Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№21 (744) 31 мая 2010 г. Тема недели

«За $3 тыс. просят «что-нибудь получше»

31.05.2010
 
Нервотрепка вокруг автопошлин в рамках Таможенного союза привела к тому, что Беларусь менее чем за год превратилась в автохаус подержанных автомобилей.
Евгений КЕЧКО



Кто больше всего пострадал в процессе купли-продажи и на какие рынки сбыта белорусы больше всего обращали внимание, «БелГазете» рассказал гомельский предприниматель Владимир ЯНОЧКИН.

- В какой момент вы ощутили ажиотажный спрос на автомобили?

- Примерно год назад, когда поползли первые слухи о будущем Таможенном союзе и повышении цен на растаможку. Ажиотаж усиливался по мере того, как эта проблема затрагивалась в прессе. Самый большой всплеск был перед Новым годом, в феврале-марте тоже заказов хватало, а потом народ немного успокоился, поутих. Но как оказалось, временно - сейчас, как ни странно, опять начали звонить. Это наверняка связано с нервными переговорами вокруг Таможенного союза: несмотря на то что пошлины с 1 июля не поднимут, некоторые по-прежнему считают, что в этом вопросе ничего не ясно. Народ привык жить слухами, и сейчас, кто не успел поменять автомобиль за прошедшее время, по привычке хочет вскочить в последний вагон.

- Насколько удалось увеличить продажи?

- Точную цифру пока не знаем, но по сравнению с прошлым годом продали в 1,5-2 раза больше автомобилей.

- Какие марки оказались наиболее популярными среди белорусов?

- Opel и Renault. Opel в определенный период практически невозможно было приобрести. Приходит клиент, по нескольким позициям выбирает себе автомобиль, ты связываешься с Германией, а там уже все продано. Приходилось суетиться в течение двух недель, а потом свой заказ буквально вырывали. В марте-апреле покупатели гребли все, что попадалось, но это в основном минчане, в Гомеле паники было меньше.

Opel многих привлекал тем, что и по деньгам, и по запчастям это наиболее приемлемый вариант, эту марку в народе некоторые даже называют немецкими жигулями. Качество, конечно, не ахти, зато по карману. В диапазоне «цена - качество» многих привлекали и различные модели Renault - Scenic, Megane, Laguna. Люди не гнались за большими опциями, старались уложиться в бюджет. Понимая, что состояние машины все же играет основную роль, мы предлагаем дополнительно полную диагностику автомобиля прямо в Германии. Но пока ни один человек этим предложением не воспользовался - сейчас на всем экономят, а это дополнительные расходы.

Потом и продавцу претензии не предъявишь - тебе же предлагали помочь. Но по ходовой части автомобилей вопросы никогда не возникали, самые распространенные проблемы у пригнанных автомобилей - небольшие сколы, царапины на бамперах. И обязательно надо следить за расходниками, ведь немцы в этих вопросах не совсем аккуратны: могут забыть поменять масло, а если машина не едет - покупают новую.

- С учетом того что из-за временного цейтнота и нехватки средств в Беларусь ввезли много автохлама, можно утверждать, что ажиотаж значительно подпортил вкус белорусских потребителей?

- Когда белорусам начали грозить высокими пошлинами, определенная категория покупателей поняла, что надо брать автомобиль «помоложе», чтобы он прослужил лет 5-7. Поэтому некоторых не устраивали даже автомобили 2001 г.в., люди выбирали среди моделей 2004-07 г.в. Но в большинстве своем покупатели хотели машину подешевле. Часто встречаются клиенты, которые просят за $3-3,5 тыс. подыскать им «что-нибудь получше». Приходится объяснять, что за такую цену доставить автомобиль невозможно. В среднем хороший автомобиль с доставкой обойдется в $6-9 тыс., кто-то готов заплатить и больше.

- Какие рынки у белорусов пользовались наибольшим спросом?

