным законам, нашим правом является предотвращение вторжения судов на нашу территорию. Политики решили, что они хотят остановить суда «Флотилии свободы», т.к. эти суда не желают подчиняться решениям, принятым государством Израиль, а также ООН, решениям гуманитарных организаций в этом районе. Суда пошли в Газу только для того, чтобы устроить провокацию. И тогда политики решили послать ЦАХАЛ, чтобы предотвратить прорыв блокады. Решение принято политиками, армия должна была исполнить эти приказы.

- Вы упомянули, что правом Израиля является «предотвращение вторжения судов» на «вашу территорию». Правда ли, что атака конвоя случилась в нейтральных водах?

- Сэр, высадка наших солдат на шесть кораблей «Флотилии свободы» действительно была осуществлена в нейтральных водах. Но, согласно международному законодательству, это наше право - останавливать суда до их вторжения в те воды, которые находятся в состоянии блокады. Мы можем останавливать суда, которые отказываются от взаимодействия с нами и ООН, причем останавливать их еще до того, как они пересекли нашу границу. То есть мы можем останавливать их в международных водах. Запрещено международным законодательством останавливать суда в тех водах, которые принадлежат иным суверенным странам.

КТО В КОГО СТРЕЛЯЛ И ПОЧЕМУ

- Турция настаивает на том, что люди, находившиеся на борту судов, не были вооружены. Так ли это? Ваши солдаты атаковали безоружных?

- Это неправда. Мы говорим о 600-700 человек, пришедших к нашим водам на шести кораблях. На борту большинства кораблей было по 20-50 пассажиров, не имевших при себе оружия. Но на большом корабле Mavi Marmara, груз которого сформировала исламистская организация IHH, были десятки активистов (мы их даже можем назвать террористами), которые прибыли сюда с одной-единственной целью: организации столкновений с солдатами Израиля. Это видно из видеосъемки. Так что если мы говорим об оружии, то да, у них оно было. У них были ножи, биты, рогатки. У них были даже противогазы и устройства ночного видения. И это является доказательством того, что эта группа фанатиков подготовила все заранее. Мы не можем утверждать, что все 700 человек знали об этой группе фанатиков, но мы точно знаем, что несколько пассажиров Mavi имели экстремистское прошлое и поднялись на борт судов конвоя не с гуманитарными целями.

- Официальная позиция правительства Израиля заключается в том, что спецназ стрелял в ответ, не открывал огонь первым. Огнестрельного оружия у IHH не было. Так кто же все-таки начал первым?

- Я вам сейчас подробно расскажу, что случилось, т.к. я был на одном из этих кораблей сам во время операции. Я говорил с двумя ранеными спецназовцами после операции, беседовал со старшими офицерами военно-морских сил Израиля. У всех примерно одинаковая картина происходившего.

Вы можете увидеть на видео и фото, что мы пытались высадить солдат из вертолета с помощью двух канатов (план заключался в том, чтобы захватить капитанский мостик и развернуть корабли. - «БелГазета»). Они там внизу взяли один из канатов и привязали его к антенне, чтобы препятствовать высадке. Солдатам пришлось спускаться одному за другим. Первые три солдата были встречены и сбиты с ног на землю. Их начали бить металлическими палками и ножами. Двоих из них пытались даже похитить. Четвертый сориентировался в обстановке, и ситуация стала исправляться.

Первые трое не ожидали встретить на борту мирного конвоя такой толпы фанатиков, которые будут делать все, чтобы убить их. Двоих куда-то утащили, забрали оружие. Оружие одного из них мы нашли потом - оно было без патронов, они стреляли в нас. Оружие второго, по всей видимости, выбросили за борт.

Так вот, четвертый солдат понял, что внизу - не гуманитарный конвой, а террористы. Не было иного выхода, как начать стрелять в ответ - он должен был сохранить свою жизнь и жизнь своих коллег.

ГРУЗ ИЗ ДЕНЕЖНЫХ ЧЕКОВ

- Все это произошло на Mavi Marmara?

