Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№22 (745) 07 июня 2010 г. Личный вкус

Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского

07.06.2010
 
3 июня, Национальный академический Большой театр оперы и балета РБ
Кирилл БОРИСЕНКО



Виктор ПЛОСКИНА, главный дирижер Театра оперы и балета: «ХОВАНЩИНА» - ЭТО НЕ ОПЕРА, ЭТО НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА»



- Высшая точка отчаяния приводит к массовому суициду - в «Хованщине» в конце концов люди сжигают себя. Почему они это делают? Народ теряет душу, позволяет корням зла растлить ее. А душа народа - это то, чем силен народ. Когда и как начинается ее растление? Мы все одарены от природы, у каждого есть хорошие черты. Лучшее, худшее, добро, зло - оно размыто. Но перед теми испытаниями, которые нам готовит судьба, мы пасуем... Вот в «Хованщине» есть такой герой, как князь Голицын - незаурядная натура, но подозрительность и сомнения подточили ее. Кипучая энергия Хованского выливается в жестокое насилие и пьяные оргии. Любовь избалованного княжича к Марфе, а потом - к Эмме переходит в похоть и разнузданность. Гордость Досифея переплавляется с его самоотверженным героизмом и изуверством - и Досифей увлекает братию на самосожжение... Разлад во всем. Мусоргский пишет: «Ноет сердце, чует сердце недоброе…» И вот тогда самосожжение есть мера искупления вины народа. «Хованщина» - это не опера, это народная музыкальная драма.

В своих редакциях Римский-Корсаков не искажал язык Мусоргского, как это принято считать, он просто делал так, как тогда было заведено - преломлял язык Мусоргского на современный ему лад. Наоборот, Корсаков Мусоргскому помогал, делал для него колоссальные вещи - не было бы Римского-Корсакова, о Мусоргском никто бы практически не знал. Мусоргский - композитор интуитивный, у него не было глубоких знаний инструментовки. Он не мог это все скомпоновать по-настоящему - это был гениальный человек, но он владел профессией композитора. Но мы делали «Хованщину» в редакции Шостаковича - в этой редакции опера инструментована очень хорошо, звучит очень насыщенно. Единственный ее минус - оркестр «перекрикивает» вокалистов. Никаких дополнительных изменений в спектакле в связи с премьерой «Хованщины» на обновленной сцене Большого театра оперы и балета не было - мы все сделали так, как делал Геннадий Проваторов. Этот спектакль посвящен его памяти, памяти большого русского дирижера, который много времени провел в Беларуси.


Евгений ФИЛЕНКО, инженер-строитель: «ХОДИТЬ В ОПЕРУ НА ГОЛОДНЫЙ ЖЕЛУДОК - ЭТО ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО»

- Для меня это был первый визит в оперу, и поэтому я решил немного подготовиться - почитал в Интернете, что из себя представляет «Хованщина» (что такое опера, я себе представлял). Но когда шел в театр, у меня еще было в отношении оперы несколько стереотипов. В конечном итоге большинство из них было разрушено. Прежде всего был разрушен тот стереотип, что театр начинается с вешалки. Для меня театр начался с прохлады внутри, потом мы встретили билетершу, и только потом была вешалка. Еще я боялся, что начну кашлять или ерзать во время представления и услышу шиканье в свой адрес. Ничего такого не произошло. Более того, старушка, которая сидела в соседнем ряду, во время представления достала из пакета сандалии и принялась их надевать - и никто даже слова ей не сказал. Следующий стереотип касался внешнего вида людей, которые ходят в оперу. Я думал, что все будут в костюмах, в вечерних платьях и я в своей сорочке среди них буду смотреться не очень представительно. Но оказалось, что все одеты по-летнему. Еще некоторые до сих пор думают, что опера - это место, где мужчины пляшут в колготках на сцене. На самом деле это не так, что лишний раз и подтвердилось: мужчины в колготках все-таки в балете.



Сама же опера - действо очень мощное: ни на минуту не оставляла равнодушным, несмотря на то что длилась три с половиной часа. Скучно не было. Музыка создавала совершенно разные настроения - чувство спокойствия, умиротворенности, иногда ввергала в тревогу, создавала атмосферу таинственности. Несмотря на то что какие-то элементы декорации были довольно условны, они здорово погружали в атмосферу Москвы XVII в., а ведь это была эпоха переломная во многих отношениях. Даже стрельцы на сцене - как раз в это время они переходили от холодного оружия к огнестрельному, и в целом старый уклад и порядки менялись на новую, петровскую эпоху.

Произошло полное погружение - наверное, в этом и есть прелесть подобных представлений. Еще я понял, что ходить в оперу на голодный желудок - это очень правильно: тогда все переживания кажутся острее.
Добавить комментарий
Проверочный код