Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (745) 07 июня 2010 г. Личный вкус

Опера «Хованщина» Модеста Мусоргского

07.06.2010
 
3 июня, Национальный академический Большой театр оперы и балета РБ
Кирилл БОРИСЕНКО



Виктор ПЛОСКИНА, главный дирижер Театра оперы и балета: «ХОВАНЩИНА» - ЭТО НЕ ОПЕРА, ЭТО НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА»



- Высшая точка отчаяния приводит к массовому суициду - в «Хованщине» в конце концов люди сжигают себя. Почему они это делают? Народ теряет душу, позволяет корням зла растлить ее. А душа народа - это то, чем силен народ. Когда и как начинается ее растление? Мы все одарены от природы, у каждого есть хорошие черты. Лучшее, худшее, добро, зло - оно размыто. Но перед теми испытаниями, которые нам готовит судьба, мы пасуем... Вот в «Хованщине» есть такой герой, как князь Голицын - незаурядная натура, но подозрительность и сомнения подточили ее. Кипучая энергия Хованского выливается в жестокое насилие и пьяные оргии. Любовь избалованного княжича к Марфе, а потом - к Эмме переходит в похоть и разнузданность. Гордость Досифея переплавляется с его самоотверженным героизмом и изуверством - и Досифей увлекает братию на самосожжение... Разлад во всем. Мусоргский пишет: «Ноет сердце, чует сердце недоброе…» И вот тогда самосожжение есть мера искупления вины народа. «Хованщина» - это не опера, это народная музыкальная драма.

В своих редакциях Римский-Корсаков не искажал язык Мусоргского, как это принято считать, он просто делал так, как тогда было заведено - преломлял язык Мусоргского на современный ему лад. Наоборот, Корсаков Мусоргскому помогал, делал для него колоссальные вещи - не было бы Римского-Корсакова, о Мусоргском никто бы практически не знал. Мусоргский - композитор интуитивный, у него не было глубоких знаний инструментовки. Он не мог это все скомпоновать по-настоящему - это был гениальный человек, но он владел профессией композитора. Но мы делали «Хованщину» в редакции Шостаковича - в этой редакции опера инструментована очень хорошо, звучит очень насыщенно. Единственный ее минус - оркестр «перекрикивает» вокалистов. Никаких дополнительных изменений в спектакле в связи с премьерой «Хованщины» на обновленной сцене Большого театра оперы и балета не было - мы все сделали так, как делал Геннадий Проваторов. Этот спектакль посвящен его памяти, памяти большого русского дирижера, который много времени провел в Беларуси.


Евгений ФИЛЕНКО, инженер-строитель: «ХОДИТЬ В ОПЕРУ НА ГОЛОДНЫЙ ЖЕЛУДОК - ЭТО ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО»

- Для меня это был первый визит в оперу, и поэтому я решил немного подготовиться - почитал в Интернете, что из себя представляет «Хованщина» (что такое опера, я себе представлял). Но когда шел в театр, у меня еще было в отношении оперы несколько стереотипов. В конечном итоге большинство из них было разрушено. Прежде всего был разрушен тот стереотип, что театр начинается с вешалки. Для меня театр начался с прохлады внутри, потом мы встретили билетершу, и только потом была вешалка. Еще я боялся, что начну кашлять или ерзать во время представления и услышу шиканье в свой адрес. Ничего такого не произошло. Более того, старушка, которая сидела в соседнем ряду, во время представления достала из пакета сандалии и принялась их надевать - и никто даже слова ей не сказал. Следующий стереотип касался внешнего вида людей, которые ходят в оперу. Я думал, что все будут в костюмах, в вечерних платьях и я в своей сорочке среди них буду смотреться не очень представительно. Но оказалось, что все одеты по-летнему. Еще некоторые до сих пор думают, что опера - это место, где мужчины пляшут в колготках на сцене. На самом деле это не так, что лишний раз и подтвердилось: мужчины в колготках все-таки в балете.



Сама же опера - действо очень мощное: ни на минуту не оставляла равнодушным, несмотря на то что длилась три с половиной часа. Скучно не было. Музыка создавала совершенно разные настроения - чувство спокойствия, умиротворенности, иногда ввергала в тревогу, создавала атмосферу таинственности. Несмотря на то что какие-то элементы декорации были довольно условны, они здорово погружали в атмосферу Москвы XVII в., а ведь это была эпоха переломная во многих отношениях. Даже стрельцы на сцене - как раз в это время они переходили от холодного оружия к огнестрельному, и в целом старый уклад и порядки менялись на новую, петровскую эпоху.

Произошло полное погружение - наверное, в этом и есть прелесть подобных представлений. Еще я понял, что ходить в оперу на голодный желудок - это очень правильно: тогда все переживания кажутся острее.
Добавить комментарий
Проверочный код