- Многие обращают внимание на автомобили, пригнанные из Литвы, но у литовского рынка сейчас не лучший имидж - там по большей части продают конструкторы. Люди пригоняют автомобили домой, поднимают коврики и понимают, что купили товар, собранный из 2-3 автомобилей. Литва многих привлекает тем, что там большая перевалочная база по запчастям - практически весь Минск там закупается. Это легко объясняется - в Литву постоянно возят на разбор немецкие и американские автомобили, отсюда большой выбор как запчастей, так и машин-конструкторов.

В начале года большим спросом пользовались автомобили, пригнанные из Америки, но где-то в апреле интерес к «американцам» значительно снизился. Люди боялись делать заказы - рисковали не успеть до 1 июля. Но в последнее время, когда народ вроде бы успокоили, что таможенные пошлины останутся на прежнем уровне, вновь стали появляться заказы на авто из Америки.

Определенная категория покупателей обращала внимание и на внутренний рынок - не хотели заниматься дополнительными хлопотами с той же растаможкой и доставкой, готовы были купить машину здесь и сейчас. Слышал, что в начале весны в том же Минске рынок фактически вымели, а сейчас продавцы будут мучаться.

Дело не только в 1 июля - сейчас евро упал по отношению к доллару, и люди, которые все еще хотят обновить автопарк, понимают, что выгоднее и надежнее пригнать автомобиль из той же Германии. Говорят, белорусы уже не хотят приобретать автомобили, но я знаю одну минскую фирму, которая занимается исключительно транспортировкой автомобилей. У нее 24 автовоза, и все равно выстраивается очередь из желающих доставить машину. Люди ждут по нескольку недель, чтобы найти место на автовозе. Среди клиентов фирмы много продавцов со всей Беларуси, хватает и частников, желающих пригнать автомобиль для личных целей, а не для продажи.

- Сейчас часто говорят о жертвах ажиотажа: люди брали кредит, чтобы приобрести автомобиль за рубежом, а после 1 июля выгодно его перепродать…

- Слышал о таких случаях, но серьезные продавцы работают осторожно - только по заказу. Как правило, основные средства крутятся в другой сфере бизнеса, а это - вспомогательный доход, ведь автомобили, ждущие покупателей несколько месяцев, - это нерентабельно. Сейчас также можно заниматься продажей, но уже нужны дополнительные стимулы. Как только некоторые продавцы предложили клиентам новые акции, услуги по автокредитованию, люди опять начали интересоваться. Но все идет к перенасыщению рынка, что явно скажется на бизнесе. Люди что-то пригнали, продолжают пригонять, и вскоре можно будет купить все в Беларуси, не выезжая за границу.

Удар скорее будет нанесен по-другому сегменту - по тем, кто покупал автомобили, чтобы с июля отправить их на Москву, Питер и дальше - на всю Россию. Подозреваю, что именно эти продавцы попадут на большие деньги. Ведь это они брали кредиты, оформлялись, растаможивались, загоняли технику на белорусские стоянки. Все машины и сейчас там стоят и ждут 1 июля.

Я все больше склоняюсь к мнению, что из-за белорусов никакого Таможенного союза не будет вообще. А это приведет к тому, что рынок потрясет и отпустит, через некоторое время ситуация будет спокойной, как и в предыдущие годы.

СПРАВКА «БелГазеты». Владимир Яночкин родился в 1977г. в Риге. В 1989г. вместе с родителями переехал в Беларусь. Из-за проблем со здоровьем получил среднее образование в частном порядке. В 2003г. работал внештатным корреспондентом в ряде республиканских изданий. В 2006г. занялся бизнесом, зарегистрировавшись как ИП. С 2007г. директор ЧТУП «Яночкин и К», основные сферы деятельности - грузоперевозки, экспедирование грузов, торговля автомобилями из Германии и США, оптово-розничная торговля.
Добавить комментарий
Проверочный код