Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№21 (744) 31 мая 2010 г. Экономика

Условно освобождённая

31.05.2010
ПравоТолк с Максимом ЗНАКОМ
1 июня в графе «либерализация экономики» можно поставить галочку напротив пункта о расширении прав по формированию зарплаты. Государство уже предприняло в этой сфере все, что считало возможным, и объявило о рекомендательном характере тарифной системы для бизнеса. Бизнес надеялся на полную отмену обязательности применения единой тарифной сетки (ЕТС), однако дождался лишь новых правил ее применения: вместо старой инструкции вступает в силу новая - N60.


Итак, с лета 2010г. танцевать с сеткой будем по новым правилам. При этом госорганизации и организации с долей собственности государства более 50% по-прежнему обязаны строго придерживаться инструкции (изменений там не так много, общий порядок остается прежним). А как же частные организации? Многие пока не верят в то, что можно будет формировать зарплаты как заблагорассудится, и возможно, правильно делают.

Основным применимым нормативным актом остается декрет N17 от 18.07.2002г., устанавливающий, что оплата труда работников осуществляется «в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь». Эта норма императивная, и отменить ее может только президент. Однако содержание правил об оплате труда определяется подзаконными актами. Сама ЕТС - всего лишь 27 пар чисел (разряды и тарифные коэффициенты). Как присваивать разряды «в зависимости от сложности» и т.п., традиционно устанавливало Минтруда в своей инструкции. Хотя де-факто Минтруда и является пророком ЕТС и может полностью перекроить порядок ее применения, есть условия, за которые нельзя выйти, - обеспечение дифференциации зарплат и присвоение тарифных разрядов.

Инструкция N60 устанавливает, что негосударственными организациями и ИП она применяется «в соответствии с локальными нормативными правовыми актами». При этом указано, что тарифные коэффициенты для работников всегда должны устанавливаться не ниже, чем положено по инструкции. Что конкретно имелось в виду? Очевидно, то, что тарифные разряды частные наниматели смогут устанавливать выше, чем госорганизации… Вот, пожалуй, и все. Более оптимистичные варианты толкования или не соответствуют другим нормативным актам, или могут быть попыткой выдать желаемое за действительное. Впрочем, как всегда, разобраться в сложной норме помогли специалисты Минтруда в своих комментариях.

Иногда после прочтения комментария к очередному нормативному акту начинаешь подозревать, что у специалистов-разработчиков есть версии для служебного пользования, в которых мелким шрифтом между строк написаны подробные разъяснения и дополнения для каждой нормы. Очень жаль, что эти разъяснения и дополнения не включаются сразу в текст нормативного акта.

Так вот, по мнению специалистов Минтруда, в негосударственных организациях наниматель может устанавливать тарифные ставки в конкретной сумме либо в необходимом диапазоне. Это как раз то, о чем многие наниматели мечтают. Вот только почему-то разрешение так поступать получено пока лишь на уровне опубликованного комментария, в то время как, исходя из текста инструкции N60, у каждого работника (даже в частной организации) должен быть тарифный коэффициент (который всегда «привязан» к тарифному разряду). Замкнутый круг.

Впрочем, это не единственный момент, требующий дополнительных пояснений. Пространства для комментариев оставлено достаточно. Например, в инструкции указано, что частные организации могут применять ее для тарификации, но прямо не уточняется возможность применения норм для формирования тарифных ставок (окладов). Эта норма уже неожиданно «стрельнула»: было разъяснено, что правила формирования зарплаты (в т.ч. возможность повышения тарифных ставок до 300%, которая так порадовала нанимателей в сентябре 2009г.) могут быть применены только теми, кто пользуется инструкцией N60 при тарификации. Остальным - нельзя. Довольно странная логика, учитывая, что цель принятия инструкции - расширение прав нанимателей в сфере оплаты труда.

К сожалению, продолжает сохраняться порядок, при котором размер зарплаты определяется не только исходя из экономической ситуации на предприятии и договоренности работника и нанимателя, но и с учетом сложной системы ограничений, установленных законодательством. Действительно, еще проще стало обосновать высокий размер зарплаты, однако обязанность обоснования (подготовки и ведения соответствующих документов) остается. За несоблюдение этой обязанности могут оштрафовать (до 100 базовых) и спросить о правомерности отнесения соответствующих сумм на затраты для целей налогообложения.

Ни в инструкции, ни в комментариях к ней не написано, какую роль продолжает играть ЕТС для частных организаций и каким образом будет контролироваться проведение ими дифференциации размера оплаты труда, обязательность которой никем не отрицается. В условиях неопределенности нормативных актов наниматели рискуют, продолжают надеяться на то, что будут внесены изменения в декрет N17, и вновь вынуждены выбирать из двух зол: руководствоваться разъяснениями или не рисковать и не использовать новые возможности.
Добавить комментарий
Проверочный код