Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (744) 31 мая 2010 г. Тема недели

Запас нечиненой беды

31.05.2010
 
Теперь, кажется, все ясно. Беларусь остается наедине с тысячами подержанных автомобилей и без дешевой нефти, а до присоединения к двусторонним договорам России и Казахстана - вообще за стенкой Таможенного союза. В том, что Беларусь присоединится-таки к Таможенному союзу, сомнений нет - в противном случае это означает окончательный демонтаж союзного государства, полноценную границу с Россией и коллапс белорусской экономики.
Владимир ГУРЬЯНОВ



Пока же проблемы у тех, кто собрался машину не купить, а продать. Авторынок Беларуси в глубочайшей депрессии: платежеспособных клиентов мало, а банковские кредиты грабительски дорогие. Какой-никакой спрос на рынке поддерживался именно обещанным подъемом пошлин - ажиотажный спрос в конце 2009г. вытянул статистику продаж новых машин к не самой страшной цифре падения в 36%. А могли быть и все 50%.

Вторичный рынок таким же образом держался в I полугодии 2010г. Машины продавались немногим лучше, чем обычно, но ведь и не хуже. А в середине весны был период, когда продавцы умудрялись даже взвинчивать цены.

Теперь накручивать цены будет очень сложно. В состоянии вялорастущего спроса предложение прямо-таки галопировало. В ожидании таможенного железного занавеса продавцы импортировали в Беларусь десятки тысяч подержанных автомобилей. В западных приграничных регионах буквально каждый двор заставлен «бэушками». На каждого жителя Ошмян или Сморгони приходится по 3-4 автомобиля.

Часть машин должна была после 1 июля уйти в Россию. Хотя план перекупщиков изначально был рискованный: эксперты еще осенью предупреждали, что Россия не станет будоражить свой рынок, запуская в него тысячи дешевых машин из Беларуси. Так и случилось: весной российские таможенники объявили, что режим ввоза машин на территорию РФ не только не будет ослаблен, а даже ужесточится. Поставить на учет автомобиль, ввезенный в Беларусь до 1 июля, было бы невозможно без уплаты пошлин. Так что нашей стране придется в одиночку переваривать весь тот избыточный автопарк, который попал в Беларусь за последние месяцы.

Конечно, хорошая машина сама себя продаст, но в том-то и дело, что хороших мало. Кризис очень своеобразно «выстриг» рынок. Наиболее живые сегменты - нижний (с ценами до $5 тыс.) и, как ни странно, верхний (новые автомобили от $50-70 тыс. и выше). А посередине - выжженная земля.

Тех, кто в былые годы покупал машину за $8-15 тыс., открывая банковский кредит на большую часть суммы, больше нет. Единичные покупатели остались только в Минске - средний класс в регионах совершенно не активен.

Кому и за сколько можно продать тысячи накопленных «бэушек» - большой вопрос. А главное, нуждается ли покупатель в том, что пригнано? Предложение формировалось с учетом специфики белорусского спроса: покупается то, что дешевле. Иными словами, рынок насыщен нестарыми (по году выпуска), но в плохом техническом состоянии машинами - с большим пробегом, послеаварийными, некачественно отремонтированными. Перегонщики вытаскивали авто из Литвы, Польши, Германии в большой спешке, надеясь на скорый доход. Да и свободных денег у населения было немного, чтобы массово вкладываться в качественные машины.

Но пошлины остались прежними, железный занавес пока отменяется - и покупатели не обязаны выбирать из того, что уже ввезено в Беларусь. В нынешних условиях можно и нужно покупать «бэушки» в Западной Европе - заказывать фирмам-перевозчикам или везти самостоятельно.

Тем более упавший курс евро сделал хорошие, «не убитые» машины в Европе не такими уж дорогими. Более того, эксперты прогнозируют к концу года дальнейшее проседание евровалюты - до $1,15 за 1 евро. И это еще один звоночек для продавцов машин в Беларуси: купленные по высокому курсу машины нужно продавать по низкому, практически в убыток.

Что станет с ценами? Очевидно, в ближайшие 3-4 месяца подержанные машины в долларах будут дешеветь, причем существенно. Замедлить падение цен может «просадка» евровалюты, ускорить - традиционное сжатие спроса к лету-осени и необходимость выплаты кредитов, взятых на покупку автомобиля.

Но к концу года тенденция может поменяться. Все-таки определенная неясность с пошлинами сохраняется: мы знаем лишь, что с 1 июля они не поднимутся. А когда поднимутся - даже приблизительно не знаем. Кроме того, Беларусь пока еще не в Таможенном союзе. Но при любом раскладе в конце года нас ждут увлекательные переговоры по ценам на газ, квоте беспошлинной нефти (если таковая вообще будет). А поскольку у Беларуси в принципе немного козырей в этих переговорах, то предметом торга может стать и автомобильный рынок.
Добавить комментарий
Проверочный код