Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№21 (744) 31 мая 2010 г. Тема недели

Запас нечиненой беды

31.05.2010
 
Теперь, кажется, все ясно. Беларусь остается наедине с тысячами подержанных автомобилей и без дешевой нефти, а до присоединения к двусторонним договорам России и Казахстана - вообще за стенкой Таможенного союза. В том, что Беларусь присоединится-таки к Таможенному союзу, сомнений нет - в противном случае это означает окончательный демонтаж союзного государства, полноценную границу с Россией и коллапс белорусской экономики.
Владимир ГУРЬЯНОВ



Пока же проблемы у тех, кто собрался машину не купить, а продать. Авторынок Беларуси в глубочайшей депрессии: платежеспособных клиентов мало, а банковские кредиты грабительски дорогие. Какой-никакой спрос на рынке поддерживался именно обещанным подъемом пошлин - ажиотажный спрос в конце 2009г. вытянул статистику продаж новых машин к не самой страшной цифре падения в 36%. А могли быть и все 50%.

Вторичный рынок таким же образом держался в I полугодии 2010г. Машины продавались немногим лучше, чем обычно, но ведь и не хуже. А в середине весны был период, когда продавцы умудрялись даже взвинчивать цены.

Теперь накручивать цены будет очень сложно. В состоянии вялорастущего спроса предложение прямо-таки галопировало. В ожидании таможенного железного занавеса продавцы импортировали в Беларусь десятки тысяч подержанных автомобилей. В западных приграничных регионах буквально каждый двор заставлен «бэушками». На каждого жителя Ошмян или Сморгони приходится по 3-4 автомобиля.

Часть машин должна была после 1 июля уйти в Россию. Хотя план перекупщиков изначально был рискованный: эксперты еще осенью предупреждали, что Россия не станет будоражить свой рынок, запуская в него тысячи дешевых машин из Беларуси. Так и случилось: весной российские таможенники объявили, что режим ввоза машин на территорию РФ не только не будет ослаблен, а даже ужесточится. Поставить на учет автомобиль, ввезенный в Беларусь до 1 июля, было бы невозможно без уплаты пошлин. Так что нашей стране придется в одиночку переваривать весь тот избыточный автопарк, который попал в Беларусь за последние месяцы.

Конечно, хорошая машина сама себя продаст, но в том-то и дело, что хороших мало. Кризис очень своеобразно «выстриг» рынок. Наиболее живые сегменты - нижний (с ценами до $5 тыс.) и, как ни странно, верхний (новые автомобили от $50-70 тыс. и выше). А посередине - выжженная земля.

Тех, кто в былые годы покупал машину за $8-15 тыс., открывая банковский кредит на большую часть суммы, больше нет. Единичные покупатели остались только в Минске - средний класс в регионах совершенно не активен.

Кому и за сколько можно продать тысячи накопленных «бэушек» - большой вопрос. А главное, нуждается ли покупатель в том, что пригнано? Предложение формировалось с учетом специфики белорусского спроса: покупается то, что дешевле. Иными словами, рынок насыщен нестарыми (по году выпуска), но в плохом техническом состоянии машинами - с большим пробегом, послеаварийными, некачественно отремонтированными. Перегонщики вытаскивали авто из Литвы, Польши, Германии в большой спешке, надеясь на скорый доход. Да и свободных денег у населения было немного, чтобы массово вкладываться в качественные машины.

Но пошлины остались прежними, железный занавес пока отменяется - и покупатели не обязаны выбирать из того, что уже ввезено в Беларусь. В нынешних условиях можно и нужно покупать «бэушки» в Западной Европе - заказывать фирмам-перевозчикам или везти самостоятельно.

Тем более упавший курс евро сделал хорошие, «не убитые» машины в Европе не такими уж дорогими. Более того, эксперты прогнозируют к концу года дальнейшее проседание евровалюты - до $1,15 за 1 евро. И это еще один звоночек для продавцов машин в Беларуси: купленные по высокому курсу машины нужно продавать по низкому, практически в убыток.

Что станет с ценами? Очевидно, в ближайшие 3-4 месяца подержанные машины в долларах будут дешеветь, причем существенно. Замедлить падение цен может «просадка» евровалюты, ускорить - традиционное сжатие спроса к лету-осени и необходимость выплаты кредитов, взятых на покупку автомобиля.

Но к концу года тенденция может поменяться. Все-таки определенная неясность с пошлинами сохраняется: мы знаем лишь, что с 1 июля они не поднимутся. А когда поднимутся - даже приблизительно не знаем. Кроме того, Беларусь пока еще не в Таможенном союзе. Но при любом раскладе в конце года нас ждут увлекательные переговоры по ценам на газ, квоте беспошлинной нефти (если таковая вообще будет). А поскольку у Беларуси в принципе немного козырей в этих переговорах, то предметом торга может стать и автомобильный рынок.
Добавить комментарий
Проверочный код