- Так точно. На других кораблях не было вспышек насилия. Террористы были только на Mavi Marmara, который прибыл в Газу от имени IHH. И, как я уже говорил, IHH имеет связи с исламистами и террористами.

- Какой груз вы нашли на этих кораблях? Были ли там оружие, боеприпасы?

- Мы не нашли оружия, обнаружили там много просроченных медикаментов и, кроме того, продукты. Еще нашли там много денег - чеки, тысячи чеков с солидными суммами. Деньги мы нашли и на телах убитых. Это показывает, что деньги предназначались лидерам ХАМАС в Газе, которые сотрудничают с IHH. После захвата судов мы направили конвой в порт Ашдода, перегрузили груз на грузовики, и теперь эти 40 грузовиков ожидают, когда лидеры ХАМАС позволят им войти в сектор Газа. Но ХАМАС отказывается принимать эту помощь - 40 грузовиков стоят теперь на солнце, некоторые из них - прямо у входа в сектор Газа, на пропускном пункте, другие - на базе нашего министерства безопасности.

MAVI MARMARA КАК ПИАР-АКЦИЯ

- Вы говорите о том, что спецназ Израиля стрелял лишь в ответ и не открывал огонь первым. Есть ли жертвы среди солдат ЦАХАЛ?

- По итогам операции погибли девять турков, один из них имеет американский паспорт. С нашей стороны мы имеем семь солдат с травмами умеренной и средней тяжести - ножевые ранения, повреждения головы. У одного из солдат очень серьезные травмы головы, но ему уже лучше становится, слава богу. Один из солдат, говорят, получил огнестрельное ранение в живот. У нас мало жертв, т.к. после того, как на палубу Mavi Marmara спустился четвертый солдат, мы восстановили контроль над ситуацией.

- Почему стрельба поднялась только на одном корабле?

- Это очевидно. Пассажиры других кораблей не имели никаких экстремистских намерений. Они шли в Газу потому, что хотели помочь палестинцам, помочь разрешению кризиса. Желающих помочь Газе сегодня очень много во всем мире. С начала 2010г. в Газу со стороны Израиля вошло более 4 тыс. грузовиков с гуманитарным грузом - каждый день у нас больше 100 грузовиков туда уходят; 40 грузовиков гуманитарной помощи, которые с таким шумом были доставлены в Ашдод, не так уж сильно бы и помогли. Не так сильно они бы там ситуацию изменили! ХАМАС и IHH хотели с помощью Mavi Marmara спровоцировать нас. Так что нужно различать тех, кто шел сюда помогать, и тех, кто пришел провоцировать. Тех, кто искал внимания медиа, кто шел убивать солдат Израиля.

ОСТАНОВИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

- Много сказано, что инцидент на Mavi Marmara был провокацией. Но как понять его провоцирующий message? Турки хотели показать кровожадность евреев? И если они шли убивать солдат Израиля, почему не взяли оружия, а только рогатки и биты?

- Это, скорее, вопрос не к военным, а к политикам. Наша миссия была - любой ценой остановить суда. Мы не ожидали увидеть там террористов, не ожидали, что начнется бой. Пассажиры Mavi Marmara - я не говорю про большинство, а про специально подготовленное фанатичное меньшинство - хотели убивать и похищать солдат Израиля. И еще привлечь внимание международной общественности, чтобы делегитимизировать Израиль и те методы, которыми он работает. Даже если Израиль хочет лишь защитить собственные границы.

Справка «БелГазеты». Капитан ЦАХАЛ Арье Шаликар родился в 1977г., имеет диплом магистра университета Израиля. В операции против «Флотии свободы» участвовал на одном из израильских кораблей, осуществлявшем захват среднего по размерам корабля флотилии. На операции присутствовал в качестве представителя spokesperson unitармии Израиля и, как отмечает, «видел все своими глазами».

Фото: REUTERS
Добавить комментарий
Проверочный код